×

Медосвидетельствование призывников: анализ судебной практики

Если в процессе возникает потребность в специальных познаниях в области медицины

В продолжение темы практической реализации прав и гарантий призывника как пациента, получающего услугу диагностики как медицинского вмешательства в рамках определения годности к военной службе, отмечу, что наиболее частым нарушением является установление диагноза непосредственно врачами военкоматов. Как уже указывалось, военный комиссариат, не имея лицензии на осуществление медицинской деятельности, не может проводить диагностику, отнесенную Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к медицинским вмешательствам1.

Читайте также
Призывник как субъект оказания медицинских услуг при проведении медосвидетельствования при призыве
Терминологические коллизии нормативных актов
05 февраля 2025 Мнения

Проведение диагностики врачом военкомата не соответствует закону в том числе потому, что данный врач не является лечащим врачом – на него не возложены функции по организации и непосредственному оказанию пациенту медицинской помощи в период наблюдения за его состоянием и лечения2. Кроме того, при установлении диагноза гражданам, подлежащим призыву на военную службу, врачи военкомата зачастую не учитывают не только клинические рекомендации, но и «Расписание болезней», а также не проводят каких-либо диагностических исследований.

Призывники при этом не дают информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство в случае применения лекарственных препаратов в процессе исследования. Например, самой частой процедурой, при которой нарушается ч. 1 ст. 20 Закона об основах охраны здоровья граждан3, является использование препаратов, вызывающих временный паралич цилиарной мышцы глаза (циклоплегию), для определения истинной рефракции глаза. Также часто наблюдается нарушение императивной нормы об обязательности проведения лабораторных и инструментальных исследований перед началом медосвидетельствования4.

Обратимся к правоприменительной практике, когда в ходе процесса возникает потребность в специальных познаниях в области медицины.

Например, анализируя практику судов г. Москвы по делам об оспаривании решений призывных комиссий по основаниям неправильно проведенной диагностики и неверно установленной категории годности, можно отметить, что в подавляющем большинстве дел суды отклоняют ходатайства административных истцов о проведении судебно-медицинской экспертизы с целью получения заключения о том, страдает ли административный истец какими-либо заболеваниями и какая категория годности должна быть определена. Так, отказывая в проведении СМЭ, суд тем не менее в мотивировочной части решения указал, что не может самостоятельно сделать вывод о состоянии здоровья призывника и требуется помощь экспертов: «Суд, не обладая специальными познаниями, не имеет возможности самостоятельно оценить состояние здоровья человека ˂…˃ вывод о состоянии здоровья может быть сделан только экспертами»5.

При этом в гражданских процессах по спорам пациентов с медорганизациями суды практически всегда назначают судебно-медицинскую экспертизу, если необходимо разрешить вопрос об истинном диагнозе.

Решению проблемы частично способствуют суды кассационных инстанций, указывающие, что нижестоящие инстанции выходят за пределы своей компетентности и, не имея специальных познаний в области медицины, разрешают вопросы, не отнесенные законом к полномочиям суда. Кассационные суды нередко обращают внимание, что даже в отсутствие ходатайств о проведении экспертизы при необходимости специальных знаний требуется обсуждать со сторонами вопрос о назначении по делу судебной экспертизы либо о ее назначении по инициативе суда6.

Распространенным является толкование судами права призывника на прохождение независимой военно-врачебной экспертизы как обязанности, императивно установленной до обращения в суд: «суд отмечает, что, считая себя негодным к военной службе, истец не воспользовался вышеуказанным правом на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. № 574»7. Между тем нормами законодательства не предусмотрено обязательное прохождение независимой военно-врачебной комиссии в досудебном порядке.

Также в правоприменительной практике есть примеры, когда суды в нарушение ч. 2 ст. 33 КАС РФ привлекают к участию в деле в качестве специалистов в порядке ст. 48, 50 КАС врачей военкомата, заключения которых, собственно, оспариваются: «Оценивая показания данного специалиста, суд доверяет им, поскольку специалист предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, оснований сомневаться в квалификации специалиста не имеется»8.

