×

Федеральный союз был, есть и будет

Перемены на тридцатилетнем рубеже
Материал выпуска № 12 (317) 16-30 июня 2020 года.

29 июня отмечает юбилей первая общероссийская организация адвокатов – Федеральный союз адвокатов России (ФСАР). «АГ» посвятила этому событию специальный выпуск (приложение к текущему номеру), который включает описание основных этапов из истории ФСАР и интервью с его президентом – Алексеем Галогановым. Президент ФСАР, президент АП Московской области, вице-президент ФПА РФ Алексей Галоганов рассказал «АГ» о прошлом и настоящем возглавляемого им общественного объединения адвокатов.

– Федеральный союз адвокатов России (ФСАР) создан 12 сентября 1994 г. Почему же 29 июня отмечается 30-летие Союза?

– В июне 1990 г. был Создан Союз адвокатов России, который 4 года спустя был преобразован в Федеральный союз. Поэтому точкой отсчета мы считаем создание САР, преемником которого является ФСАР.

– С какой целью было создано общественное объединение российских адвокатов?

– Хотел бы напомнить, что еще в 1988 г. было создано первое общественное объединение адвокатов – Союз адвокатов СССР. Мы тогда очень гордились этим. И хотя этот Союз просуществовал недолго, но успел сделать немало для адвокатуры всех союзных республик, которые были в нем представлены. Мы проводили научно-практические конференции, в том числе международные. У Союза даже был свой печатный орган. Когда распался Советский Союз, естественно, возник вопрос об объединении на российском уровне. Вначале на базе Союза адвокатов СССР был создан Международный Союз (Содружество) адвокатов, а уже затем появилась наша организация – САР.

Что касается задач Союза, то в первую очередь мы хотели объединить усилия адвокатов России для оказания квалифицированной юридической помощи гражданам и организациям, защиты их прав и свобод, повышения правовой культуры, для повышения квалификации адвокатов и их правовой защиты. Но главной задачей, конечно, стало объединение адвокатов в единую профессиональную организацию.

– Каковы были первые значимые действия Союза?

– Для повышения квалификации адвокатов мы начали проводить обучающие мероприятия, отражающие новые экономические условия в стране. Переквалификация адвокатов была очень важна, так как появились дела, связанные с предпринимательской, банковской деятельностью, банкротством, – все это для адвокатов было в новинку. Под непосредственным руководством ФСАР мы проводили семинары в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и других регионах.

Очень значимым было постановление Президиума Верховного Совета РСФСР о мерах по социальной защите граждан, занимающихся адвокатской практикой в коллегиях адвокатов. Это постановление было инициировано сопредседателем САР Виктором Веремчуком, который был избран депутатом Верховного Совета России. Оно снизило страховые взносы адвокатов до 5 процентов от размера вознаграждения. В то весьма тяжелое время такое послабление стало для всех адвокатов России настоящей финансовой отдушиной.

Мы активно участвовали в разработке Концепции судебной реформы, сотрудничая с народными депутатами РСФСР, среди которых были Михаил Митюков и известный адвокат Борис Золотухин. Кстати, пользуясь случаем, хочу поздравить Бориса Андреевича, замечательного человека, с 90-летним юбилеем.

На мероприятиях ФСАР всегда присутствовали если не министры юстиции, то их заместители, представители законодательной власти.

Многие уже подзабыли, что в 1994 г. в Киеве был подписан договор о сотрудничестве между четырьмя адвокатскими объединениями бывших союзных республик СССР: России, Украины, Молдовы и Белоруссии. От России договор подписал я, от Молдовы – представитель Коллегии адвокатов Михаил Годырка, от Белоруссии – Наталья Андрейчик, а от Украины – президент Союза адвокатов этой страны, известный сегодня политик Виктор Медведчук. Договор позволял адвокатам участвовать в судопроизводстве во всех этих республиках.

– Что изменилось в работе ФСАР после принятия Закона об адвокатуре и создания Федеральной палаты адвокатов?

– Изменилось очень многое, так как появился специальный орган, который в то время в шутку называли «министерством адвокатуры». Он взял на себя ряд основных функций Федерального союза, в первую очередь – функцию объединения всех адвокатов страны. ФСАР стал играть несколько меньшую роль, но продолжал существовать как общественное объединение, в которое входили традиционные коллегии адвокатов. А параллельно существовала Гильдия российских адвокатов, объединившая так называемые параллельные коллегии1.

