×

Регулирование лесозаготовок требует определенности

О тенденции возбуждения дел по ст. 260 УК за рубку насаждений на землях сельхозназначения
Мелкумов Артем
Мелкумов Артем
Адвокат АП Псковской области, адвокатская консультация № 70 Межреспубликанской коллегии адвокатов

В данном материале будут обозначены проблемы правоприменительной практики по уголовным делам, в которых действия лиц были квалифицированы по ст. 260 УК РФ («Незаконная рубка лесных насаждений»), – притом что рубка насаждений производилась на землях сельскохозяйственного назначения.

Прежде всего необходимо уточнить, что до недавнего времени лица, занимающиеся заготовкой и реализацией древесины, зачастую производили рубку в так называемых белых пятнах – на местах/территориях, расположенных на землях сельхозназначения, которые не относятся к землям Гослесфонда, и имеющих древесно-кустарниковую растительность. Тарифы, утвержденные федеральным законодательством, на эти земли не распространяются. Граждане беспрепятственно осуществляли вырубку древесины на данных территориях и использовали ее по своему усмотрению, при этом официально реализовать заготовленную в таких местах древесину было невозможно, поскольку все сделки заносятся в систему «ЛЕСЕГАИС».

8 июня 2022 г. были внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 21 сентября 2020 г. № 1509 «Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения», являющееся единственным документом, регламентирующим особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения» (далее – Постановление № 1509). Данными поправками лицам, желающим заняться заготовкой и реализацией древесины, предоставлена возможность перевести расположенную на их сельхозучастках древесно-кустарниковую растительность в категорию «леса» и на законных основаниях вести лесовоспроизводство, а также реализовывать древесину.

15 декабря 2022 г. в Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 г. № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» (далее – Постановление Пленума ВС № 21) также были внесены изменения. Так, в п. 16 постановления указано, что незаконной признается также рубка насаждений, произрастающих в лесах, расположенных на землях сельхозназначения, осуществляемая правообладателями земельных участков (например, арендаторами, пользователями) при отсутствии утвержденного в установленном порядке проекта культуртехнической мелиорации (за исключением случаев, когда рубка лесных насаждений осуществляется на основании проекта освоения лесов), а также с нарушением запретов и ограничений на рубку, установленных законодательством.

В настоящее время в различных регионах РФ наблюдается тенденция возбуждения уголовных дел за рубку древесины на землях сельхозназначения. При этом сотрудники следственных органов мотивируют привлечение лиц к уголовной ответственности указанными нормативными правовыми актами.

Анализируя законодательство, я выделил ряд ключевых обстоятельств, влияющих на наличие состава преступления по ст. 260 УК.

Во-первых, квалифицирующим фактором данного преступления является наличие ущерба, размер которого определен в примечании к ст. 260 УК и исчисляется по утвержденным Правительством РФ тарифам и методике.

Как правило, эксперты производят расчет ущерба по данной категории уголовных дел, руководствуясь тремя нормативными правовыми актами, а именно постановлениями Правительства РФ от 29 декабря 2018 г. № 1730; от 23 декабря 2022 г. № 2405 и от 22 мая 2007 г. № 310.

Постановления № 310 и № 2405 являются нормативными документами, согласно которым возможен расчет материального ущерба за незаконную вырубку, а также за повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан. Однако оба этих документа не могут быть применены для расчета материального ущерба, если древесина произрастала на землях сельхозназначения и не находилась в федеральной собственности, а указанные постановления распространяются исключительно на госсобственность – т.е. собственность Гослесфонда.

Земли сельхозназначения в основном являются собственностью районных муниципалитетов либо физических или юридических лиц. Соответственно, первоначально необходимо установить наличие либо отсутствие пересечений границ сельскохозяйственных участков с землями Гослесфонда. Если таких пересечений нет, то ни один нормативный документ не указывает на возможность применения указанных постановлений, действие которых (по кругу лиц) распространяется исключительно на участки, находящиеся в госсобственности, в отношении земель, находящихся в иной собственности.

Документом, устанавливающим порядок возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства, включая тарифы и методику возмещения вреда, являются Особенности возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2018 г. № 1730 (далее – Особенности). Согласно п. 1 Особенностей они распространяются на возмещение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства. Лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения (лесные отношения) (ч. 1 ст. 3 ЛК РФ).

