Согласно даннымстатистики, в России в ДТП за период с 2015 по 2019 г. погибли свыше 97 тыс. человек и свыше 1 млн получили ранения. Из этого следует, что за указанный период в среднем в год по стране в ДТП погибают порядка 20 тыс. человек и получают травмы свыше 218 тыс.
В последнее время участились также случаи ДТП со смертельным исходом, некоторые из них имеют большой общественный резонанс. Указанные обстоятельства подтолкнули нас к необходимости провести детальное исследование, посвященное данной проблематике, что позволило бы актуализировать криминологический портрет личности, совершившей преступление, связанное с нарушением безопасности движения и эксплуатации транспорта.
С этой целью были проанализированы статистические данные Судебного департамента при Верховном Суде РФ об основных социально-демографических и некоторых уголовно-правовых признаках (в контексте наказания) осужденных по ч. 4 ст. 264 УК РФ (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть человека) за период с 2015 по 2019 г.
Для изучения лиц, совершивших преступления в области безопасности движения и эксплуатации транспорта, использовались социально-демографические (пол, возраст) и социально-ролевые (уровень образования, род деятельности) характеристики (см. таблицу 1).
Таблица 1. Основные демографические признаки осужденных по ст. 264 и ч. 4 ст. 264 УК РФ за период с 2015 по 2019 г.
2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | |
Осуждены по ст. 264 УК РФ в целом |
Осуждены по ч. 4 ст. 264 УК РФ |
||||
Всего осуждены | 9 266 | 10 428 | 1 047 | 946 | 848 |
100% | 100% | 100% | 100% | 100% | |
В том числе женщин | 696 (7,5%) | 848 (8,1%) | 39 (3,7%) | 22 (2,3%) | 33 (3,9%) |
Возраст: 14–17 | 74 | 51 | 4 | 3 | 4 |
0,8% | 0,5% | 0,4% | 0,3% | 0,4% | |
18–24 | 1 858 | 1 807 | 182 | 147 | 134 |
20% | 17,3% | 17,4% | 15,5% | 15,8% | |
25–29 | 1 983 | 1 969 | 223 | 193 | 170 |
21,4% | 18,8% | 21,3% | 20,4% | 20% | |
30–49 | 3 988 | 4 708 | 561 | 511 | 452 |
43% | 45,1% | 53,6% | 54% | 53% | |
50 лет и старше
из них пенсионного возраста |
1 353 (14,6%) | 1 893 (18,1%) | 77 (7,3%) | 92 (9,7%) | 88 (10,3%) |
448 (4,8%) | 654 (6,2%) | 17 (1,6%) | 25 (2,6%) | 25 (5,1%) | |
Образование: Высшее, неоконченное высшее | 1 583 | 2 304 | 166 | 115 | 137 |
17% | 22% | 15,8% | 12,1% | 16,1% | |
Среднее специальное | 3 484 | 3 855 | 457 | 392 | 335 |
37,6% | 37% | 43,6% | 41,4% | 39,5% | |
Среднее общее | 3 355 | 3 633 | 305 | 314 | 284 |
36,2% | 34,8% | 29,1% | 33,2% | 33,5% | |
Основное общее, начальное | 844 | 905 | 119 | 125 | 92 |
9,1% | 8,7% | 11,3% | 13,2% | 10,8% | |
Род занятий Рабочие | 3 445 | 3 815 | 391 | 344 | 276 |
37,1% | 36,6% | 37,6% | 36,3% | 32,5% | |
Работники сельского хозяйства | 51 | 66 | 10 | 8 | 8 |
0,5% | 0,6% | 0,9% | 0,8% | 0,9% | |
Государственные и муниципальные служащие | 97 | 96 | 6 | 5 | 3 |
1% | 0,9% | 0,5% | 0,5% | 0,3% | |
Служащие коммерческой или иной организации | 655 | 697 | 49 | 38 | 42 |
7% | 6,7% | 4,7% | 4% | 5% | |
Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность или участвующие в предпринимательстве | 260 | 284 | 22 | 21 | 15 |
2,8% | 2,7% | 2,1% | 2,2% | 1,7% | |
Учащиеся, студенты | 317 | 296 | 23 | 16 | 28 |
3,4% | 2,8% | 2,2% | 1,7% | 3,2% | |
Нетрудоспособные/ неработающие | 375 | 550 | 31 | 36 | 30 |
4% | 5,3% | 3% | 3,8% | 3,5% | |
Трудоспособные без определенных занятий | 3 619 | 4 076 | 472 | 434 | 403 |
39% | 39% | 45% | 45,8% | 47,5% | |
Безработные | 53 | 44 | 4 | 7 | 9 |
0,6% | 0,4% | 0,4% | 0,7% | 1% | |
Лица прочих занятий | 394 (4,2%) | 504 (4,8%) | 39 (3,7%) | 37 (3,9%) | 34 (4%) |
Социально-демографическая характеристика осужденных
По результатам анализа статистических данных о составе осужденных можно сделать вывод, что в среднем среди лиц, совершивших преступления, связанные с нарушением безопасности движения и эксплуатации транспорта, доля женщин составляет около 5%, что свидетельствует о том, что криминальная активность женщин в данной сфере довольно низкая, подавляющее большинство деяний совершено мужчинами. В среднем, по данным статистики, среди всех осужденных (по всем составам УК РФ) на женщин приходится около 15%.
