Коллеги, предлагаю обсудить вопрос, связанный с изменением правоприменительной практики в части исчисления сроков обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях.
Так, в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ № 1 (2023) разъяснено, что срок обжалования не вступившего в законную силу постановления об административном правонарушении исчисляется сутками, в связи с чем в случае его истечения в нерабочий день последний день срока обжалования не переносится на следующий за ним рабочий день (п. 39 обзора). При этом постановление вступает в законную силу после истечения срока обжалования.
В то же время в Обзоре законодательства и судебной практики ВС РФ за четвертый квартал 2008 г. (вопрос 16) указано, что если момент вступления в законную силу постановления об административном правонарушении приходится на нерабочий или праздничный день, днем вступления данного постановления в силу считается рабочий день, следующий за нерабочим (праздничным).
Примечательно, что более ранние разъяснения ВС в более «свежем» обзоре не признаны утратившими силу.
Возникает вопрос: почему срок обжалования постановлений в производстве по делам об административных правонарушениях отличается от всех иных видов судопроизводства? Все процессуальные кодексы (в частности, ч. 2 ст. 93 КАС РФ, ч. 4 ст. 114 АПК РФ, ч. 2 ст. 108 ГПК РФ, ч. 2 ст. 128 УПК РФ) допускают: если окончание срока обжалования приходится на нерабочий день, последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день.
Предполагаю, что дело может быть в юридической технике законодателя, ведь только в КоАП используются термины «день» и «сутки» в разных частях (3 и 2 соответственно) специальной ст. 4.8 при исчислении сроков, как бы разделяя их. При этом КАС, АПК и ГПК вообще не содержат слово «сутки». В УПК для исчисления сроков применяются оба термина, однако сроки обжалования исчисляются только сутками. При этом УПК разрешает подачу жалобы в первый рабочий день (если окончание срока обжалования приходится на нерабочий день). Интересно, почему уголовно-процессуальный закон более либерален в плане сроков обжалования?
Представляется странным, что оба «наказывающих» кодекса по-разному определяют момент вступления в силу актов, притом что УПК, как представляется, должен быть более строг и в плане сроков. Еще более неоднозначным видится резкое изменение практики применения КоАП, хотя сама норма не изменилась, а объективных причин к тому, на мой взгляд, не усматривается.
К тому же полагаю, что воля законодателя все же была направлена на допущение подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении в первый рабочий день (если окончание срока обжалования приходится на нерабочий день). Иное, на мой взгляд, противоречит логике построения процессуального права, допускающего смещение срока обжалования любых актов судов в случае выпадения окончания такого срока на выходной (праздничный) день. Причем это всегда было свойственно российской и советской правовой традиции – дать возможность совершить процессуальное действие в первый рабочий день. Кроме того, материальное право также идет по этому пути. В частности, ст. 193 ГК РФ установлено: если последний день срока приходится на нерабочий, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Возможно, Верховный Суд хочет дисциплинировать участников производства по делам об административных правонарушениях, заставив их побыстрей реализовывать процессуальные права, не откладывая всё на последний день, ускоряя тем самым судопроизводство. Если это действительно так, то такой подход, на мой взгляд, вряд ли ускорит документооборот в этой сфере, поскольку, укоротив лишь сроки обжалования итоговых постановлений без сокращения длительности иных этапов производства по делам об административных правонарушениях, ВС не решит проблему медлительности судопроизводства, а проблем правоприменителям и участвующим лицам добавит: теперь им надо внимательно следить за датой подачи жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях.
Примечательно, что Федеральным законом от 14 апреля 2023 г. № 122-ФЗ в ст. 4.8 КоАП РФ была введена ч. 3.1, в которой указано: «Если окончание срока, исчисляемого днями, приходится на нерабочий день, последним днем срока считается следующий за ним рабочий день». При этом анализируемый обзор утвержден позднее (26 апреля 2023 г.). Интересно, учитывал ли указанные изменения Верховный Суд? С одной стороны, законодатель не внес никаких коррективов в нормы о «сутках» и порядке обжалования, так что формально новелла выводы верховных судей не затрагивает. С другой – появление специальной нормы о переносе оканчивающегося в выходной день срока на первый следующий за ним рабочий день есть не что иное, как приведение Кодекса в единую канву исчисления процессуальных сроков независимо от вида судопроизводства (КоАП РФ дополнен положением, аналогичным содержащимся в иных процессуальных кодексах).