×
Алексейчук Андрей
Алексейчук Андрей
Юрист практики по интеллектуальной собственности/информационным технологиям АБ «Качкин и Партнеры»

Центр компетенций по нормативному регулированию цифровой экономики Фонда «Сколково» опубликовал текст законопроекта, который адаптирует работу с персональными данными (далее – ПД) к новым технологиям.

Законопроектом предусмотрено расширение прав операторов и их возможностей по предоставлению ПД третьим лицам. Из текста законопроекта и содержания пояснительной записки к нему можно сделать вывод, что поправки предлагаются в интересах владельцев так называемых «больших данных» (которые включают в себя как обезличенные, так и иные данные) и, по сути, выводят обработку обезличенных ПД из сферы регулирования.

На мой взгляд, основная причина изменений – желание операторов получить более широкие возможности по «продаже» ПД третьим лицам.

Поправки не соответствуют принципам обработки персональных данных

Читайте также
Предлагается исключить согласие субъекта персональных данных на их обработку третьим лицом
Центр компетенций Фонда Сколково разработал законопроект, который адаптирует работу с персональными данными под новые технологии
21 Августа 2018 Новости

Предлагаемые изменения не соответствуют принципам, закрепленным в Федеральном законе от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон), в частности принципу информированного согласия субъекта ПД и принципу обработки ПД с заранее определенными целями.

Принцип информированного согласия закреплен в ч. 1 ст. 9 Закона, где указано, что «согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным». Это значит, что субъект, давая согласие на обработку ПД, должен обладать информацией о том, кто будет ее осуществлять, с какими целями и в каком объеме. Планируемые поправки (например, в части изменений, исключающих цели обработки ПД из перечня предоставляемой субъекту информации) не соответствуют указанному принципу.

Принцип обработки ПД с заранее определенными целями установлен в ч. 2 ст. 5 Закона. В соответствии с данным положением «обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей». Изменения данного положения, которые предусмотрены законопроектом, предполагают возможность отказаться от соблюдения данного принципа, если оператор получил согласие субъекта ПД или имеет некие «законные основания» для осуществления такой обработки ПД. По моему мнению, с учетом того, что указанный принцип является одним из основополагающих, отказ от него недопустим.

Поправки во многом избыточны

Статью 9 Закона предлагается дополнить возможностью получения согласия субъекта ПД, «подтвержденного с помощью иного аналога собственноручной подписи, в том числе установленного соглашением сторон, позволяющего однозначно установить лицо, выразившее такое согласие». При этом использование простой электронной подписи и сейчас возможно по соглашению сторон в соответствии с условиями, установленными законодательством об электронной подписи1.

Кроме того, изменениями в ст. 6 и 9 Закона предусмотрено предоставление оператору права поручить другому лицу обработку ПД без согласия субъекта, если оператор разместил на своем сайте перечень лиц, которым может быть поручена обработка. С одной стороны, более гибкий механизм указания лиц, которым может быть поручена обработка ПД, может быть полезен участникам рынка.

С другой стороны, практически аналогичного эффекта можно достичь и в рамках действующего регулирования, которое не запрещает деятельность по предоставлению ПД третьим лицам, в том числе в обезличенной форме, при условии обязательного получения информированного согласия субъекта на такие действия. Этот подход представляется справедливым с точки зрения необходимости защиты прав субъекта ПД.

Читайте также
СИП зафиксировал право соцсетей на данные их пользователей
Суд по интеллектуальным правам признал, что сети «ВКонтакте» принадлежит исключительное право на информацию, содержащуюся в базе данных пользователей
31 Июля 2018 Новости

Наиболее известный судебный спор по данной теме за последнее время – между ООО «ВКонтакте» и ООО «ДАБЛ», между владельцем большого массива ПД и лицом, разрабатывающим средства для обработки таких данных. В данном споре ООО «ВКонтакте» удалось отстоять свое право на массив ПД пользователя, защитив его как базу данных. К сожалению, вопрос защиты прав субъектов ПД (речь шла об общедоступных данных) в этом споре не рассматривался.

