11 января в Госдуму внесен проект поправок в законодательство, которыми предлагается признать утратившей силу ст. 282 УК РФ «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства». Корреспондирующие изменения предложены в УПК РФ и иные правовые акты.
Целесообразность наличия ст. 282 в Уголовном кодексе РФ обсуждается не менее 10 лет, причем как среди профессиональных юристов, так и в обществе в целом. Лично мне сразу вспоминается нашумевшее уголовное дело журналиста газеты «Новый Петербургъ» Николая Андрущенко. Страшно вспомнить, сколько тогда для осуществления защиты мы перелопатили материалов, чтобы доказать очевидное: пожилого журналиста из следственного изолятора для начала надо бы отпустить.
Совершение преступления, предусмотренного ст. 282 УК РФ, ему не вменялось, но в связи с содержанием ряда его публикаций, пусть и немного резких по отношению к властям, он обвинялся по соседствующей ст. 280 УК РФ. «За следствием» пожилой, 1943 г.р., журналист, бывший депутат Ленсовета, государственный советник Санкт-Петербурга 3-го класса, с осени 2007 г. по весну 2008 г. был вынужден находиться в следственном изоляторе. Слава богу, дело поступило на рассмотрение разумной и грамотной судье, которая сразу же изменила меру пресечения, хотя тот же суд в ином составе ее ранее регулярно продлевал. А итог дела – приговор суда: осуждение за оскорбление представителя власти (ст. 319 УК РФ) с наказанием в виде штрафа в 20 тыс. руб., который был отменен за истечением срока давности вышестоящим, тогда еще кассационным, судом.
Но если уголовное преследование по ст. 280 УК РФ иной раз осуществляется таким образом, тогда что уж говорить о ст. 282 УК РФ, на недостаточную определенность которой справедливо обращают внимание авторы законопроекта.
Обсуждая вопрос об отмене ст. 282 УК РФ, следует понимать, что конкурирующими конституционными нормами здесь являются ч. 5 ст. 13, ч. 2 ст. 19 и ст. 29 Конституции РФ. При этом ч. 2 ст. 19 Конституции РФ говорит о недопустимости любых форм ограничения прав граждан по тем или иным признакам. А ч. 5 ст. 13 Конституции РФ запрещает не любые действия, направленные на разжигание розни, а лишь создание и деятельность организаций, преследующих данные цели. Как раз о таких организациях указано в ст. 282.1, 282.2 и 282.3 УК РФ.
Надо заметить, что из законопроекта не усматривается изменение нумерации ст. 282.1, 282.2, 282.3 УК РФ. Если базовая ст. 282 УК РФ признается утратившей силу, то почему бы не изменить нумерацию производных от нее статей? Экстремизм – это приверженность крайним взглядам, методам действия при отрицании компромиссов (обычно в политике). Примерно так можно охарактеризовать это явление. Одно из следствий экстремизма – возбуждение ненависти и вражды. Объекты преступлений, предусмотренных ст. 282 и 282.1 УК РФ, родственны между собой. Данное замечание носит частный характер и не влияет на общий вывод о возможности отмены ст. 282 УК РФ. Одно дело – уголовное преследование организованной группы лиц, имеющих целью возбуждение ненависти и вражды, другое дело – допустимость уголовного преследования лица за любые действия, которые, по мнению правоприменителя, на это направлены. И на практике вопрос о том, на что были направлены действия лица, решается по усмотрению правоприменителя. В ряде случаев ответ дают назначенные правоприменителем эксперты, выводами которых он обосновывает свое решение.
Полагаю, что отмена ст. 282 УК РФ не приведет к всплеску социальной, расовой, религиозной или иной розни, поскольку если таковая возникает в результате организованной деятельности – для ее пресечения могут применяться иные нормы уголовного законодательства.