×

Запретить нельзя упорядочить

Риски, проблемы и последствия введения госмонополии на проведение экономических экспертиз по уголовным делам
Буканев Алексей
Буканев Алексей
Адвокат АП г. Москвы, партнер АБ ZKS

При расследовании уголовных дел по преступлениям в сфере экономики следователь в большинстве случаев для определения ущерба, причиненного преступлением, назначает экономические экспертизы. В первую очередь он старается выбрать государственное экспертное учреждение, так как это не требует дополнительных бюрократических процедур, в том числе одобрения руководства на проведение платной экспертизы и согласования ее стоимости.

В государственных экспертных учреждениях существует очередь на производство экспертиз, поскольку штат экспертов довольно небольшой по сравнению с количеством уголовных дел по экономическим и другим преступлениям. Коме того, по «экономическим» делам следователи зачастую назначают экспертизы, требующие только базовых математических знаний, что также приводит к дополнительной нагрузке на экспертов. Очередь на производство экспертизы нередко достигает года и более. При этом сроки расследования уголовных дел никто не отменял. В подобных случаях следствие прибегает к проведению экспертиз в негосударственных экспертных учреждениях или у физических лиц, обладающих специальными знаниями, которых возводит в ранг экспертов. Рынок негосударственных экспертов весьма широк, и следователь определяется с выбором эксперта, руководствуясь, как правило, такими критериями, как стоимость экспертизы, сроки проведения исследования, авторитет эксперта.

При этом не стоит забывать, что у каждого следственного органа предусмотрен свой бюджет на проведение «платных» экспертиз, который формируется согласно запросам на год вперед и ежегодно увеличивается. Руководство требует от следователей сокращения сроков расследования уголовных дел, которые в связи с проведением экспертиз в большинстве случаев продлеваются.

Суды также нередко назначают экспертизы в негосударственных учреждениях, руководствуясь аналогичными соображениями.

В итоге возникла проблема, связанная с ростом затрат на производство «платных» экспертиз, которую разработчики проекта распоряжения Правительства РФ о внесении изменений в Распоряжение Правительства РФ от 16 ноября 2021 г. № 3214-р (далее – проект) предложили решить путем дополнения ранее утвержденного перечня видов судебных экспертиз, проводимых исключительно государственными судебно-экспертными организациями.

Читайте также
Адвокаты неоднозначно оценили возможность расширения перечня видов экспертиз, проводимых исключительно госорганизациями
В перечень, в частности, предлагается включить судебные экспертизы по уголовным делам и при проверке сообщений о преступлениях, связанных с нецелевым расходованием и хищением бюджетных денежных средств, неуплатой налогов и сборов и природными ресурсами
05 декабря 2022 Новости

Возможно, поэтому в пояснительной записке к проекту распоряжения не приведено убедительных доводов в пользу необходимости проведения данных экспертиз в госорганизациях, кроме предположений, что эксперты из негосударственных экспертных учреждений могут оказаться заинтересованными. Аргумент о том, что такие эксперты не обладают должной профессиональной подготовкой, на мой взгляд, «не увязывается» с ошибками, порой допускаемыми государственными экспертами (например, о наличии в крови шестилетнего мальчика 2,7 промилле алкоголя; математические ошибки в расчетах и т.д.). Кроме того, сами следователи назначают большое количество повторных экспертиз, когда у них возникают сомнения в обоснованности экспертных заключений или при наличии противоречий в выводах экспертов.

При подготовке проекта, очевидно, не был учтен принцип государственной судебно-экспертной деятельности, установленный в Федеральном законе «О государственной судебно-экспертной деятельности». Кроме того, в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 2010 г. № 28 «О судебной экспертизе по уголовным делам» указано, что первоначально необходимо обращаться в государственные экспертные учреждения, и только при невозможности проведения там экспертизы – в негосударственные экспертные учреждения.

Читайте также
Панацея от недобросовестности?
О проблемах регулирования судебно-экспертной деятельности
27 декабря 2022 Мнения

В случае введения госмонополии на проведение экономических экспертиз, полагаю, будет нарушен принцип независимости эксперта, установленный ст. 7 Закона о государственной судебно-экспертной деятельности. В данной статье прямо предусмотрено, что эксперт не может находиться в какой-либо зависимости от органа или лица, назначивших экспертизу, сторон и других лиц, заинтересованных в исходе дела. С высокой степенью вероятности можно ожидать, что экспертизы по уголовным делам в соответствии с данным распоряжением будут проводиться в структурных подразделениях следственных органов (ФСБ, СКР, МВД РФ), где и будут расследоваться уголовные дела. Единственное экспертное учреждение, не находящееся в прямой зависимости от органов следствия, – ФБУ «Российский федеральный центр судебной экспертизы при Минюсте Российской Федерации». Но думаю, что в случае введения госмонополии на проведение экономических экспертиз в первую очередь будут расширяться ведомственные следственные экспертные подразделения (так сейчас происходит в СКР, где существенно увеличился штат экспертов).

Кроме того, ст. 41 Закона о государственной судебно-экспертной деятельности четко определено, что экспертизы могут производиться лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами, на которых распространяется действие статей указанного закона, в которых установлены все принципы экспертной деятельности, а также права и обязанности. То есть отличие государственных и негосударственных экспертов состоит не в правах и обязанностях при проведении экспертиз, а только в отношении к госслужбе. Полагаю, это нивелирует все обоснования в пояснительной записке к проекту о необходимости внесения указанных изменений в распоряжение Правительства РФ.  

