11 сентября в рамках Восточного экономического форума прошло обсуждение на тему «Финансовый центр и офшор на Дальнем Востоке» в связи с тем, что в этом году приняты решения о создании финансового центра и специального административного района на острове Русский. В ходе дискуссии, в частности, был поднят вопрос соблюдения юридических прав на территории офшорной зоны.
Основной проблемой, которая существует при создании любых специализированных зон, выступает вопрос доверия: инвесторы должны ощущать, что их интересы будут защищены. Наибольшее опасение у инвесторов вызывает публичное право с административными и уголовными делами. В связи с этим рассматривается вопрос о создании специализированного государственного суда, который бы эффективно рассматривал споры, связанные с деятельностью ТОР, СПВ и специализированных административных районов.
Во многих странах мира существуют спецсубъектные суды, которые объединяют отдельные категории граждан или отдельные категории юридических лиц и рассматривают все категории дел, и это никак не влияет на осуществление правосудия. В России это СИП и военные суды. Существует специализированный суд международного финансового центра в Казахстане. Мы видим соответствующие суды в Гонконге, ОАЭ и т.д. Кроме того, можем увидеть прекрасный пример Китая: несколько дней назад исполнился год существования интернет-суда в Китае, и, кроме того, меньше суток назад открылся второй. Они очень оперативно сработали: от решения о необходимости создания суда до его открытия прошло полгода, за год он рассмотрел 20 тыс. дел. Это огромный показатель. Рассмотрены разные дела, в том числе и уголовные споры. Поэтому ничего страшного в объединении юрисдикции нет.
Касательно вопроса о том, как предполагается набирать судей такого специализированного суда, отмечу следующее. Предлагается отойти от традиционной схемы и формировать суд за счет лиц, имеющих опыт в области инвестиционного права и технологий. Более 80% всех судей так или иначе прошли работу в аппарате суда. В результате мы получаем профессионалов в области процесса, слабо представляющих экономические реалии в стране. Так складывается их обучение и поэтому привлекать их неправильно. В связи с этим мы предлагаем отобрать людей, которые уже сформировали собственную карьеру в финансовом секторе. Чем их можно заинтересовать? Как правило, это сформировавшиеся юристы, которым неинтересна государственная служба. Поэтому мы и хотим создать суд, который станет венцом карьеры профессионального юриста.
Базовой основой такого суда, на мой взгляд, станет электронное правосудие, которое достаточно хорошо развито, по крайне мере, в арбитражных и коммерческих судах. Мы бы хотели увидеть суд без границ, существующий в электронном пространстве, работающий с электронными делами и не дублирующий их на бумаге, а кроме того, работающий свободно на двух языках. Мы бы хотели увидеть суд, который смог бы свободно жить в интернете естественной жизнью и объединять все ТОРы, существующие в РФ, вне зависимости от того, где бы они ни создавались.