КОМПЬЮТЕРНЫЙ КОНТРОЛЬ
Об использовании электронных систем в организации адвокатской деятельности
Несомненно, в каждой адвокатской палате обеспечиваются своевременное изготовление данных бланков строгой отчетности, четкий учет и выдача по заявлениям адвокатских образований.
Дисциплинарная практика, в ходе которой анализируется, в том числе и оформление полномочий адвоката, показывает, что во многих случаях ордера заполняются небрежно. В практике нашей палаты имело место прекращение статуса адвоката АФ МСКА «Санкт-Петербург» по сообщению суда о факте представления в уголовном судопроизводстве недостоверного ордера (цветной копии другого ордера). Нередко слышатся и устные претензии судей в адрес адвокатов, которые заполняют бланки ордеров в судебных заседаниях и едва ли не «на коленях». Такое положение с оформлением документа, дающего адвокату в уголовном судопроизводстве практически монопольное право на участие в качестве защитника, подтверждающего его полномочия и в других видах судопроизводства, требует совершенствования.
К тому же адвокату во многих случаях становится попросту неудобно получать бумажный бланк ордера у руководителя в помещении адвокатского образования. Если адвокату принадлежит право вести дела на всей территории РФ, то он должен иметь возможность в электронном виде в любое время зарегистрировать заключенное им соглашение и распечатать ордер. Именно электронный документ может расширить возможности по получению ордера и дисциплинировать адвокатов в заполнении ордеров, потому что пустые графы просто не позволят распечатать ордер, который будет содержать цифровую подпись руководителя и цветную печать (скан) адвокатского образования, несомненно, с определенной степенью защиты.
Введение электронного формата ордера можно было бы начать с оформления полномочий защитников по назначению. В нашей палате мы прорабатываем этот вопрос с учетом действующей электронной программы АИС «Ордер-назначение», в которой каждый адвокат, участвующий в работе по назначению, имеет свой личный кабинет, куда входит с помощью индивидуального логин-пароля, заполняет не позднее нескольких суток информацию по каждому использованному им номеру ордера и видит, какая сумма оплаты предусмотрена вынесенным постановлением.
В нашей палате также разработана и действует система «Электронный реестр», по которой все постановления, предъявляемые к оплате, заносятся в формируемые реестры через номер ордера. В настоящее время апробировано совмещение двух программ «Ордер-назначение» и «Электронный реестр» по судебным постановлениям и доводится до совершенствования программа по постановлениям следствия и дознания. Это позволит автоматически заполнять сведения об оплате труда по назначению в электронной системе АИС «Ордер-назначение» через номер ордера. Средства на оплату труда адвокатов по назначению поступают непосредственно в адвокатские образования, минуя адвокатскую палату, однако электронные программы позволяют своевременно контролировать соблюдение адвокатами действующего порядка участия по назначению в части своевременной бюджетной оплаты.
Таким образом, в нашей палате порядок участия адвокатов построен на строгом учете использования ордеров по назначению, которые адвокат может задействовать только в день своего дежурства или по поручению представителя Совета палаты и не более трех (двух) в день. При этом работа построена по территориальному принципу – по судебным районам города и области, распределяется представителем Совета палаты (адвокатом) в каждом судебном районе, с учетом равномерности нагрузки адвокатов и исключения срывов судебных заседаний или следственных действий по причине неявки защитников по назначению.
Валентина МАЛИНОВСКАЯ,
президент АП Астраханской области
Полный текст статьи читайте в печатной версии «АГ» № 8 за 2015 г.
президент АП Астраханской области
Полный текст статьи читайте в печатной версии «АГ» № 8 за 2015 г.