×

Ордера и удостоверения недостаточно?

Должен ли адвокат представлять доверенность для ознакомления с материалами проверки в порядке ст. 144 УПК
Хмыров Ростислав
Хмыров Ростислав
Вице-президент АП Краснодарского края, председатель Комиссии по защите профессиональных прав адвокатов АП КК, член Комиссии Совета ФПА по защите прав адвокатов, председатель КА «Хмыров, Валявский и партнеры», к.ю.н., доцент кафедры уголовного процесса Кубанского государственного университета

В АП Краснодарского края обратился адвокат с просьбой дать разъяснения о том, каким документом он должен подтверждать свое право на участие в уголовном судопроизводстве в случае необходимости ознакомления с материалом процессуальной проверки, проведенной в порядке ст. 144 УПК РФ.

Как оказалось, вопрос подтверждения полномочий адвокатом возник не случайно. Адвокат, действуя в интересах доверителя, трижды письменно обращался в орган дознания для ознакомления с материалом проверки и процессуальным решением, вынесенным в порядке ст. 144–145 УПК, по заявлению доверителя, при этом представляя ордер и удостоверение.

Читайте также
Ордер или доверенность?
О подтверждении полномочий адвоката как представителя в гражданском процессе
19 июля 2023 Мнения

Решением начальника отдела уголовного розыска ОМВД России по Лабинскому району адвокату было отказано в ознакомлении с материалами процессуальной проверки и решением, принятым по сообщению о преступлении, на том основании, что адвокат представил ордер, выданный адвокатским образованием, и удостоверение адвоката, а должен был, по мнению органа дознания, представить нотариально удостоверенную доверенность.

Обращение адвоката с жалобой к Лабинскому межрайонному прокурору на неправомерные действия органа дознания не привело к положительному решению проблемы. Согласно ответу прокурора от 15 июля 2024 г. решение территориального органа МВД об отказе ознакомления адвоката с материалом проверки сообщения о преступлении без представления доверенности является законным.

Немного забегая вперед, скажу, что Комиссия по защите профессиональных прав адвокатов АПКК усмотрела нарушение профессиональных прав и интересов адвоката, которое выразилось в возложении на него дополнительных, не предусмотренных уголовно-процессуальным законом обязанностей по подтверждению права на участие в уголовном судопроизводстве, но обо всем по порядку.

Прежде чем ответить на основной вопрос, поставленный адвокатом, необходимо ответить на другой, не менее важный, – о том, вправе ли доверитель как участник досудебного производства не только ознакомиться с материалом проверки сообщения о преступлении, но и реализовать его посредством выбранного им адвоката?

Для ответа на дополнительный вопрос обратимся к ст. 48 Конституции РФ, которая гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи, к Закону об адвокатуре и УПК РФ, а также проанализируем практику Конституционного Суда РФ.

Пункт 1 ст. 1 Закона об адвокатуре содержит легальное определение понятия адвокатской деятельности – таковой является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном Законом об адвокатуре, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

Адвокат в соответствии с подп. 5 п. 2 ст. 2 Закона об адвокатуре участвует в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве. Кроме того, как неоднократно отмечал КС, адвокат, участвуя в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве, в этом качестве преследует интересы представляемого им лица, а не личные1.

Кроме того, в п. 2 Определения КС от 17 ноября 2011 г. № 1555-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Смирновой Валентины Михайловны на нарушение ее конституционных прав положениями Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» указано: «По смыслу части первой статьи 42 УПК РФ, определяющей потерпевшего как лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред либо вред деловой репутации, правовой статус лица как потерпевшего устанавливается исходя из фактического его положения: он лишь процессуально оформляется постановлением дознавателя, следователя или суда о признании потерпевшим, но не формируется им, поскольку обеспечение гарантируемых Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве обусловлено не формальным признанием лица тем или иным участником производства по уголовному делу, в частности потерпевшим, а наличием определенных сущностных признаков, характеризующих фактическое положение этого лица как нуждающегося в обеспечении соответствующих прав. При этом право потерпевшего иметь избранного им самим представителя для оказания помощи в отстаивании своих прав и законных интересов (пункт 8 части второй статьи 42 и статья 45 УПК РФ) не ограничивается никакими условиями и может быть реализовано потерпевшим на любом этапе производства по уголовному делу (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2000 года № 11-П, определения от 22 января 2004 года № 119-О, от 18 января 2005 года № 131-О и от 24 ноября 2005 года № 431-О). Такой смысл положениям статей 42 и 45 УПК РФ придается и Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 июня 2010 года № 17 “О практике применения судами норм, регламентирующих участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве” (пункты 3 и 7)».

Следует отметить две цели уголовного судопроизводства:

  • защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений;

  • защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.

