×

«Видоизмененный» Закон об ООО и ужесточение исполнительской дисциплины

Комментарий правовых позиций Экономколлегии ВС из Обзора № 3 за 2020 год
Дигмар Юнис
Дигмар Юнис
Адвокат АП г. Москвы, МКА «ВЕРДИКТЪ», основатель юридической компании «Дигмар групп»

25 ноября Президиум Верховного Суда РФ утвердил Обзор судебной практики № 3 за 2020 г.

Читайте также
Адвокаты отметили наиболее важные позиции Экономколлегии в Обзоре ВС № 3
Больше всего их заинтересовало указание на то, что предусмотренные уставом ООО правила отчуждения доли не могут противоречить существу законодательного регулирования в этой сфере
03 декабря 2020 Новости

На этот раз в Обзоре практически все правовые позиции Судебной коллегии по экономическим спорам ВС, на мой взгляд, носят характер не просто исправления очевидных ошибок нижестоящих судов, но представляют собой некое новое видение правовых казусов, не нашедших однозначного решения и рассмотренных Верховным Судом. И это примечательно.

Кроме того, особого внимания заслуживает уменьшение количества «банкротных кейсов», что, безусловно, свидетельствует не о достижении некого уровня проработанности и однозначности судебной практики в данной категории споров, а о том, что и другие сферы правового регулирования начинают привлекать внимание ВС.

Так, в Обзор вошло Определение № 306-ЭС19-24912 по корпоративному спору. В указанном деле высшая инстанция фактически видоизменила положения ст. 21 и 26 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» в части возможности установления полного запрета на отчуждение доли в уставном капитале ООО третьему лицу, а также на выход из состава участников общества.

В определении отмечено: участник, в отношении которого действуют бессрочные условия о запрете на отчуждение доли или о необходимости получать согласие на ее отчуждение, и такое согласие не получено либо уставом предусмотрена заведомо заниженная цена покупки доли по преимущественному праву на неопределенно долгий̆ срок, вправе требовать от общества приобрести принадлежащую ему долю (часть доли) и выплатить ее действительную стоимость.

В этом споре высшая судебная инстанция сформулировала, на мой взгляд, три очень важных вывода.

Первый – устав – это учредительный документ, основанный на товарищеском соглашении участников (учредителей), имеющем гражданско-правовой характер. Следовательно, устав можно оспаривать по общим правилам для недействительных сделок. Оспаривание возможно и отдельно от обжалования соответствующего решения общего собрания участников, утвердившего устав либо его спорное положение.

Второй – исходя из указанной позиции, не допускается бессрочный запрет на продажу третьему лицу доли в уставном капитале (при условии, что остальные участники отказались от ее приобретения в преференциальном порядке по действительной стоимости доли), а также на выход участника из общества. Полагаю, это здравый подход, при котором участник больше не является «заложником» общества, участвовать в котором он не видит смысла либо не желает, и одновременно обоснованно может рассчитывать на справедливую компенсацию его вклада в уставный капитал общества при выходе из него.

Третий – ВС фактически указал, что размер стоимости доли при ее продаже либо выходе участника должен носить справедливый характер, позволять данному лицу вернуть вложенные инвестиции.

Читайте также
ВС: Дело о банкротстве можно возбудить на основе неисполненного реституционного требования
Как пояснил Суд, реституционное требование о возврате полученного с предпочтением в конкурсную массу организации-банкрота не отнесено к числу исключений, не учитываемых при определении признаков банкротства
07 августа 2020 Новости

В Определении № 307-ЭС20-2237 Судебная коллегия по экономическим спорам указала, что неисполнение определения суда о возврате в конкурсную массу имущества, переданного должником по преференциальной сделке, является основанием для возбуждения дела о банкротстве контрагента должника.

Полагаю, эта правовая позиция направлена на ужесточение исполнительской дисциплины в рамках споров о банкротстве, когда определение арбитражного суда о возврате имущества в конкурсную массу перестает быть «неисполнимым грузом», а становится в том числе самостоятельным инструментом для побуждения контрагентов должника возвратить все полученное по оспоренной сделке, что подтверждает направленность правового подхода высшей судебной инстанции на пополнение имущественной массы должника в целях наиболее полного удовлетворения требований кредиторов.

В Обзоре ВС закрепил также алгоритм реализации доли должника в праве собственности на объект недвижимого имущества, указав следующий порядок ее продажи.

Доля должника в праве собственности должна быть предварительно оценена экспертом, а затем уже предложена на открытых торгах. Как подчеркнул ВС, цена, установленная по результатам торгов, является справедливой стоимостью, на которую вправе рассчитывать кредиторы должника при пополнении конкурсной массы и удовлетворении их требований. Однако для сохранения преимущественного права сособственника данного объекта недвижимого имущества доля в праве должна быть предложена изначально именно ему по той цене, которая определена по результатам открытых торгов. По мнению высшей судебной инстанции, указанный подход должен сбалансировать права и охраняемые законом интересы как кредиторов должника, так и сособственника долевой недвижимости.

Иной подход – например, когда сособственнику предлагается доля в праве собственности по цене, определенной по результатам оценочной экспертизы, – противоречит указанному принципу. Полагаю, данная позиция будет способствовать в том числе уменьшению фактов продажи заинтересованными арбитражными управляющими долей лицам, аффилированным с должниками, по заранее оцененной и зачастую заниженной стоимости.

Читайте также
ВС пояснил, в каких случаях арбитражные суды вправе снижать договорную неустойку
Как пояснил Суд, возможность суда снижать размер неустойки при ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушения обязательств является одним из законных способов, направленных против злоупотребления правом ее свободного определения
27 мая 2020 Новости

В Определении № 305-ЭС19-25950 Судебная коллегия по экономическим спорам ВС фактически сформировала новый способ защиты оспариваемого права, признав правомерным и законным иск о применении положений ст. 333 ГК РФ и снижении размера штрафа.

