Проект изменений в КоАП РФ (законопроект № 594956-8), внесенный в Госдуму 5 апреля 2024 г., предполагает введение оборотных штрафов для предприятий, нарушающих квоты выбросов загрязняющих веществ в рамках федерального проекта «Чистый воздух» (с 2025 г. – «Экологическое благополучие»). На данный момент законопроект прошел первое чтение.
Согласно поправкам штрафы для юридических лиц могут достигать 5–10% от годовой выручки, а для индивидуальных предприятий – 50–100 тыс. рублей.
Цель законодательной инициативы – стимулировать компании к выполнению планов по модернизации производств и сокращению выбросов на 20–50% к 2026–2030 гг. в 41 промышленном городе России. Однако текущая редакция законопроекта содержит, на мой взгляд, серьезные правовые пробелы, которые могут привести к обратным эффектам: снижению инвестиций в экологию и ухудшению энергобезопасности регионов.
Минприроды России настаивает, что оборотные штрафы – единственный эффективный инструмент для выполнения нацпроекта. Уже сейчас 70% предприятий – участников эксперимента – отстают от графика модернизации. По данным ведомства, с 2020 г. компании инвестировали 830 млрд руб. в экологические проекты, но риски срыва сроков сохраняются.
Для энергетических компаний выполнение квот осложняется запретом на вывод оборудования из эксплуатации на 25 лет (Постановление Правительства РФ от 30 января 2021 г. № 86). Это делает невозможной быструю замену устаревших генерирующих мощностей, что ставит бизнес перед выбором – нарушение квот или угроза энергодефицита.
В законопроекте не учитывается отраслевая специфика: например, для энергетических компаний модернизация требует многолетних инвестиций, тогда как предприятия ЖКХ могут адаптироваться быстрее. Квоты устанавливаются как по вкладу в концентрацию загрязняющих веществ, так и по валовому объему выбросов, но методика их расчета остается неясной.
Не принят во внимание в законопроекте и санкционный режим – санкции, введенные в отношении России, ограничивают доступ к технологиям. Например, компания «Норникель» перенесла экопрограммы на два года из-за проблем с поставками оборудования.
Отсутствие единой платформы мониторинга выбросов и четкой методики расчета степени недостижения квот создает коррупционные риски. Суды вынуждены опираться на субъективные оценки, что ведет к разному толкованию норм в регионах.
Предприятия ТЭК обязаны обеспечивать бесперебойное энергоснабжение. Штрафы в 5–10% от выручки могут подорвать их финансовую устойчивость, что угрожает энергобезопасности и качеству жизни населения.
Законопроект находится в стадии доработки. Минприроды уже смягчило требования для госмонополий, снизив базу для расчета штрафов в 10 раз.
На мой взгляд, возможны следующие сценарии развития:
- компромиссный вариант – снижение штрафов до 1–3% от выручки с учетом инвестиций в модернизацию как смягчающего фактора;
- введение переходного периода до 2028 г., что позволит бизнесу адаптироваться к новым условиям.
Представляются также целесообразными следующие шаги по доработке законопроекта.
Первый: дифференциация штрафов:
- учет не только выручки, но и степени недостижения квот (например, штраф 1% за отклонение на 10%, 3% – на 30%);
- введение градации для предприятий, внедряющих «зеленые» технологии.
Второй: методика расчета:
- разработка единой формулы для определения степени выполнения квот, учитывающей тип загрязняющего вещества и количество источников выбросов;
- закрепление в подзаконных актах критериев добросовестности предприятий (например, выполнение 80% плана модернизации).
Третий: механизмы компенсации:
- возможность направлять часть штрафов на экологические проекты;
- учет санкций как форс-мажора при переносе сроков выполнения квот.
Четвертый: прозрачность и контроль:
- создание открытого реестра данных по выбросам с участием НКО и научного сообщества;
- обязательный аудит выполнения квот независимыми экспертами.
Законопроект об оборотных штрафах – важный шаг к экологизации промышленности, но документ нуждается в серьезной доработке. Представляется, что чрезмерная жесткость санкций может привести к обратному эффекту: снижению инвестиций в модернизацию и росту социально-экономических рисков. Внедрение законодательно закрепленных, соразмерных мер ответственности демонстрирует более высокую эффективность в сравнении с непосильными санкциями, которые способны парализовать деятельность предприятий. Детальная проработка вопросов, включая дифференциацию видов и размеров взысканий, а также устранение правовых пробелов в регулировании экологических квот создадут предпосылки для устойчивого развития природоохранных инициатив, роста инвестиционной привлекательности «зеленых» технологий и минимизации экологического ущерба от промышленной деятельности за счет стимулирования модернизации производств.