Применительно к содержанию прав доверителя адвоката, обратившегося в адвокатскую палату за защитой своих профессиональных прав, можно выделить защиту прав и законных интересов потерпевшего от преступления, который вправе получить квалифицированную юридическую помощь – в частности, посредством выбранного им адвоката.

В соответствии с требованиями ч. 1.1 ст. 144 УПК РФ лицам, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом, и обеспечивается возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, в том числе право не свидетельствовать против себя, супруга (супруги) и других близких родственников, круг которых определен п. 4 ст. 5 УПК, пользоваться юридической помощью адвоката, а также приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа в порядке, установленном гл. 16 УПК.

Отвечая на дополнительный вопрос, можно утверждать, что лицо, участвующее в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, вправе не только знакомиться с материалами процессуальной проверки, но и пользоваться помощью адвоката. Уголовно-процессуальный закон закрепляет за лицом, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, право пользоваться помощью адвоката, а за должностными лицами досудебного производства – обязанность обеспечить возможность осуществления конституционных прав лиц, участвующих в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении.

Исследуя основной вопрос подтверждения адвокатом своих полномочий, необходимо исходить из п. 1 ст. 6 Закона об адвокатуре, из которого следует, что полномочия адвоката, участвующего в качестве представителя доверителя в конституционном, гражданском и административном судопроизводстве, а также в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях, регламентируются соответствующим процессуальным законодательством РФ.

Частью 4 ст. 49 УПК закреплено удостоверение полномочий адвоката, участвующего в уголовном судопроизводстве в качестве защитника, посредством предъявления удостоверения адвоката и ордера на защиту. С момента предъявления должностному лицу, в производстве которого находится уголовное дело, удостоверения и ордера на адвоката распространяются правила, установленные ч. 3 ст. 53 УПК.

Анализ статей уголовно-процессуального закона показал, что адвокат в уголовном судопроизводстве участвует не только как защитник (ч. 1 ст. 49 Кодекса), но и в других процессуальных статусах – например, адвокат свидетеля (п. 6 ч. 4 ст. 56 УПК). Адвокат свидетеля, как и защитник, в соответствии с требованиями ч. 5 ст. 189 УПК пользуется правами, предусмотренными ч. 2 ст. 53 Кодекса. При этом уголовно-процессуальный закон не регламентирует, каким документом адвокат свидетеля подтверждает свои полномочия, поскольку он допускается в уголовное судопроизводство на основании удостоверения адвоката и ордера (ст. 49 УПК). Кроме того, адвокат участвует в уголовном судопроизводстве и в иных помимо перечисленных статусах:

  • как представитель заявителя (ч. 2 ст. 125 УПК). Необходимо отметить, что в ст. 125 Кодекса речь идет о защитнике заявителя, но адвокат может выступать при обжаловании по ст. 125 УПК и как представитель заявителя – если речь, например, идет о доследственной проверке или если заявителем выступает потерпевший;

  • представитель частного обвинителя (п. 59 ст. 5 УПК);

  • представитель потерпевшего (п. 8 ч. 2 ст. 42 УПК);

  • представитель гражданского истца (п. 8 ч. 4 ст. 44 УПК).

Читайте также
Изменения по закону
Пленум ВС РФ внес изменения в постановления, разъясняющие применение норм уголовного и уголовно-процессуального законодательства
17 мая 2017 Новости

В правовой позиции, изложенной в п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 июня 2010 г. № 17 «О практике применения судами норм, регламентирующих участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве», указано: «По смыслу части 1 статьи 45 УПК РФ представителями потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя могут выступать не только адвокаты, но и иные лица, способные, по мнению этих участников судопроизводства, оказать им квалифицированную юридическую помощь. Полномочия таких лиц подтверждаются доверенностью, оформленной надлежащим образом, либо заявлением потерпевшего, гражданского истца, частного обвинителя в судебном заседании».

Из содержания правовой позиции ВС следует вывод, что лица, не являющиеся адвокатами, подтверждают свои полномочия доверенностью, оформленной надлежащим образом, либо заявлением потерпевшего, гражданского истца, частного обвинителя в судебном заседании. Следовательно, адвокат подтверждает свои полномочия ордером и удостоверением адвоката.

Кроме того, подп. 4 п. 1 ст. 7 Закона об адвокатуре возлагает на адвоката обязанность соблюдать Кодекс профессиональной этики адвоката (принят I Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г.), п. 3 ст. 9 которого содержит запрет адвокату оказывать юридические услуги вне рамок адвокатской деятельности.

Ордер адвоката, выданный адвокатским образованием, – документ, который позволяет органам адвокатского самоуправления контролировать деятельность адвоката, в том числе при необходимости – заключалось ли адвокатом соглашение на ведение конкретного дела.