Возрастная характеристика позволяет судить о криминальной активности различных возрастных групп и особенностях их поведения, так как с возрастом меняются социальные функции, характер и привычки людей. Распределение осужденных из исследуемой группы по возрастным категориям показало, что наиболее криминально активными являются лица от 30 до 49 лет (на них в среднем приходится 49,8% преступлений); на группу 25–29 лет – в среднем 20,4% преступлений; от 18 до 24 лет – 17,2%. При этом на осужденных по ч. 4 ст. 264 УК РФ в возрастной группе 25–29 лет приходится в среднем 20,5% преступлений и 16,2% – на лиц 18–24 лет; на возрастную группу от 50 лет и старше – порядка 12% преступлений (из них на пенсионеров – около 4%). Наименьшая криминальная активность отмечается у подростков от 14 до 17 лет – не более 0,5%.
Образовательный уровень различных категорий осужденных некоторым образом связан с характером преступных действий. Образование значительно влияет на круг интересов и потребности личности. Относительно образовательного уровня исследуемой категории осужденных можно отметить, что высшее и неоконченное высшее образование имеют в среднем 16,6%, среднее специальное – 39,8%, среднее общее – около 33,3%, неполное среднее – порядка 10,3%.
В то же время, учитывая неосторожный характер данного состава преступления, уровень образования, на мой взгляд, не является фактором, существенно влияющим на обеспечение безопасности дорожного движения. Несмотря на то что транспортное средство (далее – ТС) является источником повышенной опасности, оно не является сложным в управлении.
При этом уровень образования, доходов и социальные роли зачастую влияют на категорию ТС, которое может позволить себе человек, – более дорогое, как правило, имеет технические характеристики, обеспечивающие в том числе высокий уровень безопасности водителя (улучшенные тормозные системы, подушки безопасности и т.д.), что в случае ДТП может сохранить жизнь. Конечно, нельзя исключать и такие факторы, как случайность, удача.
Под социальной ролью принято понимать социальные функции конкретного лица, обусловленные его положением в системе общественных отношений и принадлежностью к определенным социальным группам. Данные статистики показывают, что среди исследуемой группы осужденных встречаются представители всех социальных слоев. Так, на долю трудоспособных лиц без определенных занятий приходится в среднем 43%, рабочих – около 36% (следует отметить, что рабочие – самая многочисленная социальная группа населения страны), служащих коммерческих или иных организаций – в среднем 5,5% от общего числа осужденных, лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, – 2,3%, учащихся и студентов – 2,6%, нетрудоспособных в среднем около 3,9%, государственные и муниципальные служащие составляют в среднем 0,6% из всех лиц данной категории, безработные – 0,6%, работники сельского хозяйства – не более 0,7% и лица прочих занятий – в среднем 4,12%.
Уголовно-правовая характеристика
В 2017 г. за совершение преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 264 УК РФ, было осуждено 1 047 чел., в 2018 г. – 946, в 2019 г. – 848 (см. таблицу 2), таким образом, заметна тенденция снижения показателей числа осужденных по ч. 4 ст. 264 УК РФ, что может свидетельствовать и о тренде уменьшения числа лиц, управляющих транспортным средством в состоянии опьянения.