Таким образом, для применения Особенностей при расчете ущерба первоначально необходимо установить, является ли древесно-кустарниковая растительность, расположенная на сельскохозяйственных землях, «лесами». Для этого следует проверить имеющиеся насаждения на соответствие критерию «леса», раскрытому в п. 1 Положения об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, утвержденного Постановлением № 1509 (далее – Положение). Согласно данному пункту к лесам, расположенным на землях сельхозназначения, относятся лесные насаждения и (или) древесно-кустарниковая растительность, произрастающие на участках из земель сельскохозяйственного назначения, на которых расположены леса площадью более 0,5 га с деревьями высотой свыше 5 м и лесным растительным покровом, составляющим более 75% площади участка, с показателями сомкнутости крон древесного и кустарникового яруса 0,8–1 при одновременном наличии указанных признаков.

В соответствии с Положением решение о соответствии либо несоответствии указанным критериям принимает территориальный орган Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (уполномоченный орган) только при одновременном наличии указанных признаков.

Таким образом, в отсутствие заключения комиссии уполномоченного органа по вопросу о возможности перевода древесно-кустарниковой растительности в категорию «леса» применять Особенности недопустимо. Необходимо отметить, что указанные критерии являются императивными и должны присутствовать в совокупности. При этом не все участки Гослесфонда соответствуют данным критериям – по сути, сельскохозяйственный участок должен быть дремучим лесом.

Во-вторых, особого внимания заслуживает установление надлежащего субъекта преступления. В частности, уголовной ответственности подлежит лицо, в чьи полномочия входило обращение в уполномоченный орган. В соответствии с п. 7 Положения эти правом наделен правообладатель (собственник) земельного участка либо уполномоченное лицо (арендатор). При этом зачастую следствие, игнорируя данные положения, пытается привлечь к уголовной ответственности лиц, с которыми заключены договоры о расчистке и уборке древесно- кустарниковой растительности, что, на мой взгляд, недопустимо и незаконно, так как данные лица не правомочны инициировать перевод насаждений в категорию лесов.

Представляется, что субъектом преступления может быть только собственник либо арендатор земельного участка или лицо, действующее по доверенности от имени собственника.

В-третьих, проблемным аспектом также является понуждение следственным органом лица обратиться в уполномоченный орган с заявлением о переводе насаждений в категорию «леса», хотя данная обязанность Положением не предусмотрена.

Согласно Разъяснениям Россельхознадзора от 28 декабря 2022 г. правообладатель самостоятельно решает, что делать с участком, на котором имеется древесно-кустарниковая растительность: либо заняться воспроизводством лесов (тогда он обязан пройти процедуру, предусмотренную Положением, – направить заявление с пакетом документов и т.д.), либо вовлечь участок в сельскохозяйственный оборот. В последнем случае он обязан руководствоваться Федеральным законом от 10 января 1996 г. № 4-ФЗ «О мелиорации земель» и п. 16 Постановления Пленума ВС № 21 (в ред. Постановления Пленума ВС от 15 декабря 2022 г. № 38) – т.е. произвести вырубку растительности, распашку почвы, очистку участка, что является культуртехнической мелиорацией. При этом данные действия арендатора/правообладателя возможны исключительно при наличии утвержденного в установленном порядке проекта культуртехнической мелиорации.

Читайте также
Пленум ВС внес новые изменения в свои постановления по уголовным делам
В частности, множество новых разъяснений посвящено вопросу применения судами законодательства о процессуальных издержках по уголовным делам
15 декабря 2022 Новости

Также важно учитывать п. 15 Постановления Пленума ВС № 21, согласно которому не относятся к предмету указанных преступлений (ст. 260, 261 УК РФ. – Прим. ред.), в частности, деревья, кустарники и лианы, произрастающие на землях сельхозназначения, используемых для ведения сельскохозяйственного производства и связанных с ним целей (за исключением мелиоративных защитных лесных насаждений) и т.д.

Из буквального толкования данного пункта следует, что если лицо намерено вводить земли в сельхозоборот, то оно не обязано обращаться в уполномоченный орган и готовить план культуртехнической мелиорации. Однако практика показывает, что если лицо начнет работы по расчистке участка, последует незамедлительная реакция правоохранительных органов, которые укажут на обязанность лица в первую очередь обратиться в уполномоченный орган и при получении отрицательного решения комиссии изготовить план культуртехнической мелиорации. Подобного рода требования, на мой взгляд, не основаны на законе.

