Минувший год можно назвать годом ужесточения миграционной политики1, в том числе отягчения наказания за преступления, касающиеся организации незаконной миграции.
Рассмотрим, как суд квалифицирует деяния, предусмотренные ст. 322.1 УК РФ, и какие принимает доказательства, собранные в ходе расследования уголовных дел данной категории.
Организация незаконной миграции – это совершение незаконных действий, создающих условия для незаконного въезда в Россию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания на ее территории, незаконного транзитного проезда (перемещения) через границу страны, включая въезд в РФ «визовых» иностранных граждан (которым необходимо для посещения России получать визу), с целью незаконной миграции в другое государство с использованием территории России как транзитной.
По данным судебной статистики за 2023 г. (в сравнении с 2022 г.):
- по ч. 1 ст. 322.1 УК осуждены 354 (в 2022 г. – 247 (+43%)) чел., оправданы – 0 (0); назначено наказание в виде лишения свободы – 31 (19 (+63%)); условно осуждены – 220 (185 (+19%)); назначено наказание в виде штрафа – 99 (36 (+175%)) чел.
- по ч. 2 ст. 322.1 УК осуждены 525 (444 (+18%)) чел. оправданы – 0 (0); назначено наказание в виде лишения свободы – 135 (95 (+42%)); условно осуждены – 358 (312 (+15%)); назначено наказание в виде штрафа – 11 (10 (+10%)), исправительных работ – 2 (1 (+100%)); применены принудительные меры медицинского характера к лицам в состоянии невменяемости – 2 (0 (+200%)).
Объектом в зависимости от совершенного деяния выступает установленный порядок пересечения Государственной границы РФ или правила, регулирующие пребывание на ее территории.
Объективная сторона преступления включает следующие действия со стороны причастных лиц:
- организация незаконного въезда на территорию РФ;
- организация незаконного нахождения на территории РФ;
- организация незаконного транзита через территорию РФ.
Все эти действия касаются иностранных граждан или лиц без гражданства.
Субъективная сторона преступления выражается в виде прямого умысла. Субъектом данного преступления может быть лицо, достигшее возраста 16 лет.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2020 г. № 18 (п. 7, далее – Постановление Пленума ВС № 18) организация незаконной миграции квалифицируется как оконченное преступление с момента умышленного создания виновным лицом условий для осуществления иностранными гражданами или лицами без гражданства хотя бы одного из незаконных действий, перечисленных в ст. 322.1 УК, независимо от того, совершены ими такие действия или нет.
На квалификацию действий лица по ст. 322.1 УК не влияет то, что иностранные граждане или апатриды, в интересах которых совершено данное преступление, не были привлечены к ответственности, в том числе по причине их нахождения за пределами России.
Приведу перечень ключевых законов, регулирующих въезд и выезд иностранных граждан и лиц без гражданства в Россию, пребывание и трудовую деятельность на ее территории.
Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти и местного самоуправления, а также должностными лицами указанных органов – с другой, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в России и осуществлением ими на территории нашей страны трудовой, предпринимательской и иной деятельности.
Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» помимо порядка въезда в РФ и выезда из нее закрепляет основания для закрытия иностранному гражданину въезда на территорию России. В частности, предусмотрены основания, когда иностранному гражданину ввиду нарушения норм, регламентирующих безопасность государства либо обеспечения обороноспособности, въезд в Россию может быть запрещен на срок до 50 лет (п. 1 ст. 27 закона).
Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» регулирует правоотношения, возникающие при осуществлении учета перемещений иностранных граждан и лиц без гражданства, связанных с их въездом в РФ, транзитным проездом через территорию России, передвижением по ее территории при выборе и изменении места пребывания или жительства в пределах страны либо выездом.
Законом РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» определены права и обязанности граждан, связанных с передвижением, выбора места пребывания и жительства в пределах России.
Закон РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» включает нормы, которыми установлены государственные границы России (обозначения границ), их изменения, защита и охрана, а также правила выезда и въезда лиц.
Приведенные законы связаны между собой и в некоторых случаях содержат ссылки друг на друга.
Согласно п. 3 Постановления Пленума ВС № 18 под действительными документами на право въезда в Россию или выезда из РФ следует понимать выданные в установленном порядке документы, удостоверяющие личность гражданина РФ, иностранного гражданина или лица без гражданства (паспорт, заграничный паспорт, дипломатический или служебный паспорт, вид на жительство и др.), а также иные документы, признаваемые в этом качестве международными договорами РФ, законами, указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ (например, временный документ, удостоверяющий личность владельца и дающий право на въезд (возвращение) в Россию или в другое государство (свидетельство на возвращение), проездной документ беженца).
