×

«Нам важна точка зрения каждого»

18 апреля Научно-консультативный совет ФПА РФ обсудил тему смертной казни и моратория на ее применение, ставшую актуальной в связи с трагическими событиями в «Крокус Сити Холле»
Материал выпуска № 9 (410) 27-15 мая 2024 года.
Фото: Павел Садчиков
Участники заседания, проведенного в смешанном формате (очно и посредством ВКС), вернулись к давней дискуссии о применении смертной казни, проанализировав аргументы сторонников и противников этой меры наказания. Отмечались необходимость глубокой проработки вопросов в сфере уголовно-правовой политики и опасность эмоциональных, импульсивных позиций. Президент ФПА РФ Светлана Володина напомнила, что мораторий на смертную казнь в нашей стране был введен по результатам рассмотрения Конституционным Судом РФ жалобы, которую подал Генрих Павлович Падва вместе с другими адвокатами. По мнению председателя Комиссии Совета ФПА РФ по защите прав адвокатов Генри Резника, то, что было достигнуто и закреплено Конституционным Судом, должно быть сохранено.

Провела заседание президент ФПА РФ, заведующий кафедрой адвокатуры МГЮА, доцент, к. ю.н. Светлана Володина.

В нем приняли участие заместитель председателя Научно-консультативного совета ФПА РФ (НКС) Валерий Лазарев, вице-президенты ФПА РФ Олег Баулин, Алексей Галоганов, Владислав Гриб, Сергей Зубков, Гасан Мирзоев, исполнительный вице-президент ФПА РФ Оксана Сергеева, председатель Комиссии Совета ФПА РФ по защите прав адвокатов Генри Резник, член Совета ФПА РФ Виктор Буробин, советники ФПА РФ Сергей Насонов, Сергей Макаров, Евгений Рубинштейн, заместитель председателя Комиссии Совета ФПА РФ по защите прав адвокатов Дмитрий Тараборин, первый вице-президент АП г. Москвы Игорь Поляков, член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Ева Меркачева, ректор Университета прокуратуры РФ Игорь Мацкевич, заведующий сектором уголовного права, уголовного процесса и криминологии Института государства и права РАН Александр Чучаев, заведующий кафедрой криминологии и уголовно-исполнительного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Елена Антонян, профессор кафедры теории и истории государства и права Московского педагогического государственного университета (МПГУ) Никита Колоколов, профессор кафедры уголовного права и криминологии Юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Павел Яни, другие члены НКС.

Светлая память

По предложению президента ФПА РФ Светланы Володиной собравшиеся почтили память ушедшего из жизни 15 апреля адвоката АП Московской области, профессора, д.ю.н. Наума Борисовича Сонькина, который активно участвовал в работе НКС с момента его создания.

Мораторий на применение смертной казни введен благодаря адвокатам

Президент ФПА РФ Светлана Володина отметила, что заседание НКС посвящено теме, очень актуальной и для адвокатского сообщества, и для всех неравнодушных. «Нам важна точка зрения каждого», – подчеркнула она.

Мораторий на применение смертной казни в России, напомнила президент ФПА РФ, был введен по результатам рассмотрения Конституционным Судом РФ жалобы, поданной Генрихом Павловичем Падва, 70 лет адвокатской деятельности которого мы отметили недавно, вместе с другими адвокатами (постановление КС РФ от 2 февраля 1999 г. № 3-П. – Прим. ред.). Его подзащитному, привлеченному к уголовной ответственности по обвинению в преступлении, за совершение которого предусматривалось наказание в виде смертной казни, было отказано в удовлетворении ходатайства о рассмотрении дела судом с участием присяжных, поскольку в Московском городском суде, к чьей подсудности относилось дело, суд присяжных не был создан. КС РФ признал, что это означало неравные условия, так как суд присяжных в тот период применялся в некоторых регионах, а следовательно, конституционные права подзащитного были нарушены.

Ректор Университета прокуратуры РФ, государственный советник юстиции 3 класса, заслуженный деятель науки РФ, почетный работник прокуратуры РФ, д.ю.н., профессор Игорь Мацкевич, не высказываясь за снятие моратория, призвал не только заботиться о гуманном отношении к преступникам, но и не забывать об интересах тех, в отношении кого они совершили жесточайшие преступления, а также не поддержал позицию, согласно которой смертная казнь никак не влияет на уровень преступности. По его мнению, угроза смертной казни может стать условием, при котором преступник откажется от совершения преступления.

Заведующий сектором уголовного права, уголовного процесса и криминологии Института государства и права РАН, профессор, д.ю.н. Александр Чучаев, сделав экскурс в историю смертной казни, отметил, что появление в России этого вида наказания породило десятки проблем, относящихся в большей мере к социально-психологическим аспектам.

В поддержку смертной казни могут быть приведены эмоциональные доводы, но вопрос упирается в неисправимость ошибки, а кроме того, статистические данные по ряду стран не подтверждают корреляции между видами наказания и состоянием преступности.