Насущным также является вопрос об определении размера ущерба, если рубка древесно-кустарниковой растительности произведена на землях, не являющихся госсобственностью. Во многих субъектах РФ органами местного самоуправления вынесены нормативные правовые акты (постановление/порядок), регулирующие исчисление размера ущерба, причиненного окружающей среде, в том числе зеленым насаждениям, в границах муниципального образования. Данные акты, как правило, содержат формулу расчета восстановительной стоимости, включающую сметную стоимость посадки одного саженца дерева, а также коэффициенты, учитывающие ценность древесной породы, диаметр ствола дерева, территории со сложными условиями произрастания зеленых насаждений и т.д.

Читайте также
Эксперты «АГ» проанализировали административные дела из Обзора практики ВС РФ № 1 за 2024 г.
В частности, они обратили внимание на разъяснение по вопросу отнесения нормативного регулирования к полномочиям органов местного самоуправления
03 июня 2024 Новости

Практика показывает, что именно данными нормативными документами ранее руководствовались следственные органы и привлеченные ими эксперты при расчетах размера ущерба. Однако 29 мая 2024 г. Верховный Суд опубликовал Обзор судебной практики № 1 (2024), в п. 31 которого изложена ситуация по оспариванию нормативного правового акта органа местного самоуправления, который установил подобные тарифы. ВС разъяснил, что нормативное регулирование исчисления размера ущерба, причиненного окружающей среде, в том числе зеленым насаждениям в границах муниципального образования, специальным отраслевым законодательством к полномочиям органов местного самоуправления не отнесено. В итоге Судебная коллегия по административным делам ВС отменила состоявшиеся по делу судебные акты и приняла новое решение, которым признала оспариваемый нормативный правовой акт недействующим со дня принятия Порядка расчета восстановительной стоимости зеленых насаждений, снесенных на территории города.

Соответственно, возникает коллизия в правоотношениях по расчету ущерба в отношении земель, не являющихся федеральной собственностью.

Возмещение ущерба, причиненного окружающей среде, регулируется нормами гл. XIV Закона об охране окружающей среды, устанавливающей: виды такой ответственности (ст. 75), судебный порядок разрешения споров (ст. 76), обязанность полного возмещения вреда окружающей среде (ст. 77), порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области природоохраны (ст. 78). Из анализа положений ст. 77 и 78 закона следует, что вред окружающей среде возмещается в соответствии с тарифами и методиками исчисления размера такого вреда, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. При их отсутствии – исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (п. 3 ст. 77 и абз. 2 п. 1 ст. 78 закона соответственно).

В заключение добавлю, что неопределенность в этой сфере требует установления четкого алгоритма действий на законодательном уровне либо на уровне разъяснений высших судов. Также необходимо отметить, что правоприменительная практика по рассмотрению подобных уголовных дел еще не сформировалась.

Рассказать:
Другие мнения
Мамров Феликс
Мамров Феликс
Адвокат АП Приморского края, сооснователь и партнер АБ «Рыженко, Мамров и партнеры»

Количество не свидетельствует об умысле на сбыт
Уголовное право и процесс
Защита добилась в суде переквалификации деяния обвиняемой со сбыта наркотика на хранение
09 декабря 2024
Завацкая Евгения
Завацкая Евгения
Партнер Precedent consulting
Хранение арестованного имущества не дает прав на его коммерческую эксплуатацию
Арбитражный процесс
ВС о правомерности отказа хранителю в регистрации аттракционов
06 декабря 2024
Пятина Ирина
Пятина Ирина
Адвокат АП Новосибирской области, Дзержинская коллегия адвокатов Новосибирской области
Бремя залоговых обязательств
Семейное право
Как соблюсти баланс интересов при разделе имущества супругов, приобретенного в ипотеку с использованием маткапитала
05 декабря 2024
Нохрина Екатерина
Нохрина Екатерина
Адвокат АП Пермского края, руководитель юридического отдела компании «Технологии обжалования»
Защита прав потребителей в сфере онлайн-образования
Гражданское право и процесс
ВC указал, что формальный доступ к учебным материалам не является надлежащим оказанием услуг
04 декабря 2024
Шмелев Евгений
Шмелев Евгений
Адвокат АП г. Москвы, КА г. Москвы «Адвокаты на Дубровке»
До рассмотрения по существу
Производство по делам об административных правонарушениях
Возвращение протокола и иных материалов возможно только на стадии подготовки дела к рассмотрению судом
04 декабря 2024
Оксенойд Антон
Оксенойд Антон
Юрист юридической компании Taxology
Движимое или недвижимое?
Налоговое право
Точка в споре о критериях квалификации имущества бизнеса для целей налогообложения еще не поставлена
03 декабря 2024
Яндекс.Метрика