Под надлежащим разрешением, полученным в порядке, установленном законодательством, понимается, в частности, выданное уполномоченным госорганом разрешение на въезд в Россию и пребывание или транзитный проезд через ее территорию (виза), разрешение на местное приграничное передвижение, разрешение Правительства РФ либо пограничного органа (в целях неоднократного пересечения Государственной границы, для проведения работ на границе и др.).
Приведу базовые примеры квалификации деяния по ч. 1 ст. 322.1 УК.
В первом случае приговором установлено, что осужденный, имея умысел на организацию незаконной миграции, организовал незаконное пребывание на территории РФ иностранных граждан, которых незаконно принял на работу без заключения трудового договора, без документов, подтверждающих право на осуществление трудовой деятельности, а также подтверждающих право на пребывание в России, осознавая, что данные граждане находятся на ее территории незаконно, и предпринял активные действия, направленные на обеспечение их нахождения по указанному адресу, а именно: предоставил помещение для проживания, обеспечил материальными и иными средствами для работы и дальнейшего незаконного пребывания и осуществления трудовой деятельности на территории страны2.
В другом примере приговором установлено, что осужденная, имея умысел на организацию незаконного пребывания иностранных граждан в РФ, будучи осведомленной о порядке оформления документов о регистрации по месту пребывания иностранного гражданина, нашла иностранных граждан, не зарегистрированных по месту пребывания в установленном законом порядке, обеспечила их необходимыми условиями для проживания в арендованной квартире, обустроила их быт (обеспечила спальным местом, местами приема пищи и соблюдения личной гигиены)3.
В части вопросов о трудоустройстве иностранных граждан в РФ отмечу, что формирование трудовых отношений с иностранными гражданами регулируется Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и также имеет особенности, в том числе касающиеся заключения трудовых договоров. За нарушения правил приема иностранных граждан на работу предусмотрена как административная ответственность (ст. 18.10 и 18.15 КоАП РФ), так и уголовная (см. примеры ранее).
Относительно квалификации деяний по п. «а» ч. 2 ст. 322.1 УК (совершение преступления группой лиц по предварительному сговору) следует указать на следующее.
Под группой лиц по предварительному сговору понимается преступление, в котором участвовали лица (два или более), заранее договорившиеся о совместном совершении преступления (ч. 2 ст. 35 УК РФ).
Например, приговором от 24 июня 2021 г. установлено, что пятеро осужденных, имея общий преступный умысел на организацию незаконного пребывания иностранных граждан в РФ, в апреле 2018 г. вступили в предварительный преступный сговор, направленный на организацию незаконного пребывания иностранных граждан в России посредством изготовления и сбыта фиктивных миграционных карт, нанесения фиктивных даташтампов в паспортах иностранных граждан, изготовления и сбыта фиктивных отрывных частей к бланкам уведомления о прибытии иностранных граждан в место пребывания, создающим иностранным гражданам, незаконно находящимся в РФ, видимость законности их временного пребывания в России, разработав совместный преступный план, распределив между собой преступные роли4.
В 2021 г. данная дополнительная квалификация деяния в виде подделки и фальсификации документов не была предусмотрена в УК, поэтому в подобных случаях нередко вменялось совершение преступления в виде подделки документов группой лиц. В настоящее время, а также ввиду изменений, внесенных в УК Законом № 383-ФЗ, данный состав, как представляется, может быть квалифицирован по признакам п. «г» ч. 2 ст. 322.1 УК (с использованием поддельных документов, а равно с изъятием, сокрытием либо уничтожением документов, удостоверяющих личность).
В отношении квалификации деяний по п. «б» ч. 2 ст. 322.1 УК (совершение преступления лицом с использованием служебного положения) нужно учитывать, что до 9 ноября 2024 г. данный состав квалифицировался по п. «в» ч. 2 ст. 322.1 Кодекса.
Под указанную квалификацию подпадают должностные лица госорганов, которые постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляют функции представителя власти либо выполняют организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в госорганах (примечание 1 к ст. 285 УК). Более широкое понятие должностных лиц содержится в Постановлении Пленума ВС от 16 октября 2009 г. № 19.
Например, приговором установлено, что осужденный, обладая познаниями в области миграционного законодательства и имеющий должностные обязанности по поставке иностранных граждан на миграционный учет, с целью незаконного обогащения и извлечения постоянных доходов решил организовывать пребывание иностранных граждан в РФ путем выдачи им талонов о поставке на миграционный учет и решения вопросов по получению разрешения на временное проживание и вид на жительства5.
Далее приведу пример квалификации деяния по п. «в» ч. 2 ст. 322.1 УК (в целях совершения преступления на территории РФ либо с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение).
