Реформа в такой чувствительной сфере, как юридическая помощь гражданам, должна быть осуществлена так, чтобы ее проведение концептуально улучшило имеющуюся ситуацию. При этом нельзя забывать об истинном бенефициаре реформы – населении страны. Комплексная реализация основных составляющих реформы поможет достичь поставленной цели, попутно улучшив и упорядочив деятельность его участников.
В течение многих лет в юридическом сообществе шла дискуссия о необходимости регулирования рынка юридических услуг – как в части «адвокатской монополии» на представление интересов доверителей в судах, так и вопросах стандартизации качества, повышения уровня внутреннего (негосударственного) контроля за деятельностью юристов и обеспечения важного, гарантированного Конституцией РФ права на получение квалифицированной юридической помощи.
Правильный подход
В соответствии с результатами исследований экспертов Института проблем правоприменения1 за последнее десятилетие объем рынка правовых услуг в России почти удвоился – возрос с 114 млрд руб. в 2003 г. до 222 млрд руб. в 2015 г.2