Как отмечалось, проведение ряда диагностических исследований до медицинского освидетельствования призывников является обязательным, однако суды при этом не всегда учитывают императивную норму Положения о ВВЭ9: «Оснований полагать, что при проведении медицинского обследования, были нарушены права призывника ˂…˃ не имеется, поскольку императивного запрета на проведение медицинского обследования до получения результатов анализов законодателем не предусмотрено»10.

Кроме того, в ряде случаев административные ответчики освобождаются судами от бремени доказывания, которое в нарушение ч. 11 ст. 226 КАС перекладывается на административного истца: «Оснований сомневаться в компетентности врачей-специалистов судом не установлено, со стороны административного истца убедительных доказательств или аргументов в подтверждение собственных доводов не представлено»11.

Таким образом, изложенное позволяет заключить, что граждане, подлежащие призыву на военную службу, находятся в неравном положении по сравнению с остальными пациентами, что нарушает конституционный принцип равенства всех перед законом, который, как неоднократно отмечал Конституционный Суд, распространяется не только на права, непосредственно закрепленные Конституцией РФ, но и на связанные с ними другие права, приобретаемые на основании закона12.

Подобная ситуация представляется недопустимой, поскольку влечет нарушение конституционного права граждан, подлежащих призыву на военную службу, на медицинскую помощь. В связи с этим полагаю, что законодательство в области определения категории годности граждан к военной службе требует пересмотра. В частности, представляется целесообразным распространить обязательность применения клинических рекомендаций, установленную Федеральным законом от 25 декабря 2018 г. № 489-ФЗ «О внесении изменений в статью 40 Федерального закона “Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации” и Федеральный закон “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” по вопросам клинических рекомендаций», на обследование призывников без каких-либо изъятий, а из «Расписания болезней» исключить диагностические критерии. Кроме того, в отношении призывников необходимо проводить не «медицинское освидетельствование» врачами, привлеченными из муниципальных и государственных медицинских организаций, а военно-врачебную экспертизу на базе военно-врачебных комиссий, имеющих соответствующую лицензию на проведение ВВЭ. Также считаю необходимым установить запрет на проведение диагностических мероприятий в отношении призывников вне медицинских организаций.


1 Диагностика – комплекс медицинских вмешательств, направленных на распознавание состояний или установление факта наличия либо отсутствия заболеваний, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб пациента, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях определения диагноза, выбора мероприятий по лечению пациента и (или) контроля за осуществлением этих мероприятий (п. 7 ч. 1 ст. 2 Закона об основах охраны здоровья граждан).

2 Лечащий врач – врач, на которого возложены функции по организации и непосредственному оказанию пациенту медицинской помощи в период наблюдения за ним и его лечения (п. 15, ч. 1 ст. 2 Закона об основах охраны здоровья граждан). Лечащий врач устанавливает диагноз, который является основанным на всестороннем обследовании пациента и составленным с использованием медицинских терминов медицинским заключением о заболевании (состоянии) пациента, в том числе явившемся причиной смерти пациента (ч. 5 ст. 70 закона).

3 Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медработником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медпомощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медпомощи.

4 Пункт 14 Положения о военно-врачебной экспертизе: «Не ранее 30 календарных дней до начала освидетельствования при первоначальной постановке на воинский учет и при призыве на военную службу граждане проходят в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения следующие обязательные диагностические исследования:

  • флюорография (рентгенография) легких в 2 проекциях (если она не проводилась или если в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев) с обязательным представлением при освидетельствовании флюорограмм (рентгенограмм) или результатов флюорографического (рентгенологического) обследования на цифровых носителях;
  • общий (клинический) анализ крови;
  • общий анализ мочи.