Приговором установлено, что осужденный в конкретный период в целях осуществления сопряженной с извлечением дохода в особо крупном размере предпринимательской деятельности без лицензии, в случаях когда такая лицензия обязательна – т.е. в целях совершения преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 171 УК, создавая видимость законности осуществления деятельности, умышленно организовал незаконное пребывание иностранных граждан на территории России, при этом достоверно зная, что граждане Республики Узбекистан поставлены на учет по месту пребывания в РФ фиктивно, а также желая придать правомерный вид их пребыванию на территории России, оплачивал стоимость патента и услуг по подготовке документов для его получения, а иностранных граждан привлекал для распила металлолома6.
Преступления, совершенные с использованием поддельных документов, а равно с изъятием, сокрытием либо уничтожением документов, удостоверяющих личность, квалифицируются по п. «г» ч. 2 ст. 322.1 УК. Новый пункт статьи внесен Законом № 383-ФЗ.
Преступления, совершенные с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе интернета, квалифицируются по п. «д» ч. 2 ст. 322.1 УК. Этот пункт также введен Законом № 383-ФЗ, и судебной практики по нему пока нет. Однако есть схожий пример.
Судом кассационной инстанции подтверждено7: Х. непосредственно договорился с М. о том, что они будут помогать иностранным гражданам въезжать на территорию России путем оформления приглашений от имени юрлиц с деловой целью въезда. При этом роль Х. заключалась в том, что он находил граждан, желающих приехать в Россию, получал копии документов от них, передавал для оформления приглашений через госорганы. Полученные приглашения он перенаправлял для получения деловых виз, по которым впоследствии въезжали граждане. По его просьбе М. должен был найти фирмы, через которые можно оформлять соответствующие приглашения. При этом у них была договоренность, что фирм должно быть несколько, что давало возможность въезжать большему числу иностранцев. Иногда у прибывающих граждан возникали проблемы при пересечении российской границы, в таких случаях М. предупреждал о прибытии конкретных граждан, чтобы Х. был в курсе и при звонке погранслужбы мог подтвердить цель визита. М. знал, что приглашения оформлялись через три фирмы, оформлял разрешительные документы и контактировал с сотрудниками госорганов, а также с пограничной службой. Х. и М. обменивались информацией путем телефонных переговоров, по электронной почте и через интернет-приложения в телефоне. За оказанные услуги М. получал денежное вознаграждение.
Перейдем к ч. 3 ст. 322.1 УК (введена Законом № 383-ФЗ), предусматривающей наказание в виде лишения свободы на срок от 8 до 15 лет. Ее дополнительный квалифицирующий признак – деяния, предусмотренные ч. 1 или 2 настоящей статьи, совершенные организованной группой или в целях совершения тяжких или особо тяжких преступлений на территории РФ.
Рассмотрим поэтапно (по составам), начиная с организованной группы.
Согласно ч. 3 ст. 35 УК преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений. Для признания группы организованной она должна обладать стабильно-устойчивыми признаками – в частности, стабильностью состава участников группы, заранее разработанным планом совместной преступной деятельности, распределением функций и ролей между соучастниками при подготовке к преступлению и непосредственном его совершении, большим временным промежутком существования группы, многократностью совершения преступлений членами группы, их технической оснащенностью, длительностью подготовки даже одного преступления, специальной подготовкой участников организованной группы для совершения преступления и иными8.
Организованная группа может как обладать признаком устойчивости на момент начала выполнения планируемого преступления, так и приобрести его в процессе незаконной деятельности.
Например, приговором установлено, что Б., Г., Ш. и К., имея корыстный преступный умысел на незаконное обогащение, в период с 17 января по 8 февраля 2022 г. объединились в устойчивую ОПГ, деятельность которой была направлена на организацию незаконной миграции. Действуя во исполнение задуманного, осуществляя подготовку к совершению предстоящего преступления с целью реализации совместного умысла, участники организованной группы до начала умышленных действий разработали детальный план и распределили между собой роли.
При осуществлении отведенной им роли как организаторов преступной группы (в нее входили осуществление, планирование и направление преступной деятельности других участников группы) они совместно с другими участниками разрабатывали меры конспирации при совершении преступлений, а также тактику преступной деятельности ОПГ; формировали финансовую базу для решения поставленных задач, подыскивали участников преступной группы, между которыми распределяли роли при исполнении функций для достижения преступной цели; распределяли полученную прибыль между участниками группы9.
Кроме того, ч. 4 ст. 35 УК предусматривает второй состав, а именно: «…в целях <…> совершения <…> тяжких или особо тяжких преступлений» на территории Российской Федерации.
В качестве доказательств по делам указанных категорий преступлений правоохранительные органы и суды принимают следующие.
Во-первых, свидетельские показания (ст. 79 УПК РФ). В основном они формируются за счет показаний иностранных граждан, которые поясняют вопросы, связанные с их трудоустройством, Ф.И.О. начальника, который их брал на работу, а также сообщают о месте своего проживания. Кроме того, собираются свидетельские показания с граждан РФ, которые могли видеть или слышать, где жили или работали иностранные граждане.
