×

О силе адвокатского запроса

Необходимо законодательно закрепить возможность безвозмездного получения адвокатами информации из органов кадастрового учета, если это связано с оказанием правовой помощи.
Кириенко Михаил
Кириенко Михаил
Руководитель уголовной практики  АБ «КРП», к.ю.н., доцент кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права Южно-Уральского государственного университета
Знаковые изменения
Не так давно была распространена новость о привлечении руководителя психиатрической больницы г. Челябинска к ответственности за неисполнение адвокатского запроса. Этот факт, честно сказать, порадовал. А как не радоваться свидетельству усиления роли адвокатского сообщества, которое в настоящий момент подкреплено малым, но карательным инструментом в виде административной ответственности за игнорирование запросов адвокатов.

Обозначенные знаковые изменения внесены в ст. 5.39 КоАП РФ Федеральным законом от 2 июня 2016 г. № 160-ФЗ «О внесении изменений в статьи 5.39 и 13.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерацииˮ». Этим же законом установлено понятие адвокатского запроса, определены требования к его содержанию и форме, а также ограничены случаи возможного отказа от исполнения запроса адвоката.

Указанные новеллы отличаются относительной формальной определенностью, но, как показывает практика, и это следует признать нормальным, не все частные случаи можно учесть при принятии нового закона, поскольку система законодательства, принимая во внимание его объем, а порой бессистемность изменений, достаточно сложна, что приводит к неоднозначному правоприменительному подходу.

Реакция на запрос
Перейду к сути. В рамках оказания правовой помощи, с учетом претензий государственных органов, контролирующих соблюдение законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия, на один из объектов были запрошены сведения из регистрирующих органов.

Адвокатский запрос был основан на требованиях ст. 6.1 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и ч. 1 ст. 48 Конституции РФ, гарантирующих каждому квалифицированную юридическую помощь.

Были запрошены необходимые сведения об ограничениях на объект недвижимого имущества, о существовании сохранного (охранного) обязательства, а также паспорта объекта культурного наследия в отношении одного из зданий. Наличие запрашиваемых документов в органе кадастрового учета прямо вытекает из требований ст. 16.1, 18, 21, 47.1, 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

В ответ сначала заместитель руководителя Управления Росреестра, а потом и представители прокуратуры определили, что такая информация не может быть передана адвокатам, так как сведения из ЕГРП и иные сведения из Росреестра должны предоставляться платно, при соблюдении формы запроса, предусмотренной для выписки из ЕГРП, установленного Приказом Министерства экономического развития РФ от 14 мая 2010 г. № 180. Указанные должностные лица усмотрели преимущество положений Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»  над положениями иных федеральных законов, в том числе Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Круг субъектов по законодательству
В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», на которую в том числе ссылались прокуроры и органы Росреестра, общедоступная платная выписка не содержит запрашиваемой в адвокатском запросе информации, а именно паспорта объекта культурного наследия и сохранного (охранного) обязательства.

Положения Приказа Министерства экономического развития РФ от 22 марта 2013 г. № 147 «Об утверждении форм документов, в виде которых предоставляются сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним» также не определяют общедоступную возможность получения документов о статусе объектов культурного наследия, принадлежащих на праве собственности физическим и юридическим лицам.

В ч. 2 ст. 8 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлено, что орган, осуществляющий государственную регистрацию прав в соответствии с законами Российской Федерации, предоставляет бесплатно информацию о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним по запросам правоохранительных органов, судов, судебных приставов-исполнителей по находящимся в производстве уголовным, гражданским и административным делам, органов прокуратуры Российской Федерации в целях осуществления надзора за исполнением законодательства Российской Федерации, а также других указанных в статье субъектов и иных определенных федеральными законами органов и организаций.

Таким образом, законодатель определил, что право на получение запрашиваемой из реестра информации может быть установлено в иных федеральных законах для более широкого круга субъектов, однако данное положение неоднозначно толкуется правоприменителями и позволяет не включать адвокатов в перечень лиц, которым сведения от органов Росреестра могут предоставляться на безвозмездной основе.
 
