Опубликованная в «АГ» 10 марта новость о том, как адвоката, прибывшего для оказания помощи задержанной на митинге гражданке, заковали в наручники, вызвала бурю эмоций, думаю, не только у меня, но и у всего адвокатского сообщества.
Возможно, скажу очевидные для адвокатов вещи, но для тех сотрудников правоохранительных органов, которые не допускают адвокатов в отделы полиции, они могут стать откровением.
После прочтения новости у меня возникли по меньшей мере три вопроса: есть ли у человека, задержанного на митинге, право на получение квалифицированной юридической помощи; для чего существует полиция, а также о значимости института адвокатуры для государства.
Для ответа на первый вопрос обратимся к Конституции РФ, ст. 48 которой гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи (ч. 1), а каждому задержанному, заключенному под стражу, обвиняемому в совершении преступления – право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения (ч. 2).
Не могу не обратить внимания, что ст. 48 Конституции имеет прямое действие – она регулирует общественные отношения, в том числе связанные с административным задержанием, – независимо от того, существуют или нет законодательные акты, содержащие механизм реализации указанного права. Следовательно, право на получение квалифицированной юридической помощи, оказываемой адвокатом, есть у каждого человека и гражданина, включая задержанных на митинге. Иное толкование не соответствовало бы Конституции.
В силу предписания ч. 5 ст. 27.3 КоАП задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается запись в протоколе об административном задержании. В ст. 25.1 указано, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, помимо прочих прав, вправе пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом. В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо (ч. 2 ст. 25.5 КоАП).
Таким образом, можно утверждать, что право на получение квалифицированной юридической помощи у задержанного на митинге лица существует.
Для ответа на второй вопрос обратимся к ч. 1 ст. 1 Конституции, в которой Российская Федерация провозглашена как правовое государство.
В правовом государстве правоохранительные органы призваны поддерживать порядок в стране, чтобы каждый гражданин мог жить, развиваться и реализовывать свои права и свободы. Однако для поддержания порядка в правовом государстве сотрудники полиции – наравне с другими правоохранительными органами и судами – обязаны неукоснительно соблюдать требования законодательства. Основным законом, регламентирующим взаимоотношения полиции и общества, является Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», из ч. 1 ст. 1 которого следует, что полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан России, а также иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности. Из этого можно сделать вывод, что предназначение полиции заключается в том числе в защите прав и свобод человека и гражданина.
Отвечая на третий вопрос, отмечу следующее.
Несмотря на происходящие в мире события, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы (ч. 4 ст. 15 Конституции). Право на получение квалифицированной юридической помощи как одно из наиболее значимых прав закреплено в международно-правовых актах, – в частности, в ст. 14 Международного пакта «О гражданских и политических правах» от 16 декабря 1966 г. Нашло оно отражение и в ст. 48 Конституции РФ.
Согласно общепринятой концепции, на государство возложена обязанность обеспечить гарантии реализации человеком его прав и свобод. Для обеспечения гарантий прав и свобод человека и гражданина принят Закон об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации, в котором указано, что адвокатская деятельность – это квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе адвокатами физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также для обеспечения доступа к правосудию (п. 1 ст. 1).
Из этого можно сделать вывод, что каждый адвокат выполняет огромную работу, направленную на то, чтобы Россия могла считаться правовым государством, поскольку посредством защиты прав и свобод каждого адвокат обеспечивает развитие не только общественных институтов, но и государства.
Случай, который произошел 7 марта в здании 31-го отдела полиции УМВД России по Кировскому району г. Санкт-Петербурга, когда прибывший в отдел полиции адвокат, исполнявший свой профессиональный долг по защите прав и свобод человека и гражданина, возложенный на него государством, был закован сотрудником полиции в наручники, вызывает опасения не только относительно судьбы института адвокатуры, но России как правового государства.
Как правильно заметил член Совета АП Ленинградской области, председатель Комиссии по защите профессиональных прав адвокатов АП ЛО Евгений Тонков, это вопиющее нарушение прав адвоката.
Считаю, что государство в лице правоохранительных органов обязано провести тщательную проверку не только обоснованности применения сотрудником полиции к адвокату, исполняющему свой профессиональный долг, специальных средств, ограничивающих его физические возможности, но и факта недопуска адвоката к доверителю, что само по себе имеет признаки такого допущенного полицейским состава преступления, как злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), поскольку сотрудник полиции, не допустивший адвоката к доверителю, действовал вопреки интересам службы, а его действия повлекли существенное нарушение прав задержанного лица, лишенного таким образом конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи.
В результате возникает следующий вопрос. У человека, которого задержали и доставили в отдел полиции, есть право на получение квалифицированной юридической помощи; у адвоката – обязанность оказывать такую помощь (для чего он, собственно, и прибыл в отдел полиции), а полиция, в свою очередь, существует для защиты прав человека и гражданина. Если так, то почему предусмотренный законом механизм оказания квалифицированной юридической помощи в подобных рассмотренному случаях не работает?
Вероятно, причина в том, что статус адвоката в недостаточной мере оценен государством, в связи с чем у большинства адвокатов возникают проблемы в профессиональной деятельности.
Естественно, без поддержки государства становление и развитие адвокатуры как института гражданского общества невозможно. Чтобы изменить ситуацию, полагаю необходимым повышать статус адвоката и его роль в уголовном судопроизводстве. Для этого представляется целесообразным:
- внести в Закон об адвокатуре изменения, наделяющие ФПА полномочиями, связанными с участием в правотворческой деятельности, включая разработку и предоставление в установленном порядке субъектам законодательной инициативы проектов федеральных законов;
- ввести обязательное требование к кандидату на должность судьи о наличии опыта адвокатской деятельности не менее пяти лет;
- обеспечить условия, чтобы адвокат мог выполнять свои профессиональные обязанности в обстановке, свободной от угроз, препятствий и неоправданного вмешательства в его профессиональную деятельность со стороны государства;
- расширить полномочия представителя региональной адвокатской палаты в уголовном судопроизводстве, закрепив в УПК его право участвовать в следственных действиях и судебных заседаниях наряду с адвокатом-защитником в качестве независимого наблюдателя – с правом получения процессуальных документов и решений следователя и прокурора, а также правом их обжалования в порядке ст. 124 и 125 УПК РФ.
- законодательно закрепить «адвокатскую монополию», о которой говорил Минюст России, что, в свою очередь, значительно повысит качество судебного представительства и, как следствие, – качество получаемой человеком и гражданином юридической помощи, что, несомненно, будет соответствовать закрепленным в Конституции целям и задачам государства.