×

Причинившие смерть по неосторожности…

Основные социально-демографические и уголовно-правовые признаки осужденных по ч. 4 ст. 264 УК РФ

Согласно даннымстатистики, в России в ДТП за период с 2015 по 2019 г. погибли свыше 97 тыс. человек и свыше 1 млн получили ранения. Из этого следует, что за указанный период в среднем в год по стране в ДТП погибают порядка 20 тыс. человек и получают травмы свыше 218 тыс.

В последнее время участились также случаи ДТП со смертельным исходом, некоторые из них имеют большой общественный резонанс. Указанные обстоятельства подтолкнули нас к необходимости провести детальное исследование, посвященное данной проблематике, что позволило бы актуализировать криминологический портрет личности, совершившей преступление, связанное с нарушением безопасности движения и эксплуатации транспорта.

С этой целью были проанализированы статистические данные Судебного департамента при Верховном Суде РФ об основных социально-демографических и некоторых уголовно-правовых признаках (в контексте наказания) осужденных по ч. 4 ст. 264 УК РФ (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть человека) за период с 2015 по 2019 г.

Для изучения лиц, совершивших преступления в области безопасности движения и эксплуатации транспорта, использовались социально-демографические (пол, возраст) и социально-ролевые (уровень образования, род деятельности) характеристики (см. таблицу 1).

Таблица 1. Основные демографические признаки осужденных по ст. 264 и ч. 4 ст. 264 УК РФ за период с 2015 по 2019 г.

2015 2016 2017 2018 2019

Осуждены по ст. 264 УК РФ в целом

Осуждены по ч. 4 ст. 264 УК РФ

Всего осуждены 9 266 10 428 1 047 946 848
100% 100% 100% 100% 100%
В том числе женщин 696 (7,5%) 848 (8,1%) 39 (3,7%) 22 (2,3%) 33 (3,9%)
Возраст: 14–17 74 51 4 3 4
0,8% 0,5% 0,4% 0,3% 0,4%
18–24 1 858 1 807 182 147 134
20% 17,3% 17,4% 15,5% 15,8%
25–29 1 983 1 969 223 193 170
21,4% 18,8% 21,3% 20,4% 20%
30–49 3 988 4 708 561 511 452
43% 45,1% 53,6% 54% 53%
50 лет и старше
из них пенсионного возраста
1 353 (14,6%) 1 893 (18,1%) 77 (7,3%) 92 (9,7%) 88 (10,3%)
448 (4,8%) 654 (6,2%) 17 (1,6%) 25 (2,6%) 25 (5,1%)
Образование: Высшее, неоконченное высшее 1 583 2 304 166 115 137
17% 22% 15,8% 12,1% 16,1%
Среднее специальное 3 484 3 855 457 392 335
37,6% 37% 43,6% 41,4% 39,5%
Среднее общее 3 355 3 633 305 314 284
36,2% 34,8% 29,1% 33,2% 33,5%
Основное общее, начальное 844 905 119 125 92
9,1% 8,7% 11,3% 13,2% 10,8%
Род занятий Рабочие 3 445 3 815 391 344 276
37,1% 36,6% 37,6% 36,3% 32,5%
Работники сельского хозяйства 51 66 10 8 8
0,5% 0,6% 0,9% 0,8% 0,9%
Государственные и муниципальные служащие 97 96 6 5 3
1% 0,9% 0,5% 0,5% 0,3%
Служащие коммерческой или иной организации 655 697 49 38 42
7% 6,7% 4,7% 4% 5%
Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность или участвующие в предпринимательстве 260 284 22 21 15
2,8% 2,7% 2,1% 2,2% 1,7%
Учащиеся, студенты 317 296 23 16 28
3,4% 2,8% 2,2% 1,7% 3,2%
Нетрудоспособные/ неработающие 375 550 31 36 30
4% 5,3% 3% 3,8% 3,5%
Трудоспособные без определенных занятий 3 619 4 076 472 434 403
39% 39% 45% 45,8% 47,5%
Безработные 53 44 4 7 9
0,6% 0,4% 0,4% 0,7% 1%
Лица прочих занятий 394 (4,2%) 504 (4,8%) 39 (3,7%) 37 (3,9%) 34 (4%)

Социально-демографическая характеристика осужденных

По результатам анализа статистических данных о составе осужденных можно сделать вывод, что в среднем среди лиц, совершивших преступления, связанные с нарушением безопасности движения и эксплуатации транспорта, доля женщин составляет около 5%, что свидетельствует о том, что криминальная активность женщин в данной сфере довольно низкая, подавляющее большинство деяний совершено мужчинами. В среднем, по данным статистики, среди всех осужденных (по всем составам УК РФ) на женщин приходится около 15%.

