×

Вопросы реформы на «Саммите 3+1»

6 апреля в Берлине обсудили новые вызовы адвокатуре в современных условиях
Материал выпуска № 8 (265) 16-30 апреля 2018 года.
Встреча представителей адвокатур Республики Беларусь, Федеративной Республики Германия, Российской Федерации и Украины, прошедшая в формате круглого стола, получила рабочее название «Саммит 3+1», поскольку была организована немецкой стороной и нацелена на обсуждение проблем адвокатур Белоруссии, России и Украины, адвокатской деятельности в профессиональном сообществе этих стран, а также сравнение этого опыта с практикой немецких коллег и европейского адвокатского сообщества в целом.

Название форума оправдывалось и составами делегаций каждой из стран, которые возглавили президенты национальных адвокатур: Эккехарт Шефер (Германия), Виктор Чайчиц (Беларусь), Юрий Пилипенко (Россия) и Лидия Изовитова (Украина). В общей дискуссии в составе представителей адвокатур этих стран приняли участие члены органов управления национальных адвокатур и адвокатских образований регионов.

Среди наиболее значимых тем, вынесенных на повестку дня, были независимость института адвокатуры, проблемы взаимоотношений адвокатуры и государства, профессионализм в адвокатской деятельности, реформа в адвокатуре, защита профессиональных и социальных прав адвокатов.

Встреча показала, что проблемы, стоящие перед адвокатурами и адвокатской профессией в Белоруссии, России и Украине, во многом схожи, что объясняется достаточно долгим общим историческим прошлым данного института и сравнительно непродолжительным по времени поиском самостоятельных путей его развития в новейшей истории.

Президент ФПА РФ Юрий Пилипенко подробно рассказал об основных чертах проекта Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи в России, активной дискуссии по его обсуждению, доводах в его поддержку и сути критических высказываний в отношении него как в рядах адвокатуры, так и в неадвокатском юридическом секторе.

Представители принимающей стороны искренне недоумевали по поводу возможных доводов к отказу от реформирования, поскольку для Германии, как и для подавляющего большинства стран ЕС, является нонсенсом, что неадвокат, тем более неюрист, может осуществлять судебное представительство или заниматься правовым консалтингом. При этом немецкие коллеги утверждали, что без адвокатской монополии невозможно обеспечить такие базовые принципы профессии, как сохранение адвокатской тайны, исключение конфликта интересов и прочие нормы профессиональной этики.

По словам Виктора Чайчица, в Республике Беларусь в настоящее время существует лишь частичная монополия адвокатов на судебное представительство: де-юре этой деятельностью могут заниматься исключительно адвокаты, юридические лица в судах представляют их штатные юристы; но де-факто есть случаи обхода закона путем заключения юристом-неадвокатом множества фиктивных трудовых договоров в целях получения возможности судебного представительства. Анализируя опыт реформы, лидер белорусской адвокатуры отметил необходимость более строгого подхода к оценке знаний и профессиональных качеств юристов, вливающихся в адвокатуру в переходный период.

Глава Национальной ассоциации адвокатов Украины Лидия Изовитова информировала, что в 2015 г. исключительное право адвокатов на судебное представительство закреплено в Конституции Украины, которое реализуется поэтапно: уже сейчас только адвокаты могут быть представителями в Верховном Суде Украины и судах апелляционных инстанций, со следующего года этот порядок вводится в судах первой инстанции по всем категориям дел. Лидия Изовитова поддержала мнение, что при переходе юристов в адвокаты нужен достаточно жесткий фильтр, чтобы исключить приток в адвокатское сообщество неквалифицированных или недобросовестных лиц.

Отдельная сессия была посвящена обсуждению организации адвокатской деятельности, в частности формам адвокатских образований. Коллеги из Германии убедили присутствующих, что применение коммерческих форм организации практики адвокатами никоим образом не ведет к предпринимательству в адвокатской деятельности или коммерциализации адвокатуры.

В ходе круглого стола рассматривались вопросы ответственности адвоката за некачественную юридическую помощь, порядок страхования риска профессиональной ответственности адвоката. Представители принимающей стороны подчеркнули, что для адвокатов Германии страховка обязательна уже на стадии приобретения статуса адвоката, а недействующий страховой полис автоматически влечет невозможность адвокатской практики.

Также существует правило субсидиарной ответственности адвоката, который лично отвечает за ущерб, причиненный сверх суммы страхового покрытия. Российские, украинские и белорусские коллеги отметили, что обязательное страхование у адвокатов в настоящее время отсутствует, хотя существует страхование в добровольном порядке. Претензии доверителей к адвокатам разрешаются чаще через процедуры дисциплинарных разбирательств, в том числе путем примирения сторон. Также обсуждались вопросы организации приема в адвокатуру, налогообложения адвокатской деятельности и социальной защиты адвокатов.

Участники были единогласны во мнении, что Саммит «3+1» не только оправдал, но и превзошел все ожидания, что дает основания для регулярного его проведения.

Рассказать:
Яндекс.Метрика