Как указал Суд, данный способ защиты направлен на установление правовой определенности в отношениях между сторонами обязательства в части суммы подлежащей уплате неустойки (штрафа), изначальный размер которой должник считает чрезмерным. При этом указанный иск может быть рассмотрен до предъявления кредитором иска к должнику о взыскании соответствующей суммы неустойки (штрафа) – т.е. не в рамках выдвижения возражений на соответствующее исковое заявление и даже не путем предъявления должником встречного искового заявления, а отдельным самостоятельным иском.

При этом высшая судебная инстанция вновь напомнила, что в случае излишнего, по мнению должника, взыскания неустойки (к примеру, в безакцептном порядке), он вправе заявить самостоятельный иск о возврате излишне взысканной суммы.

Полагаю, что выраженная в данном определении позиция призвана создать более действенный механизм защиты оспариваемого права.

В п. 27 Обзора ВС в очередной раз обратил внимание нижестоящих судов на встречный характер арендной сделки, при котором невозможность использовать предмет аренды по обстоятельствам, за которые арендатор не отвечает, не порождает его обязанность оплачивать арендную плату и право арендодателя требовать ее оплаты.

Указанная правовая позиция была изложена в обзорах судебной практики ВС за 2015 и 2017 гг.

Но в рассматриваемом Обзоре приведены два существенных дополнения.

Во-первых, уточнено, что под обстоятельством, за которое арендатор не отвечает, подразумевается в том числе создание арендодателем условий, при которых достижение цели аренды невозможно. В указанном случае у арендатора отсутствует обязательство по внесению арендной платы, поскольку арендодатель не выполняет свою корреспондирующую обязанность перед арендатором по обеспечению владения и (или) пользования сданным в аренду имуществом.

Во-вторых, наличие акта приема-передачи имущества является лишь подтверждением перехода во владение арендатора. Однако наличие названного акта не исключает создание арендодателем препятствий в пользовании имуществом и, соответственно, – отсутствие обязанности арендатора по внесению арендной платы в спорный период.

Читайте также
ВС пояснил порядок рассмотрения заявления об отмене введенного налоговой ограничения
Суд указал, что требование о возложении на налоговый орган обязанности отменить арест расчетного счета может являться самостоятельным имущественным требованием и подлежит рассмотрению вне зависимости от оспаривания актов налоговых органов ненормативного характера
25 июня 2020 Новости

Примечательно, на мой взгляд, еще одно Определение № 307-ЭС19-23989, в котором высшая судебная инстанция подчеркнула, что такие судебные способы защиты прав налогоплательщиков, как оспаривание ненормативных правовых актов налоговых органов и истребование излишне взысканного налога, являются независимыми.

При наличии нескольких возможных способов защиты права налогоплательщик правомочен выбрать между ними. Когда он инициирует процедуру истребования излишне взысканного налога, суд рассматривает в том числе законность ненормативного правового акта и по результатам вправе обязать налоговый орган возвратить излишне взысканный на основании незаконного акта налог – без признания его недействительным.

Налоговое законодательство при обращении налогоплательщика в суд с подобным требованием не предусматривает обязательного досудебного порядка урегулирования спора путем подачи в налоговый орган заявления о возврате излишне взысканных сумм. Подача в налоговый орган такого заявления – право, но не обязанность налогоплательщика.

Указанная правовая позиция фактически расширяет для налогоплательщика возможности защиты нарушенного права, поскольку в этом случае заявитель не ограничен обязанностью соблюдения административной процедуры досудебного обжалования ненормативного правового акта налогового органа и последующего обращения в суд с требованием о его обжаловании в достаточно короткий трехмесячный срок – для требования о возврате излишне взысканных сумм действует общий срок исковой давности – три года.

Рассказать:
Другие мнения
Замалаев Павел
Замалаев Павел
Управляющий партнер юридической компании «Замалаев, Стороженко и партнеры», арбитражный управляющий
Арбитражный управляющий в поиске цифровых активов должника
Арбитражный процесс
Практические вопросы, которые остаются открытыми
26 апреля 2024
Иванков Никита
Иванков Никита
Адвокат АП Новосибирской области, КА «Бойко и партнеры» (г. Новосибирск)
Негативные последствия продажи доли в уставном капитале ООО
Корпоративное право
В каких случаях добровольная ликвидация общества целесообразнее
24 апреля 2024
Авясов Максим
Авясов Максим
Адвокат АП Самарской области
Нюансы апелляционного обжалования итогового решения суда
Уголовное право и процесс
ВС указал ошибки, допущенные судами первой и кассационной инстанций по уголовному делу
23 апреля 2024
Саркисян Артем
Саркисян Артем
Адвокат АП г. Москвы, старший юрист АБ «Забейда и партнеры»
Минимизировать абсолютизацию судейского усмотрения
Уголовное право и процесс
Институт дискреционных полномочий судей нуждается в серьезной модернизации
23 апреля 2024
Чекотков Артем
Чекотков Артем
Адвокат МКА «Князев и партнеры», к.ю.н., доцент кафедры уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Исключение, которое становится правилом
Уголовное право и процесс
Изменение территориальной подсудности уголовного дела должно приниматься только в исключительных случаях
23 апреля 2024
Ушакевич Виктор
Ушакевич Виктор
Адвокат АП Санкт-Петербурга, партнер АБ Санкт-Петербурга «Q&A»
Указать совокупность обстоятельств
Уголовное право и процесс
Практические вопросы изменения территориальной подсудности по принципу проживания большинства участников уголовного судопроизводства
23 апреля 2024
Яндекс.Метрика