До начала освидетельствования при призыве на военную службу граждане проходят также следующие обязательные диагностические исследования:

  • электрокардиография в покое;
  • исследование крови на антитела к вирусу иммунодефицита человека, маркеры гепатита “B” и “C”».

5 См. решение Мещанского районного суда г. Москвы от 30 августа 2024 г. по делу № 02а-1446/2024.

6 См., например, кассационные определения Третьего КСОЮ от 31 августа 2022 г. № 88а-15081/2022; Второго КСОЮ от 27 апреля 2022 г. № 88а-8640/2022 и от 14 апреля 2019 г. № 88а-7223/2021 (в последнем решении суд указал на недопустимость отказа в СМЭ, если сторона заявила ходатайство).

7 См. решение Черемушкинского районного суда г. Москвы от 22 ноября 2022 г. по делу № 2а-819/22.

8 См. решение Люблинского районного суда г. Москвы от 16 мая 2023 г. по делу № 2а-456/2023.

9 Утверждено Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2013 г. № 565 (ред. от 17 апреля 2024 г.).

10 Решение Кузьминского районного суда г. Москвы от 29 августа 2024 г. № 2а-740/24.

11 Решение Головинского суда г. Москвы от 6 апреля 2023 г. по делу № 2а-59/23 по иску к Призывной комиссии     г. Москвы.

12 См., в частности, постановления КС РФ от 22 мая 2018 г. № 19-П «По делу о проверке конституционности абзацев второго, третьего, десятого и двенадцатого подпункта “а” пункта 2 статьи 24 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе” в связи с запросом Ленинского районного суда Санкт-Петербурга»; от 14 июля 2005 г. № 9-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Г. А. Поляковой и запросом Федерального арбитражного суда Московского округа»; от 8 декабря 2017 г. № 39-П «По делу о проверке конституционности положений статей 15, 1064 и 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункта 14 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации и части первой статьи 54 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Г. Г. Ахмадеевой, С.И. Лысяка и А.Н. Сергеева».

Рассказать:
Другие мнения
Минимулин Никита
Минимулин Никита
Адвокат АП г. Москвы, партнер юридической компании EqualLegalPartners
Перераспределение бремени доказывания в спорах о субсидиарной ответственности
Арбитражный процесс
Новые тенденции и риски
14 марта 2025
Волков Григорий
Волков Григорий
Партнер BriefcaseLawOffice
Бремя доказывания должно быть реализуемо
Арбитражный процесс
ВС пояснил возможность привлечь КДЛ к субсидиарной ответственности вне рамок дела о банкротстве
13 марта 2025
Волкова Анна
Волкова Анна
Адвокат АП Воронежской области, Управляющий партнер АК «Волкова и партнеры»
Публичный интерес vs защита прав добросовестных приобретателей?
Арбитражный процесс
И вновь о проблеме поиска баланса интересов в случае изъятия земель для госнужд
12 марта 2025
Болотова Ксения
Болотова Ксения
Старший юрист юридической консалтинговой группы «Ком-Юнити»
Обжаловать не обязательно
Арбитражный процесс
Верховный Суд защитил управляющих от необоснованных претензий
11 марта 2025
Никулин Антон
Никулин Антон
Адвокат АП Санкт-Петербурга, партнер, адвокат-практик «Банкротство» и «Комплексная защита бизнеса» юридической компании «Правый берег»
Не Законом о банкротстве единым…
Арбитражный процесс
ВС пояснил особенности рассмотрения требований юрлица-цессионария к правопреемнику застройщика-банкрота
11 марта 2025
Насонов Сергей
Насонов Сергей
Советник Федеральной палаты адвокатов РФ, адвокат АП г. Москвы, профессор кафедры уголовно-процессуального права Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), д.ю.н.
Опыт формирует предубеждение?
Конституционное право
О проблеме добросовестности формирования предварительного списка кандидатов в присяжные заседатели
10 марта 2025
Яндекс.Метрика