В связи с изложенным можно заключить, что законодательство не обязывает в каждом случае участия адвоката в уголовном судопроизводстве указывать на необходимость иметь удостоверение адвоката и ордер адвокатского образования, поскольку существует общая норма ст. 49 УПК, позволяющая использовать ее по аналогии применительно к каждому процессуальному статусу, в котором выступает адвокат.

Адвокатом является лицо, получившее в установленном Законом об адвокатуре порядке не только соответствующий статус, но и право осуществлять адвокатскую деятельность (п. 1 ст. 2 закона) и, как следствие, будучи профессиональным представителем, – право участвовать в уголовном судопроизводстве в целях защиты прав и свобод человека и гражданина.

Ни законодательство об адвокатуре, ни уголовно-процессуальный закон не содержат отдельных статей, регламентирующих оформление порядка вступления адвоката в уголовное судопроизводство в ином процессуальном статусе, кроме статуса защитника.

В отличие от уголовного права, в котором аналогия закона запрещена, в уголовно-процессуальном праве аналогия закона допустима при соблюдении следующих условий:

  • предусмотренный законом случай схож с тем, к которому закон применяется по аналогии;

  • это не влечет ограничение прав участников процесса или возложение на них обязанностей, не предусмотренных уголовно-процессуальным законом;

  • недопустимо совершение действий, не предусмотренных УПК.

Кроме того, возложение на адвоката и его доверителя дополнительных, не предусмотренных Конституцией РФ, УПК и Законом об адвокатуре, обязанностей по подтверждению полномочий адвоката посредством представления нотариально удостоверенной доверенности свидетельствует о нарушении, способном причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства, поскольку нарушает права лица на защиту и на доступ к правосудию. Возложение не предусмотренной уголовно-процессуальным законом обязанности на лиц, участвующих в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, нести финансовые расходы, связанные с оплатой услуг нотариуса, создает дополнительную преграду доступу к правосудию участников уголовного судопроизводства, реализующих свои конституционные права.

Таким образом, отказ адвокату в предоставлении возможности ознакомиться с материалами доследственной проверки в отсутствие доверенности противоречит требованиям законодательства, нарушает конституционное право на защиту, затрудняет доступ к правосудию и свидетельствует о нарушении профессиональных прав адвоката.

Отвечая на основной вопрос, поставленный адвокатом, можно сказать, что адвокат подтверждает свое право на участие в уголовном судопроизводстве вне зависимости от процессуального положения на основании ордера и удостоверения.


1 См., в частности, определения КС от 25 января 2012 г. № 231-О-О; от 28 июня 2018 г. № 1410-О; от 27 сентября 2019 г. № 2339-О; от 31 марта 2022 г. № 812-О; от 30 мая 2024 г. № 1387-О и др.

Рассказать:
Другие мнения
Бушманов Игорь
Бушманов Игорь
Почетный адвокат АП Московской области, управляющий партнер АБ «АВЕКС ЮСТ» (г. Москва), член Общественного Совета при Министерстве культуры РФ
Хранитель правового наследия и центр объединения адвокатов и юристов
Адвокатура, государство, общество
О необходимости создания «Государственного музея российской юриспруденции»
19 июня 2025
Роженцов Никита
Роженцов Никита
Адвокат, член АП Свердловской области, советник уголовно-правовой и общей практики Alliance Legal CG
Риски правоотношений, вытекающих из оказания юридической помощи
Защита прав адвокатов
Что важно предусмотреть в соглашении с компанией с государственным участием
06 июня 2025
Золотухин Борис
Золотухин Борис
Советник ФПА РФ, член Совета АП Белгородской области
Адвокат не может быть инициатором уголовного преследования
Правовые вопросы статуса адвоката
Если только он или его близкие не пострадали от преступления
05 июня 2025
Колосовский Сергей
Колосовский Сергей
Адвокат, член АП Свердловской области, Адвокатская группа Lawguard
Защитник всегда рискует
Правовые вопросы статуса адвоката
Стоит ли адвокату подавать заявление о преступлении в интересах доверителя
03 июня 2025
Зубицкий Павел
Зубицкий Павел
Адвокат, член АП города Москвы, Московского филиала Ростовской областной коллегии адвокатов «Советник»
Не просто техническое действие
Уголовное право и процесс
Подача адвокатом заявления о возбуждении уголовного дела в интересах доверителя как эффективный элемент юрпомощи
28 мая 2025
Селезнев Станислав
Селезнев Станислав
Юрист, специалист в области IT-безопасности
Телефон в ячейке: риск, который нужно осознавать и минимизировать
Защита прав адвокатов
Процедура сдачи смартфона на режимных объектах требует пересмотра
21 мая 2025
Яндекс.Метрика