Во-вторых, протоколы следственных действий – осмотра места происшествия (ст. 176 УПК) или обыска помещений (ст. 182 УПК), а также сведения с использованием фото- и видеоматериалов, касающихся места и адреса проживания иностранных граждан, места и адреса работы, и т.д.
В-третьих, копии свидетельств о госрегистрации прав на имущество, договоров аренды квартиры, земельного участка, помещений и т. д. – т.е. все те документы, которые подтвердят, где иностранные граждане жили и(или) работали. Кроме того, указанные документы также могут подтверждать, у кого они жили или работали.
В-четвертых, справки по банковским операциям, платежные поручения из банков, подтверждающие факт перевода иностранным гражданам денежных средств за конкретную выполненную работу.
В-пятых, вступившие в законную силу постановления суда о привлечении иностранных граждан к административной ответственности по ст. 18.8–18.18, 18.20 КоАП. Данные постановления идут в доказательственную базу материалов уголовного дела в качестве подтверждающих факты незаконной работы или пребывания на территории России.
Практика показывает, что такое доказательство в большинстве случае вкладывается дознавателем/следователем в материалы уголовного дела и учитывается судом при вынесении итогового решения, однако согласно п. 7 Постановления Пленума ВС № 18 на квалификацию действий лица по ст. 322.1 УК не влияет то, что иностранные граждане или лица без гражданства, в интересах которых совершено данное преступление, не были привлечены к ответственности, в том числе по причине их нахождения за пределами России.
Вместе с тем стоит учитывать, что если дела об административных правонарушениях прекращаются в первой или апелляционной инстанции, то в большинстве случаев уголовное дело не возбуждается, поскольку основная доказательственная база собирается в ходе формирования дел об административных правонарушениях, а если дела прекращаются,
то и, соответственно, все собранные документы не используются в качестве доказательств.
В-шестых, сведения из контрольного списка, ЦБДУИГ, ГИСМУ, СПО «Мигрант». Данные базы формируются госорганами с целью контроля незаконной миграции. В этих базах хранится следующая информация об иностранных гражданах: сведения о въезде/выезде, о миграционных картах и миграционном учете; визы; дактилоскопия; биометрия; сведения о трудовой миграции, регистрационном учете и т.д.
В-седьмых, снимки экрана сообщений, электронной почты и звонков с телефона или других электронных устройств. Данные доказательства подтверждают наличие договоренностей между лицами, которые, в свою очередь, подтверждают информацию о трудоустройстве или месте проживания иностранных граждан в РФ.
В-восьмых, результаты оперативно-розыскной деятельности (ст. 89 УПК): протоколы опросов; прослушивания телефонных переговоров; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; компьютерная информация и т.д.
В-девятых, исследование предметов и документов (ст. 176 УПК) – следственное действие, состоящее в обследовании следователем/дознавателем документов или предметов в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также выяснения других обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела (исследуются миграционные карты, паспорта иностранных граждан, телефоны, электронные устройства (ноутбуки), устройства, используемые в качестве носителя информации (компакт диски, флэш-накопители)).
В-десятых, заключение экспертов или специалистов (ст. 80 УПК).
Резюмируя, отмечу, что по делам о незаконной миграции чем раньше адвокат вступает в дело, тем лучше для доверителя. Также адвокату важно четко планировать каждый этап процессуальных мероприятий. С целью всесторонней защиты доверителя необходимо исследовать такое дело со всех сторон (начиная с дела об административном правонарушении, плавно перетекающего в уголовное).
1 См. Федеральный закон от 9 ноября 2024 г. № 383-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 383-ФЗ).
2 Приговор Видновского городского суда Московской области от 30 января 2023 г. по делу № 1-67/2023.
3 Приговор Никулинского районного суда г. Москвы от 29 сентября 2021 г. № 01-0449/2021.
4 Приговор Преображенского районного суда г. Москвы от 24 июня 2021 г. № 1-50/2021(1-745/2020).
5 Приговор Ленинского районного суда г. Курска от 23 июня 2021 г. № 1-7/2021; определение Первого КСОЮ от 11 октября 2022 г. № 77-4930/2022.
6 Приговор Ленинского районного суда г. Курска от 23 июня 2021 г. № 1-10/2021.
7 Кассационное определение Седьмого КСОЮ от 21 апреля 2021 г. № 77-1306/2021.
8 См. п. 15 Постановления Пленума ВС от 27 декабря 2002 г. № 29; п. 17 Постановления Пленума ВС от 3 апреля 2008 г. № 3; п. 19 Постановления Пленума ВС от 18 октября 2012 г. № 21; п. 6 Постановления Пленума ВС от 9 февраля 2012 г. № 1.
9 Приговор Серпуховского городского суда Московской области от 21 мая 2024 г. по делу № 1-242/2024.