Таблица 2. Результаты рассмотрения уголовных дел с учетом наказания по ч. 4 ст. 264 УК РФ1
|
2017 | 2018 | 2019 | |
Число осужденных | 1 047 | 946 | 848 | |
Совершили преступления в состоянии: |
|
|||
алкогольного опьянения | 922 | 883 | 723 | |
наркотического опьянения | 37 | 51 | 40 | |
под воздействием психотропных веществ | 1 | 1 | 0 | |
под воздействием сильнодействующих веществ | 1 | 0 | 0 | |
Иное | 0 | 0 | 9 | |
Назначено наказание в виде лишения свободы (всего) | 877 | 804 | 720 | |
Срок лишения свободы: |
|
|||
до 1 года вкл. | 7 | 11 | 7 | |
свыше 1 до 2 лет вкл. | 132 | 144 | 102 | |
свыше 2 до 3 лет вкл. | 462 | 428 | 368 | |
свыше 3 до 5 лет вкл. | 271 | 215 | 222 | |
свыше 5 до 8 лет вкл. | 5 | 6 | 21 | |
свыше 8 до 10 лет вкл. | 0 | 0 | 0 | |
свыше 10 до 15 лет вкл. | 0 | 0 | 0 | |
свыше 15 до 20 лет вкл. | 0 | 0 | 0 | |
Наказание назначено ниже низшего предела: лишение свободы | 8 | 17 | 20 | |
Условно осуждены к лишению свободы | 166 | 140 | Данные отсутствуют | |
Ограничение свободы | 1 | 1 | Данные отсутствуют | |
Исправительные работы | 1 | 0 | Данные отсутствуют | |
Обязательные работы | 0 | 0 | Данные отсутствуют | |
Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (основное наказание) | 0 | 0 | Данные отсутствуют | |
Штраф (основное наказание) | 1 | 0 | Данные отсутствуют | |
Дело прекращено (по всем предусмотренным законом основаниям) | 65 | 60 | 58 | |
Оправданы | 1 | 0 | 1 | |
Определено принудительное лечение (от алкоголизма, наркомании, токсикомании, у врача-психиатра) | – | 5 | 6 | |
По приговору освобождены от наказания или наказание не назначалось (по всем предусмотренным законом основаниям) | 1 | 1 | – |
Составляющей уголовно-правовой характеристики личности преступника является отрицательная оценка действий нарушившего уголовный закон лица, реализующаяся в мерах уголовной ответственности. Сущность применения наказания заключается, с одной стороны, в лишениях и ограничениях виновного за совершенное деяние, с другой – в достижении в интересах общества полезного социального результата1.
Данные статистики о мерах наказания позволяют проанализировать практику государства в отношении осужденных по ч. 4 ст. 264 УК РФ и выявить тенденции и закономерности.
Так, в 2017–2019 гг. по данной категории был осужден 2 841 человек, из них к лишению свободы – 2 401 (84,5%), условно к лишению свободы – 166 в 2017 г. и 140 в 2018 г., что составляет около 15,3% (данные за 2019 г. отсутствуют). Прекращено в общей сложности 183 уголовных дела, двое оправданы (0,07%). Наказание (лишение свободы) назначено ниже низшего предела в 2017 г. – 8 осужденным, в 2018 г.– 17 и в 2019 г. – 20, что составляет в среднем 1,8% от общего числа осужденных к лишению свободы.
Для полноты анализа рассмотрим данные по виду исправительного учреждения при лишении свободы, определенного для отбытия наказания осужденным по ч. 3 и 4 ст. 264 УК РФ (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть человека, в том числе лицом, находящимся в состоянии опьянения) (см. таблицу 3).
Таблица 3. Вид исправительного учреждения, определенного для отбытия наказания осужденным по ч. 3 и 4 ст. 264 УК РФ2
|
2017 | 2018 | 2019 |
Всего осуждено | 1 911 | 3 435 | 3 177 |
Из них к лишению свободы (всего) | 1 138 (100%) | 1 989 (100%) | 1 886 (100%) |
воспитательная колония общего режима | 0 | 2 (0,1%) | 5 (0,2%) |
не определен в связи с отсрочкой исполнения приговора или фактическим отбытием наказания | 28 (2,46%) | 45 (2,3%) | 21 (1,1%) |
колония-поселение | 1 026 (90,1%) | 1 774 (89,1%) | 1 675 (88,9%) |
колония общего режима | 92 (8,2%) | 147 (7,4%) | 161 (8,5%) |
колония строгого режима | 14 (1,2%) | 21 (1%) | 23 (1,2%) |
колония особого режима | 0 | 0 | 1 (0,05%) |
отбывание в тюрьме | 0 | 0 | 0 |
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
Во-первых, среди лиц, совершивших преступления, связанные с нарушением безопасности движения и эксплуатации транспорта, преобладают мужчины (около 95%).
Во-вторых, осужденные по ч. 4 ст. 264 УК РФ являются представителями всех социальных слоев населения. Подавляющее большинство составляют трудоспособные граждане без определенных занятий, а также рабочие: их доля – порядка 79%.
