×

Ни формой, ни содержанием…

Правомерность рекламы адвокатских услуг по-прежнему вызывает споры
Материал выпуска № 2 (187) 16-31 января 2015 года.

НИ ФОРМОЙ, НИ СОДЕРЖАНИЕМ…

Правомерность рекламы адвокатских услуг по-прежнему вызывает споры

Возвращаемся к актуальному вопросу о месте рекламы в адвокатской деятельности, который был проанализирован на страницах «АГ» в № 4–6, 8 и 16 и продолжает волновать адвокатское сообщество. Ни Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», ни Кодекс профессиональной этики адвоката не предусматривают такого понятия, как реклама адвоката и адвокатской деятельности. Поэтому вопрос о правомерности данной рекламы является дискуссионным и его решение имеет большое практическое значение. При этом автора заинтересовал не столько даже вопрос о допустимом содержании рекламы в информации о себе, сообщаемой адвокатами, сколько форма подачи такой информации. Или все же… ни адвокатами?

Формы подачи рекламы
Тем нашим коллегам, кто активно участвует в жизни социальных сетей, довольно часто приходится наблюдать фотоматериалы, демонстрирующие многообразие используемой адвокатами рекламы. Испытывая чувство глубокого отвращения к большинству продуктов соответствующего «творчества», размещать таковые в данной публикации не стану. Сказать, что те лица, кто скрывается в буквальном смысле за вывеской «адвокат», имеют что-то общее с адвокатурой, – язык не поворачивается. Как вам, например, изображение почтенной старушки, шатко прогуливающейся вдоль вокзала в ярко-желтой накидке, с информацией об адвокате и указанием адресов-телефонов? Да, не запрещает закон и этика размещать информацию об адвокате. Но вряд ли можно признать допустимой форму подачи такой рекламы. А то, что перед нами именно реклама – нет никаких сомнений. Когда исполнитель услуги, продавец «идет навстречу» своим потенциальным покупателям, он себя рекламирует. И в иных случаях ничего, кроме нелестного сравнения с продажной девицей, такой поступок не вызывает.

Или, например, плохого качества и грубо обрезанный по краям кусок фанеры с неразборчивым почерком, размещенный в районе рынка или остановки общественного транспорта, на тротуарных дорожках… А что говорить про многочисленные в наших городах вывески в самых не подходящих для этого местах, позволяющие утверждать, что адвокаты или те, кто ими представляется, ютятся в парикмахерских, аптеках, интим-магазинах и прочее и прочее… Примеры такой гнусности можно приводить до бесконечности.

Проблема, что называется, налицо. Адвокатское сообщество должно понимать, что никакие слова и даже отдельные громкие победы не способны поднять престиж адвокатуры до той поры, пока мы сами не станем уважительно относиться к себе и нашей профессии. А уважительность эта состоит не только в индивидуальной приверженности традициям адвокатской этики, но и переживаниях за судьбу адвокатуры в целом. Иначе получается, что моя хата с краю, а потом по привычке мы перетираем негодование на кухнях, вынося на обсуждение вопросы о нелюбви к адвокатуре со стороны общества.

Евгений КИМИНЧИЖИ,
заведующий Центральной коллегией адвокатов Белгородской области

Полный текст статьи читайте в печатной версии «АГ» № 2 за 2015 г.

Яндекс.Метрика