×

Мораторий не равнозначен бесконтрольной деятельности

Суд признал законным проведение налоговой проверки IT-компании в период действия моратория
Шлыкова Виктория
Шлыкова Виктория
Главный юрист юридической консалтинговой группы «Ком-Юнити»

Арбитражный суд Пензенской области отказал IT-компании в удовлетворении иска к региональному УФНС. Компания пыталась оспорить решение о проведении выездной налоговой проверки, признав его незаконным. В иске она ссылалась на Постановление Правительства РФ от 24 марта 2022 г. № 448 о моратории на проверки IT-компаний.

Дело вызвало широкий общественный резонанс и было названо «первым известным случаем в условиях моратория на такие проверки», однако это не совсем так. Мораторий на налоговые проверки аккредитованных в Минцифре IT-компаний, действующий до 3 марта 2025 г., не означает бесконтрольную деятельность таких компаний – данный запрет подразумевает лишь ограничение на проведение выездных налоговых проверок.

Согласно Письму ФНС России от 24 марта 2022 г. № СД-4-2/3586@ назначение и проведение выездных налоговых проверок в отношении аккредитованных IT-организаций до 5 марта 2025 г. возможно только:

  • с согласия руководителя (заместителя руководителя) ФНС;
  • с согласия руководителя (заместителя руководителя) вышестоящего налогового органа;
  • по мотивированному запросу нижестоящего налогового органа.

Из этого следуют две предусмотренные законом возможности проведения налоговых проверок в IT-компаниях в период моратория: камеральные и проверки с согласия УФНС или ФНС по мотивированному запросу инспекции.

Камеральные проверки

Читайте также
Налоговые льготы в IT-индустрии: реалии и перспективы
Государство делает серьезные шаги навстречу отрасли в сфере налогообложения
29 марта 2022 Мнения

Мораторий на камеральные проверки не распространяется, поэтому они проводятся в полном объеме минимум раз в год для каждой IT-компании, включенной в реестр Минцифры. Камеральная проверка проходит «по документам», для чего налоговый орган запрашивает у налогоплательщика и его контрагентов подтверждающие IT-деятельность компании документы: договоры, акты, отчеты, технические задания.

Такие проверки обязательно проходит каждая аккредитованная IT-компания, применяющая налоговую льготу по прибыли и страховым взносам, ежегодно. Налоговый орган проверяет реальное получение компанией 70% выручки от IT-деятельности. Это ключевое требование для применения «нулевой» ставки по налогу на прибыль. При этом налогоплательщик может не догадываться о проведении в отношении него камеральной проверки. Если контрагенты представили все документы и сомнений в льготируемой деятельности нет, проверка закрывается с положительным для налогоплательщика результатом.

Если инспектором выявлены расхождения, снизился процент выручки от IT-деятельности ниже 70%, а также компания создает впечатление «технической», созданной с целью получения необоснованной налоговой выгоды от применения льготы, то налоговый орган вправе проверить компанию более тщательно.

В ходе камеральных проверок, хоть и названных проверками «по документам», инспекция вправе вызывать сотрудников налогоплательщика, включая бывших, его бухгалтеров, руководителей на допросы с обязательной личной явкой в качестве свидетелей. Налоговый орган может также приехать с осмотром в офис компании, сделать выводы о реальности ее работы, наличии имущества, поговорить с сотрудниками на месте и описать результаты осмотра в акте камеральной проверки.

В случае выявления нарушений в применении IT-льготы по итогам камеральной проверки выносится решение, содержащее выводы и суммы доначислений, штрафов и пеней. Налогоплательщик вправе обжаловать это решение в территориальное УФНС, а далее – в суд.

Решение по камеральным проверкам не отличается существенно от решений по выездным проверкам. Полномочия инспекторов в камеральных проверках такие же широкие – допросы, осмотры, истребование документов.