Возрастная характеристика позволяет судить о криминальной активности различных возрастных групп и особенностях их поведения, так как с возрастом меняются социальные функции, характер и привычки людей. Распределение осужденных из исследуемой группы по возрастным категориям показало, что наиболее криминально активными являются лица от 30 до 49 лет (на них в среднем приходится 49,8% преступлений); на группу 25–29 лет – в среднем 20,4% преступлений; от 18 до 24 лет – 17,2%. При этом на осужденных по ч. 4 ст. 264 УК РФ в возрастной группе 25–29 лет приходится в среднем 20,5% преступлений и 16,2% – на лиц 18–24 лет; на возрастную группу от 50 лет и старше – порядка 12% преступлений (из них на пенсионеров – около 4%). Наименьшая криминальная активность отмечается у подростков от 14 до 17 лет – не более 0,5%.

Образовательный уровень различных категорий осужденных некоторым образом связан с характером преступных действий. Образование значительно влияет на круг интересов и потребности личности. Относительно образовательного уровня исследуемой категории осужденных можно отметить, что высшее и неоконченное высшее образование имеют в среднем 16,6%, среднее специальное – 39,8%, среднее общее – около 33,3%, неполное среднее – порядка 10,3%.

В то же время, учитывая неосторожный характер данного состава преступления, уровень образования, на мой взгляд, не является фактором, существенно влияющим на обеспечение безопасности дорожного движения. Несмотря на то что транспортное средство (далее – ТС) является источником повышенной опасности, оно не является сложным в управлении.

При этом уровень образования, доходов и социальные роли зачастую влияют на категорию ТС, которое может позволить себе человек, – более дорогое, как правило, имеет технические характеристики, обеспечивающие в том числе высокий уровень безопасности водителя (улучшенные тормозные системы, подушки безопасности и т.д.), что в случае ДТП может сохранить жизнь. Конечно, нельзя исключать и такие факторы, как случайность, удача.

Под социальной ролью принято понимать социальные функции конкретного лица, обусловленные его положением в системе общественных отношений и принадлежностью к определенным социальным группам. Данные статистики показывают, что среди исследуемой группы осужденных встречаются представители всех социальных слоев. Так, на долю трудоспособных лиц без определенных занятий приходится в среднем 43%, рабочих – около 36% (следует отметить, что рабочие – самая многочисленная социальная группа населения страны), служащих коммерческих или иных организаций – в среднем 5,5% от общего числа осужденных, лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, – 2,3%, учащихся и студентов – 2,6%, нетрудоспособных в среднем около 3,9%, государственные и муниципальные служащие составляют в среднем 0,6% из всех лиц данной категории, безработные – 0,6%, работники сельского хозяйства – не более 0,7% и лица прочих занятий – в среднем 4,12%.

Уголовно-правовая характеристика

В 2017 г. за совершение преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 264 УК РФ, было осуждено 1 047 чел., в 2018 г. – 946, в 2019 г. – 848 (см. таблицу 2), таким образом, заметна тенденция снижения показателей числа осужденных по ч. 4 ст. 264 УК РФ, что может свидетельствовать и о тренде уменьшения числа лиц, управляющих транспортным средством в состоянии опьянения.

Таблица 2. Результаты рассмотрения уголовных дел с учетом наказания по ч. 4 ст. 264 УК РФ1


2017 2018 2019
Число осужденных 1 047 946 848
Совершили преступления в состоянии:
алкогольного опьянения 922 883 723
наркотического опьянения 37 51 40
под воздействием психотропных веществ 1 1 0
под воздействием сильнодействующих веществ 1 0 0
Иное 0 0 9
Назначено наказание в виде лишения свободы (всего) 877 804 720
Срок лишения свободы:
до 1 года вкл. 7 11 7
свыше 1 до 2 лет вкл. 132 144 102
свыше 2 до 3 лет вкл. 462 428 368
свыше 3 до 5 лет вкл. 271 215 222
свыше 5 до 8 лет вкл. 5 6 21
свыше 8 до 10 лет вкл. 0 0 0
свыше 10 до 15 лет вкл. 0 0 0
свыше 15 до 20 лет вкл. 0 0 0
Наказание назначено ниже низшего предела: лишение свободы 8 17 20
Условно осуждены к лишению свободы 166 140 Данные отсутствуют
Ограничение свободы 1 1 Данные отсутствуют
Исправительные работы 1 0 Данные отсутствуют
Обязательные работы 0 0 Данные отсутствуют
Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (основное наказание) 0 0 Данные отсутствуют
Штраф (основное наказание) 1 0 Данные отсутствуют
Дело прекращено (по всем предусмотренным законом основаниям) 65 60 58
Оправданы 1 0 1
Определено принудительное лечение (от алкоголизма, наркомании, токсикомании, у врача-психиатра) 5 6
По приговору освобождены от наказания или наказание не назначалось (по всем предусмотренным законом основаниям) 1 1

Составляющей уголовно-правовой характеристики личности преступника является отрицательная оценка действий нарушившего уголовный закон лица, реализующаяся в мерах уголовной ответственности. Сущность применения наказания заключается, с одной стороны, в лишениях и ограничениях виновного за совершенное деяние, с другой – в достижении в интересах общества полезного социального результата1.