ФПА РФ заняла свою нишу, что-то осталось в нашей компетенции. Есть моменты, где мы пересекаемся. Это, например, вопросы защиты прав адвокатов. Такой защиты много не бывает, тут для всех найдется работа. Обучение – мы продолжаем проводить семинары, зарубежные связи – у ФСАР уже открыто несколько филиалов за рубежом (в том числе в Греции, Германии, Чехии), мы проводим международные конференции.

Очень важно, что в Уставе ФСАР содержится пункт о возможности выдвижения кандидатов в депутаты. И у нас есть «свои» представители в органах представительной власти на местном уровне.

– Изначально Союз объединил 66 коллегий адвокатов. Сколько адвокатов в них входили и сколько адвокатов сейчас являются членами ФСАР, сколько регионов они представляют?

– В самого начала в работе Союза принимали активное участие представители традиционных коллегий не только этих 66 регионов2. К нам присоединились и депутаты из коллегий, которые не вошли в Союз. На сегодняшний день в России создано 65 отделений ФСАР, а также около 1000 адвокатов являются индивидуальными членами Союза. Всего у нас около 20 тысяч членов.

– В 1994 г. вы были избраны президентом Федерального Союза адвокатов России и уже 26 лет остаетесь на этом посту. Чем объясняется такая стабильность?

– На первом съезде в 1990 г. у нас было несколько сопредседателей3. Потом, действительно, меня избрали президентом ФСАР, но должен напомнить, что с 1995 по 2000 г. Союз возглавлял ныне покойный Александр Клигман. Изначально Союз формировался вокруг Московской областной коллегии адвокатов, очень сильной и авторитетной. И мне как руководителю этой коллегии доверили честь возглавить ФСАР. Поэтому вся моя жизнь фактически связана с Союзом. Мы были молоды, энергичны, полны сил. Когда было нужно, мы даже создали забастовочный комитет, чтобы не допустить принятие министерского проекта закона об адвокатуре4. Этот проект предполагал непосредственное руководство адвокатурой со стороны государственного ведомства, а также создание государственной «муниципальной адвокатуры». Мы спорили не только с Минюстом, но и с другими структурами, отстаивая позиции адвокатуры.

– Активность ФСАР в разные периоды была различной. Например, в последнее время Союз заметно расширил свою деятельность. С чем это связано? Какие направления работы сейчас являются приоритетными?

– Очень благодарен нашей молодежи, которая сейчас активно включилась в работу ФСАР. Нам помогает Союз молодых адвокатов России, которые уже занимают ряд постов в руководстве ФСАР. Вице-президентами Союза стали Михаил Толчеев, Александра Цветкова, Антон Лукин и другие. Рад, что благодаря этим прекрасным людям и мы стали выглядеть свежее. Благодаря им мы стали активнее налаживать международные связи, развивать региональные отделения, некоторые из них и без того очень сильные, проводить свои конференции, участвовать в жизни своих регионов на благо адвокатуры. Мы активно взаимодействуем с ФПА РФ, а также считаем своей задачей объединение адвокатов.

– Последние изменения в Устав ФСАР были внесены 12 лет назад. С чем связана необходимость новых изменений уставных документов Союза?

– Жизнь продолжается. Некоторые положения мы хотим поменять, другие – уточнить. Я не сказал бы, что это будут существенные изменения, так что мы намерены продолжать работу, зная, что Союз был, есть и будет.

– Когда состоится юбилейный съезд ФСАР и какие главные вопросы на него выносятся?

– Мы планировали провести съезд в июле, но пандемия несколько изменила наши намерения. На Президиуме ФСАР этот вопрос будет решен, и думаю, что мы договоримся провести наш съезд осенью. Обсудим нашу работу, вспомним хороших людей, поощрим отличившихся. ФСАР – это позитивная организация, такой она и останется.


1 В начале 90-х гг. согласно эксперименту Минюста по увеличению объема юридической помощи на базе правовых кооперативов стали создаваться альтернативные (параллельные) коллегии адвокатов. К концу 1995 г. в России наряду с традиционными коллегиями адвокатов, имевшимися во всех регионах, официально было зарегистрировано около 40 «параллельных» коллегий.

2 Традиционные коллегии были созданы по территориальному принципу: в каждом регионе существовала одна коллегия, объединявшая всех адвокатов данного региона.

3 Сопредседателями САР были избраны: Ю.В. Введенский (Ленинградская городская коллегия адвокатов), B.P. Веремчук (Приморская областная коллегия адвокатов), А.П. Галоганов (Московская областная коллегия адвокатов), В.В. Калитвин (Воронежская областная коллегия адвокатов) и В.Н. Смирнов (Свердловская областная коллегия адвокатов).

4 Опубликован в журнале «Советская юстиция». 1990. № 22.

Рассказать:
Яндекс.Метрика