Отказ адвокатам неправомерен
Согласно п. 1 ст. 6.1 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокат «вправе направлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, официальное обращение по входящим в компетенцию указанных органов и организаций вопросам о предоставлении справок, характеристик и иных документов, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи».

На мой взгляд, адвокаты однозначно отнесены к кругу лиц, имеющих право запрашивать сведения из ЕГРП, в том числе из органов кадастрового учета, где согласно Федеральному закону «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» аккумулируются сведения об объектах культурного наследия, а также иные сведения, связанные с правом собственности на недвижимое имущество.

Неслучайно в п. 2, 4 ст. 6.1 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» закреплено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации, которым направлен адвокатский запрос, должны дать на него ответ в письменной форме в тридцатидневный срок со дня его получения. В случаях, требующих дополнительного времени на сбор и предоставление запрашиваемых сведений, указанный срок может быть продлен, но не более чем на тридцать дней, при этом адвокату, направившему адвокатский запрос, направляется уведомление о продлении срока рассмотрения адвокатского запроса. В предоставлении адвокату запрошенных сведений может быть отказано в случае, если:

1) субъект, получивший адвокатский запрос, не располагает запрошенными сведениями;

2) нарушены требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса, определенные в установленном порядке;

3) запрошенные сведения отнесены законом к информации с ограниченным доступом.

При отсутствии препятствий, закрепленных в этой статье, органы Росреестра не имеют права отказывать адвокатам в предоставлении запрашиваемых сведений, в том числе тех, для которых предусмотрен платный характер получения.

Все условия для обеспечения силы адвокатского запроса предусмотрены, но правоприменительное толкование пошло другим путем, который представляется порочным. Для согласования указанных моментов необходимо внести соответствующие изменения в положения Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в части конкретного указания на возможность безвозмездного получения информации адвокатами из органов кадастрового учета, если это связано с оказанием правовой помощи. Такой подход не только устранит системные рассогласования в сфере регулирования адвокатского запроса, но и позволит соблюсти равенство функций адвокатуры в гражданском обществе. 


Рассказать:
Другие мнения
Сучков Андрей
Сучков Андрей
Исполнительный вице-президент ФПА РФ
Регулирование адвокатуры – дело адвокатуры
Адвокатура, государство, общество
Об участии в корпоративном нормотворчестве в установленных и доказавших свою эффективность процедурах
18 Декабря 2018
Шавин Василий
Шавин Василий
Адвокат ПА Нижегородской области, к.ю.н.
Корпоративные акты региональных палат: польза или вред?
Адвокатура, государство, общество
Назрела необходимость упорядочить нормотворческий процесс адвокатских палат
18 Декабря 2018
Резник Генри
Резник Генри
Вице-президент ФПА РФ, первый вице-президент АП г. Москвы, председатель Комиссии Совета ФПА РФ по защите прав адвокатов, член СПЧ
Слово прощания
Адвокатура, государство, общество
Памяти Людмилы Алексеевой
10 Декабря 2018
Киреев Алексей
Киреев Алексей
Адвокат АП г. Москвы
Адвокатская солидарность – объединиться для взаимопомощи
Адвокатура, государство, общество
Адвокатура должна быть муравейником, где сигналы о бедствии одного передаются остальным
07 Декабря 2018
Баренбойм Петр
Баренбойм Петр
Адвокат АП г. Москвы, адвокатская контора «Аснис и партнеры»
Конституционные задачи адвокатуры как института гражданского общества
Адвокатура, государство, общество
Юбилеи двух конституций как повод для размышлений
07 Декабря 2018
Сучков Андрей
Сучков Андрей
Исполнительный вице-президент ФПА РФ
Необходимо ввести уголовную ответственность за пытки
Уголовное право и процесс
О мерах, которые должна принять адвокатура для предотвращения пыток
06 Декабря 2018