Данные статистики о мерах наказания позволяют проанализировать практику государства в отношении осужденных по ч. 4 ст. 264 УК РФ и выявить тенденции и закономерности.

Так, в 2017–2019 гг. по данной категории был осужден 2 841 человек, из них к лишению свободы – 2 401 (84,5%), условно к лишению свободы – 166 в 2017 г. и 140 в 2018 г., что составляет около 15,3% (данные за 2019 г. отсутствуют). Прекращено в общей сложности 183 уголовных дела, двое оправданы (0,07%). Наказание (лишение свободы) назначено ниже низшего предела в 2017 г. – 8 осужденным, в 2018 г.– 17 и в 2019 г. – 20, что составляет в среднем 1,8% от общего числа осужденных к лишению свободы.

Для полноты анализа рассмотрим данные по виду исправительного учреждения при лишении свободы, определенного для отбытия наказания осужденным по ч. 3 и 4 ст. 264 УК РФ (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть человека, в том числе лицом, находящимся в состоянии опьянения) (см. таблицу 3).

Таблица 3. Вид исправительного учреждения, определенного для отбытия наказания осужденным по ч. 3 и 4 ст. 264 УК РФ2


2017 2018 2019
Всего осуждено 1 911 3 435 3 177
Из них к лишению свободы (всего) 1 138 (100%) 1 989 (100%) 1 886 (100%)
воспитательная колония общего режима 0 2 (0,1%) 5 (0,2%)
не определен в связи с отсрочкой исполнения приговора или фактическим отбытием наказания 28 (2,46%) 45 (2,3%) 21 (1,1%)
колония-поселение 1 026 (90,1%) 1 774 (89,1%) 1 675 (88,9%)
колония общего режима 92 (8,2%) 147 (7,4%) 161 (8,5%)
колония строгого режима 14 (1,2%) 21 (1%) 23 (1,2%)
колония особого режима 0 0 1 (0,05%)
отбывание в тюрьме 0 0 0

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

Во-первых, среди лиц, совершивших преступления, связанные с нарушением безопасности движения и эксплуатации транспорта, преобладают мужчины (около 95%).

Во-вторых, осужденные по ч. 4 ст. 264 УК РФ являются представителями всех социальных слоев населения. Подавляющее большинство составляют трудоспособные граждане без определенных занятий, а также рабочие: их доля – порядка 79%.

В-третьих, наибольшая частота зарегистрированных преступлений приходится на возрастную группу от 30 до 49 лет (49,8% от общего числа привлеченных к уголовной ответственности), на лиц 18– 29 лет – около 37,6%, от 50 лет и старше – около 12%. Наименее криминально активными можно считать возрастную группу от 14 до 17 лет (0,5%).

В-четвертых, уровень образования указанной категории лиц достаточно высокий, многие имеют высшее или среднее, среднее специальное образование. При этом уровень образования не является фактором, существенным образом влияющим на обеспечение безопасности дорожного движения.

В-пятых, 89% осужденных по ч. 4 ст. 264 УК РФ совершили преступление в состоянии алкогольного опьянения, 4,5% – наркотического опьянения, при этом всего для 0,6% данных лиц судом было определено лечение от алкоголизма, наркомании, токсикомании, в том числе у врача-психиатра (5 человек в 2018 г. и 6 человек в 2019 г.).

Столь высокий процент лиц, находящихся в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, является, на мой взгляд, тревожным сигналом и требует принятия профилактических мер, направленных на недопущение водителей в состоянии опьянения к управлению ТС. Кроме того, считаю необходимым принятие общих мер по борьбе с алкоголизмом и наркоманией – в частности, ограничение доступа к алкогольной продукции лиц до 21 года, проведение антиалкогольной пропаганды, ограждение детей от пагубного влияния родителей, страдающих алкоголизмом и наркоманией, формирование в обществе мотивации к здоровому образу жизни и др.

В-шестых, с 2017 по 2019 г. за преступления, ответственность за которые предусмотрена ч. 4 ст. 264 УК РФ, был осужден 2 841 человек, из них к лишению свободы – 2 401 (84,5%), условно к лишению свободы – 166 в 2017 г. и 140 в 2018 г., что составляет около 15,3% (данных за 2019 г. нет), прекращено в общей сложности 183 уголовных дела и оправданы два человека (0,07%).

