Арбитражный суд Пензенской области отказал IT-компании в удовлетворении иска к региональному УФНС. Компания пыталась оспорить решение о проведении выездной налоговой проверки, признав его незаконным. В иске она ссылалась на Постановление Правительства РФ от 24 марта 2022 г. № 448 о моратории на проверки IT-компаний.
Дело вызвало широкий общественный резонанс и было названо «первым известным случаем в условиях моратория на такие проверки», однако это не совсем так. Мораторий на налоговые проверки аккредитованных в Минцифре IT-компаний, действующий до 3 марта 2025 г., не означает бесконтрольную деятельность таких компаний – данный запрет подразумевает лишь ограничение на проведение выездных налоговых проверок.
Согласно Письму ФНС России от 24 марта 2022 г. № СД-4-2/3586@ назначение и проведение выездных налоговых проверок в отношении аккредитованных IT-организаций до 5 марта 2025 г. возможно только:
- с согласия руководителя (заместителя руководителя) ФНС;
- с согласия руководителя (заместителя руководителя) вышестоящего налогового органа;
- по мотивированному запросу нижестоящего налогового органа.
Из этого следуют две предусмотренные законом возможности проведения налоговых проверок в IT-компаниях в период моратория: камеральные и проверки с согласия УФНС или ФНС по мотивированному запросу инспекции.
Камеральные проверки
Мораторий на камеральные проверки не распространяется, поэтому они проводятся в полном объеме минимум раз в год для каждой IT-компании, включенной в реестр Минцифры. Камеральная проверка проходит «по документам», для чего налоговый орган запрашивает у налогоплательщика и его контрагентов подтверждающие IT-деятельность компании документы: договоры, акты, отчеты, технические задания.
Такие проверки обязательно проходит каждая аккредитованная IT-компания, применяющая налоговую льготу по прибыли и страховым взносам, ежегодно. Налоговый орган проверяет реальное получение компанией 70% выручки от IT-деятельности. Это ключевое требование для применения «нулевой» ставки по налогу на прибыль. При этом налогоплательщик может не догадываться о проведении в отношении него камеральной проверки. Если контрагенты представили все документы и сомнений в льготируемой деятельности нет, проверка закрывается с положительным для налогоплательщика результатом.
Если инспектором выявлены расхождения, снизился процент выручки от IT-деятельности ниже 70%, а также компания создает впечатление «технической», созданной с целью получения необоснованной налоговой выгоды от применения льготы, то налоговый орган вправе проверить компанию более тщательно.
В ходе камеральных проверок, хоть и названных проверками «по документам», инспекция вправе вызывать сотрудников налогоплательщика, включая бывших, его бухгалтеров, руководителей на допросы с обязательной личной явкой в качестве свидетелей. Налоговый орган может также приехать с осмотром в офис компании, сделать выводы о реальности ее работы, наличии имущества, поговорить с сотрудниками на месте и описать результаты осмотра в акте камеральной проверки.
В случае выявления нарушений в применении IT-льготы по итогам камеральной проверки выносится решение, содержащее выводы и суммы доначислений, штрафов и пеней. Налогоплательщик вправе обжаловать это решение в территориальное УФНС, а далее – в суд.
Решение по камеральным проверкам не отличается существенно от решений по выездным проверкам. Полномочия инспекторов в камеральных проверках такие же широкие – допросы, осмотры, истребование документов.
Проверки с согласия ФНС по мотивированному запросу налогового органа
Проведение выездных проверок IT-компаний не запрещено. Если у налоговой инспекции имеются основания полагать, что компания пользуется льготой исключительно для ухода от налогов, не ведет реальную IT-деятельность, инспекция вправе направить мотивированный запрос в вышестоящий орган – управление ФНС субъекта РФ, – который вправе принять решение о назначении проверки или передать запрос руководителю ФНС России или его заместителю.
Несмотря на предусмотренные мораторием особые условия назначения выездных налоговых проверок IT-компаний, без «фильтра» (как минимум в УФНС) проверку назначить нельзя. При этом особенный порядок проверок таких компаний не установлен – любые выездные налоговые проверки назначаются с согласия и по поручению вышестоящего налогового органа – УФНС. Будь этот налогоплательщик индивидуальный предприниматель или крупный нефтяной трейдер, а также IT-компания, – порядок одинаков для всех. Налоговая инспекция не может самостоятельно без согласования с управлением, в отсутствие мотивированного запроса назначить выездную налоговую проверку: такие важные вопросы всегда проходят многоступенчатый контроль. Мораторий не усложняет назначение выездной налоговой проверки для налоговых органов. Таким образом, проверки IT-компаний в период моратория – не редкость и не исключение.
Назначить проверку налоговый орган может в трех случаях.
