В апреле 2018 г. ФПА РФ отправила в Минюст России Справку о состоянии российской адвокатуры на современном этапе. В документе перечислены основные проблемы, с которыми представители адвокатского сообщества сталкиваются в процессе осуществления профессиональной деятельности.
Так, в справке обоснованно указано:
- «крайне серьезной проблемой являются ограничения в получении своевременной юридической помощи для лиц, содержащихся под стражей»;
- «вопреки установленным международным стандартам, в российских местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых установлен режим цензуры переписки адвоката и подзащитного, а также запрет обмена процессуальными документами с доверителем в ходе встреч в следственном изоляторе».
Следует учесть, что адвокатам приходится оказывать юридическую помощь не только в следственных изоляторах, но и в учреждениях, исполняющих наказания, – исправительных и воспитательных колониях, тюрьмах, лечебно-профилактических и лечебно-исправительных учреждениях. При этом зачастую условия для нормальной работы адвоката в них отсутствуют. Кроме того, порой прибывшие в учреждение адвокаты не получают доступ к доверителю под различными, в том числе надуманными, предлогами.
Считаю необходимым просить ФПА РФ донести до Минюста России несколько проблем, связанных со взаимодействием адвокатов и подчиненной министерству Федеральной службы исполнения наказаний.
Проблема первая
В 2017 г. в прессе неоднократно освещались события, которые разворачивались в исправительных учреждениях. Тогда должностные лица препятствовали осуществлению адвокатами своей профессиональной деятельности.
Особенно большой резонанс имели события, произошедшие в июле-августе 2017 г. в Брянской области, где адвокатов в течение нескольких недель не допускали к заключенным, которые, по имевшейся информации, подвергались насилию со стороны сотрудников ФСИН. Сложившаяся ситуация сопровождалась циничными официальными заявлениями УФСИН России по Брянской области об отказе осужденных от встреч с адвокатами.
Таким образом, сотрудники ФСИН располагают возможностью отказывать адвокату в предоставлении свидания с подзащитным в любой ситуации, даже просто из-за нежелания допускать защитника к осужденному. При этом действующее нормативное регулирование допускает подобное поведение сотрудников уголовно-исполнительной системы, поскольку об обязанности доставить осужденного на свидание с адвокатом не сказано ни в Уголовно-исполнительном кодексе РФ, ни в Правилах внутреннего распорядка (далее – ПВР), утвержденных Приказом Минюста России от 16 декабря 2016 г. № 295.
Говорить в исправительных учреждениях о системном толковании права, международных стандартах и конституционных правах, как правило, бесполезно. Уверен, что проблема может быть решена только путем нормативного регулирования, которое зависит от Минюста России. Для решения имеющейся на всей территории страны проблемы достаточно внесения дополнений в ПВР исправительных учреждений с закреплением обязанности администраций последних доставлять осужденного к месту свидания с адвокатом. Если на подобную обязанность будут указывать ПВР, то осужденный, не желающий общения с адвокатом, сможет сообщить об этом ему очно, что не оставит у защитника сомнений в удовлетворительном физическом состоянии доверителя и способности самостоятельно определять необходимость оказания ему юридической помощи.
Проблема вторая
Связана она с отсутствием в исправительном учреждении надлежащих условий для работы адвокатов с осужденными, что отражается на исполнении защитниками своих профессиональных обязанностей. А именно:
- не обеспечивается декларируемая ст. 89 УИК РФ конфиденциальность свиданий осужденного с адвокатом, и выражается это в «закрытии» лотков для передачи документов между защитником и доверителем в адвокатских кабинетах (кабинах), а также в присутствии сотрудника исправительного учреждения при проведении беседы адвоката с подзащитным;
- предоставляются невентилируемые помещения малой площади, в которых зачастую отсутствуют даже стол и стул.
Представляется, что обозначенные проблемы могут быть решены Минюстом России, поскольку это не потребует внесения поправок в федеральные законы и вовлечения в этот процесс субъектов законодательной инициативы, а главное – не возникнет необходимости в дополнительном финансировании.
Пока в исправительных учреждениях страны не будут обеспечены нормальные условия для работы адвокатов, говорить о реализации права на квалифицированную юридическую помощь объективно невозможно.