Изменения, ущемляющие права субъектов персональных данных

Во-первых, предлагается предоставить Правительству РФ возможность устанавливать иные случаи обработки специальных категорий ПД без согласия субъекта (изменения в ч. 2 ст. 10 Закона).

Во-вторых, разработчики хотят увеличить сроки предоставления сведений субъекту ПД (изменения в ч. 3 ст. 14 Закона), сроки изменения и уничтожения неактуальных ПД (изменения в ч. 3 ст. 20 Закона).

В-третьих, поправки дополняют Закон основанием для обработки ПД без согласия субъекта «для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных», при этом под достижением таких целей может пониматься практически все что угодно.

Кроме того, законопроект предполагает наделение поправок обратной силой, что негативным образом скажется на субъектах ПД, которые дали согласие на обработку в рамках текущего регулирования.

В целом я оцениваю законопроект крайне негативно. Предлагаемые изменения идут вразрез с мировыми практиками в области регулирования обработки ПД (в частности, GDPR). Кроме того, в законопроекте планируется закрепить возможность свободной обработки обезличенных ПД, хотя многие эксперты, наоборот, указывают на необходимость более строгого регулирования в данной области в рамках «больших данных»2.

Следует отметить, что в законопроекте есть ряд положительных моментов. Например, предлагается уточнить право оператора обрабатывать ПД без согласия субъекта в ходе переговоров. Но право обрабатывать ПД при направлении оферты создает угрозу злоупотребления со стороны операторов, поскольку позволяет им направлять предложения о заключении договора без согласия субъекта.

В то же время, если законопроект будет принят, то поправки крайне отрицательно отразятся на субъектах ПД, которые утратят контроль за обработкой их данных. При этом операторы получат гораздо большие возможности для анализа и монетизации больших данных.


1 Статья 9 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

2 См., например, Савельев А. И. Направления регулирования больших данных и защита неприкосновенности частной жизни в новых экономических реалиях // Журнал «Закон» № 5, 2018.  

Рассказать:
Другие мнения
Коршунов Кирилл
Коршунов Кирилл
Адвокат АБ «Линия права»
Законопроекты о новых реестрах требуют доработки
Гражданское право и процесс
Несмотря на актуальность предлагаемых нововведений, их практическая значимость пока сомнительна
31 Марта 2020
Золотых Максим
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Налогообложение и уплата страховых взносов в рамках гражданско-правового договора с иностранцами
Налоговое право
На вопрос читателя «АГ» отвечает эксперт службы Правового консалтинга «ГАРАНТ»
31 Марта 2020
Ершов Игорь
Ершов Игорь
Руководитель арбитражной практики АБ «Халимон и партнеры»
Что осталось «за бортом» регулирования
Гражданское право и процесс
Проект положения о возмещении убытков правообладателям недвижимости: вопросов больше, чем ответов
30 Марта 2020
Чертков Александр
Чертков Александр
Главный научный сотрудник Центра исследований проблем территориального управления и самоуправления Московского государственного областного университета, д.ю.н.
Публичная власть в обновленной Конституции
Конституционное право
Тандему государственной и муниципальной властей необходим триумвират с властью гражданского общества
26 Марта 2020
Делов Вадим
Делов Вадим
Адвокат КА НСО «Полковников, Тарасюк и партнёры»
В режиме повышенной готовности
Медицинское право
Достаточность мер борьбы с коронавирусом может быть оценена ретроспективно, но избыточными их назвать нельзя
20 Марта 2020
Кряжкова Ольга
Кряжкова Ольга
Член Экспертного совета ИППП
Модель конституционного правосудия ожидают кардинальные изменения
Конституционное право
Какие риски несет системный пересмотр законов о судебной системе
19 Марта 2020