Во-первых, как отмечалось, в случае падения выручки от IT-деятельности ниже 70%. Налогоплательщик обязан самостоятельно вести учет льготируемой и не льготируемой деятельности и представить по запросу разбивку выручки по процентам по оборотно-сальдовым ведомостям. Из договоров, актов, отчетов, технических заданий должно быть видно, что компания занимается разработкой, адаптацией, модификацией ПО, его установкой и сопровождением. Если этого не прослеживается, налоговый орган запрашивает встречные требования у контрагентов, тщательно изучает деятельность компании-налогоплательщика и может признать, что она занимается не разработкой ПО, а перепродажей оборудования. В таком случае компании грозит снижение процента выручки от IT-деятельности. Чтобы подсчитать правильный процент и выяснить, вправе ли компания-налогоплательщик применять льготу, налоговый орган может назначить проверку.
Падение процента выручки от IT-деятельности ниже 70% влечет доначисление налога на прибыль по ставке 20%, а также страховых взносов, штрафов и пеней. «Глубина» проверки составляет три года.
Во-вторых, если у налогового органа возникли сомнения в реальной хозяйственной деятельности компании. Например, если сайт IT-компании не позволяет с ней связаться, оставить заявку, сделать заказ или если контрагенты не могут пояснить, чем занимается компания, какие услуги оказывает, предоставить документы. Такие признаки характерны для «технических» компаний, созданных с целью ухода от уплаты налогов. Нецелевое использование налоговой IT-льготы является нарушением требований ст. 54.1 НК РФ и признанием умысла налогоплательщика на получение необоснованной налоговой выгоды.
В-третьих, в случае падения налоговой нагрузки в группе компаний, куда входит IT-налогоплательщик. Нередко IT-компания создается внутри холдинга или группы взаимозависимых компаний. Если после создания IT-компании у остальных компаний группы резко падают размеры прибыли и налога на нее, это сигнал для налоговых органов.
В случае с компанией по делу № А49-2024/2024 суд отказал в удовлетворении иска, указав в решении: «Вопрос планирования выездной налоговой проверки и выбора проверяемых налогоплательщиков является предметом исключительного усмотрения налоговых органов. Получение согласия вышестоящего налогового органа на включение в план ВНП в двухуровневой системе взаимодействия УФНС России по Пензенской области и МИ ФНС России по ПФО означает получение согласия вышестоящего налогового органа на проведение ВНП. На основании изложенного суд пришел к выводу о том, что требование ФНС России, изложенное в приказе от 24.03.2022 № СД-4-2/3586@, соблюдено: согласие вышестоящего налогового органа на проведение ВНП выдано за подписью полномочного должностного лица по результатам рассмотрения мотивированного запроса нижестоящего налогового органа. Оценив содержание оспариваемого решения, суд пришел к выводу о том, что решение о проведении ВНП соответствует требованиям ст. 89 НК РФ».
При этом судебная практика по делам, связанным с проверками в период действия моратория, свидетельствует о высокой вероятности благополучного для IT-компаний исхода. Рассмотрим на примере из практики нашей юридической компании.
IT-компания, разрабатывающая ПО и поставляющая оборудование, получила от налогового органа требование о неправомерном применении налоговой льготы и необходимости уплаты налога на прибыль с высоким риском выездной налоговой проверки по вопросам доначисления налога на прибыль за год, проверки расходной части и доначисления страховых взносов на сумму порядка 20 млн руб.
Компания применяет IT-льготу по налогу на прибыль и страховым взносам со второго квартала 2022 г. В ходе камеральной налоговой проверки было установлено, что объем доходов компании от IT-деятельности менее 70%. Падение процента было связано с двумя факторами: бухгалтерской ошибкой (бухгалтер не взял в расчет внереализационные доходы от списания кредиторской задолженности, в результате чего процент снизился до 53%) и неправильным договорным оформлением IT-деятельности (из-за неправильно оформленных «закрывающих» документов был высок риск признания применения «нулевой» ставки доходов от IT-деятельности неправомерным).
Обосновать доходность компании от IT-деятельности в размере 90% удалось с помощью технических заданий и описания IT-работ, а именно:
- был проведен тщательный анализ деятельности компании, описаны бизнес-процессы;
- подготовлено резюме всех сотрудников с образованием и опытом работы в сфере IT;
- собраны заявки от клиентов, технические задания, дорожные карты работ с ПО;
- описан процесс разработки ПО, проектирования и сборки оборудования, связи ПО и оборудования.
В результате компания уплатила штраф в 200 тыс. руб. и продолжила работу без финансовых потерь, которые могли привести к остановке деятельности.
Адвокатам и юристам, сопровождающим бизнес, важно помнить о том, что компаниям-налогоплательщикам стоит быть готовыми к камеральным налоговым проверкам и что выездные проверки также возможны. При этом глубина таких проверок неизменна (три года, предшествующих году проверки). В заключение добавлю, что налоговая льгота не должна использоваться только с целью ухода от налогов, поскольку она предназначена для помощи IT-сектору, а не агрессивной оптимизации налогообложения.