Таким образом, необходимо просто соблюдать Закон о государственной судебно-экспертной деятельности. По моему мнению, в закон необходимо лишь внести дополнения, в которых будут четко определены порядок проведения экспертиз, а также данные, которые обязательно должны быть включены в экспертное заключение, – в частности, методы и методики исследования, научная обоснованность и т.п. К сожалению, нередко вместо научно обоснованного заключения представляется частное мнение эксперта, которое ничем не подтверждено. На практике часто бывает, что фактически заключением эксперта выступает заключение специалиста – представленное в письменном виде суждение.

Читайте также
В Общественной палате РФ обсудили риски введения госмонополии на судебно-экономические экспертизы
9 декабря состоялся круглый стол на тему «Риски, проблемы и последствия введения государственной монополии на проведение экономических экспертиз по уголовным делам»
13 декабря 2022 Пост-релизы

В ходе обсуждения проекта в Общественной палате РФ было высказано мнение о необходимости введения электронного распределения экспертов – по аналогии с распределением адвокатов. Данное предложение обосновывалось тем, что ряд следователей поручают проведение экспертиз одним и тем же экспертам, якобы находящимся от них в зависимости.

С этим мнением я не согласен, поскольку это приводит к уравниванию всех экспертов – независимо от квалификации и авторитета.

Считаю, что выбор эксперта должен в первую очередь определяться его квалификацией, авторитетом и компетенцией. Думаю, здесь уместен пример выбора адвоката доверителем, врача, а также любого специалиста в обычной жизни. Кроме того, по ряду экономических экспертиз есть узкие специализации, в частности в области ценных бумаг, криптовалюты и т.д.

Полагаю, проблему не стоит решать запретом на проведение экспертиз следователем у одного и тоже эксперта: во-первых, всегда есть «пути обхода»; во-вторых, ставить под сомнение результаты экспертизы, компетентность и заинтересованность эксперта допустимо только в рамках уголовного процесса, что тоже весьма непросто.

Чтобы все экспертизы по экономическим преступлениям проводились в государственных экспертных учреждениях, потребуется существенно увеличить штаты данных подразделений. Уверен, что негосударственные эксперты зарабатывают гораздо больше, чем госслужащие, поэтому вряд ли пойдут работать в госучреждения. Кроме того, из госучреждений уходят, как правило, опытные эксперты, сформировавшие репутацию в экспертной деятельности и способные самостоятельно зарабатывать в более удобных им условиях. При таких обстоятельствах качество экспертной деятельности в государственных учреждениях рискует существенно снизиться.

При введении госмонополии на проведение экономических экспертиз по уголовным делам подготовка по поручениям защитников рецензии на заключение экспертизы также может практически прекратить существование, поскольку следствие и суды будут прямо указывать, что экспертиза проведена в государственных экспертных учреждениях, а независимые эксперты «не компетентны» и «не уполномочены».

Соглашусь, что судебно-экспертная деятельность требует реформирования, поскольку следствие нередко назначает экспертов, в компетенции которых имеются сомнения. Так, при назначении эксперта следователю требуется просто приложить диплом об образовании и опыте работы эксперта (при наличии – документов о дополнительном образовании и т.п.) – никаким другим образом не требуется доказывать, что эксперт компетентен в задаваемых ему вопросах.

На мой взгляд, негосударственная судебно-экспертная деятельность может быть упорядочена по аналогии с адвокатской деятельностью, только с обязательной специализацией. Именно это определит полный список экспертов, их ответственность, а также создаст реальную конкуренцию, в ходе которой и будет устанавливаться истина в экспертных заключениях, а следовательно – в уголовных делах. В случае отсутствия эксперта для проведения редкой экспертизы считаю целесообразным разрешить в исключительных случаях привлекать специалистов, но с обоснованием исключительности в постановлении о назначении экспертизы. Полагаю, общая масса экспертиз, включая экономические, не будут носит характер исключительных.

Рассказать:
Другие мнения
Кутлубаев Руслан
Кутлубаев Руслан
Адвокат АП Республики Татарстан, КА РТ «Рыбак, Коган и партнеры»
«Бумажная» волокита vs процессуальная экономия в уголовном процессе
Уголовное право и процесс
Неоднозначный пример из практики обжалования в порядке сплошной кассации
06 мая 2024
Смирнова Виолетта
Смирнова Виолетта
Адвокат АП г. Москвы, «Адвокатский кабинет адвоката Смирновой Виолетты Георгиевны»
Убийство, совершенное с особой жестокостью
Уголовное право и процесс
Сложности квалификации преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 105 УК РФ
25 апреля 2024
Матвеев Михаил
Матвеев Михаил
Адвокат АП г. Москвы, КА «Московский Юридический центр», почетный адвокат России
Аудиоконтроль амбулаторного приема врача: спорные вопросы
Медицинское право
Риски нарушения законодательства об обработке персональных данных
23 апреля 2024
Макаров Сергей
Макаров Сергей
Советник ФПА РФ, адвокат АП Московской области, руководитель практики по семейным и наследственным делам МКА «ГРАД», медиатор, доцент Университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), к.ю.н.
Ордер в первую очередь – подтверждение принятия конкретным адвокатом поручения на оказание юридической помощи конкретному доверителю
Уголовное право и процесс
И лишь во вторую – подтверждение полномочий адвоката
23 апреля 2024
Кондин Алексей
Кондин Алексей
Адвокат АП г. Санкт-Петербурга, партнер Vinder Law Office
Ответственность за контрабанду возросла
Уголовное право и процесс
Комментарий к изменениям в ст. 226.1 УК РФ
19 апреля 2024
Якупов Тимур
Якупов Тимур
Юрист, партнер агентства практикующих юристов «Правильное право», помощник депутата Госдумы РФ
«Статичное» регулирование или справедливый подход?
Семейное право
И вновь о дуализме механизма взыскания алиментов на содержание детей
11 апреля 2024
Яндекс.Метрика