5 мая 2022 г. Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ вынесла Определение № 305-ЭС21-27471 по делу № А41-67316/2020, в котором разъяснила, в каких случаях при прекращении дела об административном правонарушении привлекаемое к ответственности лицо теряет возможность взыскать с государства убытки, понесенные в связи с оплатой юридических услуг представителя.
Нельзя сказать, что судебная практика по спорам о взыскании с государства убытков при прекращении дела об административном правонарушении устоялась. Еще до 2020 г. Судебная коллегия по гражданским делам ВС высказывала прямо противоположные позиции по, казалось бы, аналогичному предмету спора. Например, в Определении от 2 ноября 2010 г. по делу № 43-В10-2 Суд посчитал, что при прекращении производства по делу об административном правонарушении отсутствует необходимость доказывать вину должностных лиц для взыскания судебных расходов, а в Определении от 23 июля 2019 г. № 56-КГ19-8 – что в подобных случаях ключевую роль играет наличие вины.
Принимая во внимание правовое обоснование Судебной коллегии по экономическим спорам ВС по делу № А41-67316/2020 (Определение от 5 мая 2022 г. № 305-ЭС21-27471), в котором учтена, в частности, правовая позиция Конституционного Суда РФ, изложенная в Постановлении от 15 июля 2020 г. № 36-П, очевидно, что Судебная коллегия по экономическим спорам в данном случае ориентировалась на сформированную ВС в марте 2022 г. правовую позицию по такому же вопросу (см. Определение от 10 марта 2022 г. № 305-ЭС21-22671), а также позицию КС, изложенную в Определении от 28 декабря 2021 г. № 2865-О.
Ключевой аргумент в Определении ВС № 305-ЭС21-27471, на мой взгляд, следующий: «Общество не добивалось изменения основания прекращения производства по делу об административном правонарушении (в связи с отсутствием события или состава административного правонарушения)».
В приведенной формулировке можно увидеть отличие ситуации, о которой идет речь в обсуждаемом определении, от описанной в Определении от 10 марта 2022 г. (хотя, анализируя фактические обстоятельства дел, можно заметить их некоторую схожесть). По этой причине Судебная коллегия по экономическим спорам ВС в рассматриваемом случае посчитала законным отказ в удовлетворении требований заявителя о взыскании с РФ в лице МВД России убытков при прекращении дела об административном правонарушении в связи с истечением сроков давности.
Замечу, что немногим ранее (в 2021 г.) Судебной коллегией по гражданским делам ВС также была дана оценка требованиям истца о взыскании убытков при прекращении дела об административном правонарушении в связи с истечением сроков давности (Определение от 5 октября 2021 г. № 5-КГ21-110-К2). В определении отмечено, что в соответствии с Постановлением КС от 15 июля 2020 г. № 36-П в возмещении расходов, понесенных лицом в связи с необоснованным возбуждением дела, не может быть отказано со ссылкой на недоказанность незаконности действий госорганов или их должностных лиц либо наличия их вины в незаконном административном преследовании. Судебная коллегия пояснила, что данный принцип не ограничивается случаями, когда основанием прекращения производства по делу является отсутствие события или состава правонарушения либо недоказанность обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление о привлечении к административной ответственности.
Ключевым аргументом ВС было обращение к правовой природе судебных расходов. Позицию Судебной коллегии по гражданским делам по указанному делу можно изложить следующим образом: по общему правилу вред возмещается при наличии вины причинителя вреда, однако в случае возмещения судебных расходов по делу об административном правонарушении, исходя из правовой природы судебных расходов, критерием возмещения является вывод суда о том, правомерны ли требования заявителя. В данном случае расходы были понесены истцом вследствие возбуждения дела об административном правонарушении; основанием для отмены постановления по делу стали нарушения, допущенные при составлении протокола; итоговый акт по делу принят в пользу истца. С позиции Верховного Суда это должно служить критерием при разрешении вопроса о распределении судебных расходов.
Следует отметить, что в деле № А41-67316/2020 вопрос о нарушениях при составлении протокола об административном правонарушении также рассматривался – как указано в Определении № 305-ЭС21-27471, «Решением Московского областного суда от 01.10.2019 по делу № 21-1648/19 постановление от 12.12.2018 № 18810350181911031732 отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ <…> В данном решении суда также указано, что протокол об административном правонарушении от 05.12.2018 № 50 АН 021848 имеет неоговоренные исправления относительно квалификации действий общества; составлен в отсутствие законного представителя общества; вследствие чего необходимо отменить как постановление от 12.12.2018 № 18810350181911031732, так и решение суда первой инстанции».
С точки зрения позиции Судебной коллегии по гражданским делам ВС от 5 октября 2021 г., это важное обстоятельство, на которое следует обратить внимание, однако Судебная коллегия по экономическим спорам ВС в Определении от 5 мая 2022 г. должной оценки ему не дала.
Таким образом, наблюдаются два отличающихся друг от друга подхода судебных коллегий ВС, так или иначе опирающихся на правовую позицию Конституционного Суда из Постановления от 15 июля 2020 г. № 36-П. Ввиду несогласованности ряда формулировок правовых позиций коллегий нельзя утверждать, что в настоящее время ВС поставил точку в вопросе правового регулирования взыскания с государства убытков при прекращении дела об административном правонарушении. Для обеспечения единообразия судебной практики представляются целесообразными устранение несогласованности позиций, изложенных в определениях судебных коллегий ВС от 5 мая 2022 г. и от 5 октября 2021 г., и приведение их «к общему знаменателю» Пленумом ВС.
Если попытаться оценить перспективы вероятного исхода спора в подобных ситуациях и понять, на какую правовую позицию ориентироваться истца, то можно сделать вывод, что физическим лицам стоит придерживаться позиции Судебной коллегии по гражданским делам ВС от 5 октября 2021 г., юридическим – позиции Судебной коллегии по экономическим спорам от 5 мая 2022 г.
Учитывая некоторое противоречие определений Судебной коллегии по гражданским делам от 5 октября 2021 г. и Судебной коллегии по экономическим спорам от 5 мая 2022 г. в части анализа правовой природы судебных расходов применительно к данным ситуациям, больше вопросов, на мой взгляд, вызывает все же последнее.