Проверки с согласия ФНС по мотивированному запросу налогового органа

Проведение выездных проверок IT-компаний не запрещено. Если у налоговой инспекции имеются основания полагать, что компания пользуется льготой исключительно для ухода от налогов, не ведет реальную IT-деятельность, инспекция вправе направить мотивированный запрос в вышестоящий орган – управление ФНС субъекта РФ, – который вправе принять решение о назначении проверки или передать запрос руководителю ФНС России или его заместителю.

Несмотря на предусмотренные мораторием особые условия назначения выездных налоговых проверок IT-компаний, без «фильтра» (как минимум в УФНС) проверку назначить нельзя. При этом особенный порядок проверок таких компаний не установлен – любые выездные налоговые проверки назначаются с согласия и по поручению вышестоящего налогового органа – УФНС. Будь этот налогоплательщик индивидуальный предприниматель или крупный нефтяной трейдер, а также IT-компания, – порядок одинаков для всех. Налоговая инспекция не может самостоятельно без согласования с управлением, в отсутствие мотивированного запроса назначить выездную налоговую проверку: такие важные вопросы всегда проходят многоступенчатый контроль. Мораторий не усложняет назначение выездной налоговой проверки для налоговых органов. Таким образом, проверки IT-компаний в период моратория – не редкость и не исключение.

Назначить проверку налоговый орган может в трех случаях.

Во-первых, как отмечалось, в случае падения выручки от IT-деятельности ниже 70%. Налогоплательщик обязан самостоятельно вести учет льготируемой и не льготируемой деятельности и представить по запросу разбивку выручки по процентам по оборотно-сальдовым ведомостям. Из договоров, актов, отчетов, технических заданий должно быть видно, что компания занимается разработкой, адаптацией, модификацией ПО, его установкой и сопровождением. Если этого не прослеживается, налоговый орган запрашивает встречные требования у контрагентов, тщательно изучает деятельность компании-налогоплательщика и может признать, что она занимается не разработкой ПО, а перепродажей оборудования. В таком случае компании грозит снижение процента выручки от IT-деятельности. Чтобы подсчитать правильный процент и выяснить, вправе ли компания-налогоплательщик применять льготу, налоговый орган может назначить проверку.

Падение процента выручки от IT-деятельности ниже 70% влечет доначисление налога на прибыль по ставке 20%, а также страховых взносов, штрафов и пеней. «Глубина» проверки составляет три года.

Во-вторых, если у налогового органа возникли сомнения в реальной хозяйственной деятельности компании. Например, если сайт IT-компании не позволяет с ней связаться, оставить заявку, сделать заказ или если контрагенты не могут пояснить, чем занимается компания, какие услуги оказывает, предоставить документы. Такие признаки характерны для «технических» компаний, созданных с целью ухода от уплаты налогов. Нецелевое использование налоговой IT-льготы является нарушением требований ст. 54.1 НК РФ и признанием умысла налогоплательщика на получение необоснованной налоговой выгоды.

В-третьих, в случае падения налоговой нагрузки в группе компаний, куда входит IT-налогоплательщик. Нередко IT-компания создается внутри холдинга или группы взаимозависимых компаний. Если после создания IT-компании у остальных компаний группы резко падают размеры прибыли и налога на нее, это сигнал для налоговых органов.

В случае с компанией по делу № А49-2024/2024 суд отказал в удовлетворении иска, указав в решении: «Вопрос планирования выездной налоговой проверки и выбора проверяемых налогоплательщиков является предметом исключительного усмотрения налоговых органов. Получение согласия вышестоящего налогового органа на включение в план ВНП в двухуровневой системе взаимодействия УФНС России по Пензенской области и МИ ФНС России по ПФО означает получение согласия вышестоящего налогового органа на проведение ВНП. На основании изложенного суд пришел к выводу о том, что требование ФНС России, изложенное в приказе от 24.03.2022 № СД-4-2/3586@, соблюдено: согласие вышестоящего налогового органа на проведение ВНП выдано за подписью полномочного должностного лица по результатам рассмотрения мотивированного запроса нижестоящего налогового органа. Оценив содержание оспариваемого решения, суд пришел к выводу о том, что решение о проведении ВНП соответствует требованиям ст. 89 НК РФ».