В-третьих, наибольшая частота зарегистрированных преступлений приходится на возрастную группу от 30 до 49 лет (49,8% от общего числа привлеченных к уголовной ответственности), на лиц 18– 29 лет – около 37,6%, от 50 лет и старше – около 12%. Наименее криминально активными можно считать возрастную группу от 14 до 17 лет (0,5%).
В-четвертых, уровень образования указанной категории лиц достаточно высокий, многие имеют высшее или среднее, среднее специальное образование. При этом уровень образования не является фактором, существенным образом влияющим на обеспечение безопасности дорожного движения.
В-пятых, 89% осужденных по ч. 4 ст. 264 УК РФ совершили преступление в состоянии алкогольного опьянения, 4,5% – наркотического опьянения, при этом всего для 0,6% данных лиц судом было определено лечение от алкоголизма, наркомании, токсикомании, в том числе у врача-психиатра (5 человек в 2018 г. и 6 человек в 2019 г.).
Столь высокий процент лиц, находящихся в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, является, на мой взгляд, тревожным сигналом и требует принятия профилактических мер, направленных на недопущение водителей в состоянии опьянения к управлению ТС. Кроме того, считаю необходимым принятие общих мер по борьбе с алкоголизмом и наркоманией – в частности, ограничение доступа к алкогольной продукции лиц до 21 года, проведение антиалкогольной пропаганды, ограждение детей от пагубного влияния родителей, страдающих алкоголизмом и наркоманией, формирование в обществе мотивации к здоровому образу жизни и др.
В-шестых, с 2017 по 2019 г. за преступления, ответственность за которые предусмотрена ч. 4 ст. 264 УК РФ, был осужден 2 841 человек, из них к лишению свободы – 2 401 (84,5%), условно к лишению свободы – 166 в 2017 г. и 140 в 2018 г., что составляет около 15,3% (данных за 2019 г. нет), прекращено в общей сложности 183 уголовных дела и оправданы два человека (0,07%).
В-седьмых, наказание (лишение свободы) назначено ниже низшего предела в 2017 г. 8 осужденным, в 2018 г. – 17 и в 2019 г. – 20, что составляет в среднем 1,8% от общего числа осужденных к лишению свободы.
В-восьмых, вид исправительного учреждения при лишении свободы, определенный для отбытия наказания осужденным по ч. 3 и 4 ст. 264 УК РФ, в среднем за период с 2017 по 2019 г. выглядит следующим образом: колония-поселение – 89,4%; колония общего режима – 8%; колония строгого режима – 1,1%; воспитательная колония общего режима – 0,15%; колония особого режима – 0,01%; отбывание в тюрьме – 0, вид исправительного учреждения не определен в связи с отсрочкой исполнения приговора или фактическим отбытием наказания – 2%.
Анализ приведенных данных в целом свидетельствует о том, что ужесточение ответственности за совершение ДТП в состоянии опьянения, если оно повлекло гибель человека, обусловлено числом погибших и получивших увечья. В данный момент, несмотря на то что преступление, предусмотренное ч. 4 ст. 264 УК РФ, является совершенным по неосторожности, оно относится к категории тяжких, что исключает возможность примирения, предусмотренную ст. 76 Кодекса.
О том, будет ли иметь эффект ужесточение ответственности за указанные преступления, можно будет, на мой взгляд, сделать вывод, исходя из анализа данных за 2020 г., – в частности, важно узнать, уменьшится ли количество преступлений по ч. 4 ст. 264 УК РФ, сократится ли количество смертей и увечий в России в результате ДТП в состоянии опьянения и т.д.
В заключение отмечу, что в целях профилактики преступлений в области дорожного движения и управления транспортными средствами необходимо принимать меры, направленные на нравственное формирование личности, в том числе в кругу семьи, трудовом коллективе, а также в организациях, занимающихся образовательной работой. Полагаю, начиная со школы детям следует прививать негативное отношение к алкоголизму и наркомании, рассказывая в том числе об их пагубном воздействии на человека не только в контексте физического, но и морального вреда. Воспитание должно быть направлено также на формирование правового мировоззрения, понимания неотвратимости наказания и персональной ответственности за свои деяния независимо от социального положения и статуса.
1 В официальной статистике в 2015–2016 гг. содержится информация об осужденных по ст. 264 УК РФ без указания на соответствующие части данной статьи.
2 Дядькин Д.С. Процесс назначения уголовного наказания как объект управления // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2006. – № 3-2 (43). – С. 39–41.
3 Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть человека, в том числе лицом, находящимся в состоянии опьянения (ч. 3, 4 ст. 264 УК РФ и ч. 2 ст. 264 в прежней редакции Кодекса)