В-седьмых, наказание (лишение свободы) назначено ниже низшего предела в 2017 г. 8 осужденным, в 2018 г. – 17 и в 2019 г. – 20, что составляет в среднем 1,8% от общего числа осужденных к лишению свободы.

В-восьмых, вид исправительного учреждения при лишении свободы, определенный для отбытия наказания осужденным по ч. 3 и 4 ст. 264 УК РФ, в среднем за период с 2017 по 2019 г. выглядит следующим образом: колония-поселение – 89,4%; колония общего режима – 8%; колония строгого режима – 1,1%; воспитательная колония общего режима – 0,15%; колония особого режима – 0,01%; отбывание в тюрьме – 0, вид исправительного учреждения не определен в связи с отсрочкой исполнения приговора или фактическим отбытием наказания – 2%.

Анализ приведенных данных в целом свидетельствует о том, что ужесточение ответственности за совершение ДТП в состоянии опьянения, если оно повлекло гибель человека, обусловлено числом погибших и получивших увечья. В данный момент, несмотря на то что преступление, предусмотренное ч. 4 ст. 264 УК РФ, является совершенным по неосторожности, оно относится к категории тяжких, что исключает возможность примирения, предусмотренную ст. 76 Кодекса.

О том, будет ли иметь эффект ужесточение ответственности за указанные преступления, можно будет, на мой взгляд, сделать вывод, исходя из анализа данных за 2020 г., – в частности, важно узнать, уменьшится ли количество преступлений по ч. 4 ст. 264 УК РФ, сократится ли количество смертей и увечий в России в результате ДТП в состоянии опьянения и т.д.

В заключение отмечу, что в целях профилактики преступлений в области дорожного движения и управления транспортными средствами необходимо принимать меры, направленные на нравственное формирование личности, в том числе в кругу семьи, трудовом коллективе, а также в организациях, занимающихся образовательной работой. Полагаю, начиная со школы детям следует прививать негативное отношение к алкоголизму и наркомании, рассказывая в том числе об их пагубном воздействии на человека не только в контексте физического, но и морального вреда. Воспитание должно быть направлено также на формирование правового мировоззрения, понимания неотвратимости наказания и персональной ответственности за свои деяния независимо от социального положения и статуса.


1 В официальной статистике в 2015–2016 гг. содержится информация об осужденных по ст. 264 УК РФ без указания на соответствующие части данной статьи.

2 Дядькин Д.С. Процесс назначения уголовного наказания как объект управления // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2006. – № 3-2 (43). – С. 39–41.

3 Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть человека, в том числе лицом, находящимся в состоянии опьянения (ч. 3, 4 ст. 264 УК РФ и ч. 2 ст. 264 в прежней редакции Кодекса)

Рассказать:
Другие мнения
Косян Артем
Косян Артем
Адвокат АП Краснодарского края
Когда «неравноценность» – не порок
Арбитражное право и процесс
Развитие института оспаривания сделок по «банкротным» основаниям: опасные тенденции
19 Октября 2021
Порошин Василий
Порошин Василий
Адвокат Первой Вологодской коллегии адвокатов
Проблемы пересмотра приговора по вновь открывшимся обстоятельствам
Уголовное право и процесс
Что поможет искоренить негативные тенденции практики
18 Октября 2021
Трезубов Егор
Трезубов Егор
Доцент кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса Кемеровского государственного университета, заместитель директора юридического института Кемеровского государственного университета по научной работе, к.ю.н.
Суд не должен восполнять пробелы административной процедуры
Административное судопроизводство
ВС заключил, что апелляционная комиссия вуза может быть административным ответчиком
14 Октября 2021
Багрян Арсен
Багрян Арсен
Адвокат Коллегии адвокатов г. Москвы «Вашъ юридический поверенный»
Неуведомление о смене выгодоприобретателя не влечет прекращение договора
Арбитражное право и процесс
Суд признал незаконным отказ страховщика выплатить сумму возмещения
12 Октября 2021
Луцкий Никита
Луцкий Никита
Младший юрист Адвокатского бюро КИАП
Влиятельные решения по корпоративным спорам
Арбитражное право и процесс
Обзор судебной практики по наиболее важным корпоративным спорам за III квартал 2021 г.
12 Октября 2021
Будылин Сергей
Будылин Сергей
Советник АБ «Бартолиус»
«Банкротные» решения
Арбитражное право и процесс
Правовые позиции ВС РФ в делах о банкротстве в III квартале 2021 г.
12 Октября 2021
Яндекс.Метрика