При этом судебная практика по делам, связанным с проверками в период действия моратория, свидетельствует о высокой вероятности благополучного для IT-компаний исхода. Рассмотрим на примере из практики нашей юридической компании.

IT-компания, разрабатывающая ПО и поставляющая оборудование, получила от налогового органа требование о неправомерном применении налоговой льготы и необходимости уплаты налога на прибыль с высоким риском выездной налоговой проверки по вопросам доначисления налога на прибыль за год, проверки расходной части и доначисления страховых взносов на сумму порядка 20 млн руб.

Компания применяет IT-льготу по налогу на прибыль и страховым взносам со второго квартала 2022 г. В ходе камеральной налоговой проверки было установлено, что объем доходов компании от IT-деятельности менее 70%. Падение процента было связано с двумя факторами: бухгалтерской ошибкой (бухгалтер не взял в расчет внереализационные доходы от списания кредиторской задолженности, в результате чего процент снизился до 53%) и неправильным договорным оформлением IT-деятельности (из-за неправильно оформленных «закрывающих» документов был высок риск признания применения «нулевой» ставки доходов от IT-деятельности неправомерным).

Обосновать доходность компании от IT-деятельности в размере 90% удалось с помощью технических заданий и описания IT-работ, а именно:

  • был проведен тщательный анализ деятельности компании, описаны бизнес-процессы;
  • подготовлено резюме всех сотрудников с образованием и опытом работы в сфере IT;
  • собраны заявки от клиентов, технические задания, дорожные карты работ с ПО;
  • описан процесс разработки ПО, проектирования и сборки оборудования, связи ПО и оборудования.

В результате компания уплатила штраф в 200 тыс. руб. и продолжила работу без финансовых потерь, которые могли привести к остановке деятельности.

Адвокатам и юристам, сопровождающим бизнес, важно помнить о том, что компаниям-налогоплательщикам стоит быть готовыми к камеральным налоговым проверкам и что выездные проверки также возможны. При этом глубина таких проверок неизменна (три года, предшествующих году проверки). В заключение добавлю, что налоговая льгота не должна использоваться только с целью ухода от налогов, поскольку она предназначена для помощи IT-сектору, а не агрессивной оптимизации налогообложения.

Рассказать:
Другие мнения
Скоропад Александр
Скоропад Александр
Генеральный директор юридической компании «Ю-ТЕХ», г. Новосибирск
Градпланы лишены значения?
Градостроительное право
Новый подход к конфликту изменений, вносимых в градостроительные регламенты, с ГПЗУ и связанные с этим риски
16 сентября 2024
Радченко Сергей
Радченко Сергей
Адвокат АП Краснодарского края, партнер АБ «ЮГ»
Обжалование определения суда первой инстанции в кассационном порядке
Гражданское право и процесс
О разнице подходов АПК и ГПК к данному вопросу и неоднозначной позиции ВС
16 сентября 2024
Смолокуров Константин
Смолокуров Константин
Адвокат АП г. Москвы, АБ «Халимон и партнеры»
Защита границ участка без оформленного права
Земельное право
ВС пояснил особенности разрешения спора об установлении смежных границ земельных участков
13 сентября 2024
Локова Наталья
Локова Наталья
Юрист, ООО «Альтхаус Консалтинг»
Общее имущество собственников недвижимости
Гражданское право и процесс
Практика применения ст. 259.1–259.4 ГК РФ
12 сентября 2024
Захаров Артур
Захаров Артур
Адвокат АП Ростовской области
От инициативы взыскателя зависит многое
Арбитражный процесс
ВС устранил последний пробел в части ответственности бюджета за несвоевременную выплату присужденных сумм
12 сентября 2024
Смирнова Виолетта
Смирнова Виолетта
Адвокат АП г. Москвы, «Адвокатский кабинет адвоката Смирновой Виолетты Георгиевны»
Средство восстановления социальной справедливости
Уголовное право и процесс
Почему выводы ВС о смягчении наказания осужденному по ст. 238 УК представляются спорными
11 сентября 2024
Яндекс.Метрика