Член СПЧ, обозреватель газеты «Московский комсомолец» Ева Меркачёва высказалась категорически против смертной казни, обосновав свою точку зрения примерами из практики.

По мнению члена Совета ФПА РФ, президента Адвокатской фирмы «Юстина» Виктора Буробина, для адвокатуры особенно важно то, что моратория на применение смертной казни добились адвокаты. С юридической точки зрения по Конституции смертная казнь фактически отменена, считает он, и никаких разумных оснований для прекращения моратория нет.

Вице-президент ФПА РФ, президент АП Воронежской области, профессор кафедры гражданского права и процесса юридического факультета Воронежского государственного университета, д.ю.н. Олег Баулин заметил, что состав и структура аргументов, которые приводят участники дискуссии о смертной казни, практически не изменились по сравнению с теми, которые звучали на рубеже 1980–1990-х гг., при этом очень серьезен аргумент о невозможности фактической реабилитации. «Я не буду голосовать за отмену моратория, и это профессионально твердая позиция», – сказал он.

По словам доцента кафедры судебных экспертиз МГЮА, к.ю.н. Николая Бодрова, первый из вопросов, касающихся смертной казни, лежит в сфере процессуальной: смертная казнь – самый острый инструмент, подобный скальпелю, но готово ли современное судопроизводство к аккуратному применению такого рода инструмента?

Второй момент – вопрос уголовно-правовой политики: она носит импульсивный, реактивный характер, тогда как, если речь идет о смертной казни, этот процесс должен характеризоваться не выработкой сиюминутных позиций, а исследованием перспективы. «Мы никогда не придем к единому мнению относительно смертной казни», – считает заведующий кафедрой криминологии и уголовно-исполнительного права МГЮА, д.ю.н., профессор Елена Антонян.

Все аргументы сторонников смертной казни, считает заместитель председателя Комиссии Совета ФПА РФ по защите прав адвокатов, вице-президент Палаты адвокатов Самарской области Дмитрий Тараборин, основаны на том, что надо казнить тех, чья вина не вызывает сомнений, то есть доказана и очевидна. Как же судьи будут разделять осужденных, чья вина доказана очевидно, и тех, чья вина не доказана очевидно? Если есть сомнения, человек не может быть осужден. Пока эта коллизия не будет разрешена, говорить о возвращении смертной казни невозможно, уверен Дмитрий Тараборин.

Вице-президент ФПА РФ, заведующий кафедрой конституционного права МГИМО (У) МИД РФ, д.ю.н., профессор Владислав Гриб обратил внимание на такую опасную тенденцию, как правовой и законодательный популизм. По его мнению, уголовная политика должна развиваться в направлении гуманизации, необходимо широкое обсуждение вопроса о смертной казни с вовлечением в этот диалог педагогов, психологов, социологов.

Вице-президент ФПА РФ, президент АП Московской области, д.ю.н. Алексей Галоганов сказал, что четверо его подзащитных были приговорены к смертной казни и отношение к этой мере у него двойственное: как любой человек, он понимает горе и страдания потерпевших, но как адвокат должен сделать все возможное, чтобы в отношении подзащитного не был вынесен такой приговор. По мнению Алексея Галоганова, профессия адвоката ни в коем случае не позволяет поддерживать смертную казнь и выступать против моратория на ее применение.

Заместитель председателя НКС ФПА РФ, главный научный сотрудник ИЗиСП при Правительстве РФ, д.ю.н., профессор, действительный государственный советник РФ 3 класса, заслуженный деятель науки РФ Валерий Лазарев считает, что вопрос о смертной казни относится к разряду именно тех проблем, которые следует обсуждать на НКС хотя бы по той причине, что здесь должна фигурировать не только адвокатская позиция, но и иные позиции, которые адвокаты должны учитывать. По его словам, в обосновании позиций противников и сторонников смертной казни главенствуют эмоции, и адвокаты, как профессионалы, не могут игнорировать человеческое в оценке той или иной точки зрения.

Судья Верховного Суда РФ в почетной отставке, профессор кафедры теории и истории государства и права Московского педагогического государственного университета (МПГУ), д.ю.н., профессор Никита Колоколов считает, что не стоит спешить с выводами и изменением направления уголовно-правовой политики, чтобы «не наломать дров».

Президент Международной ассоциации русскоязычных адвокатов, вице-президент ФПА РФ, член Совета ФПА РФ, заслуженный юрист РФ, д.ю.н., профессор Гасан Мирзоев отметил, что проблему снятия моратория на применение смертной казни следует рассматривать не только с позиций гуманизма к виновным, но и с позиций гуманизма к потерпевшим.

Профессор кафедры уголовного права и криминологии Юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, почетный работник прокуратуры РФ, д.ю.н., профессор Павел Яни, отрицая возможность применения смертной казни, сослался в том числе на отсутствие статистических данных, доказывающих влияние смертной казни на уровень преступности.

Председатель Комиссии Совета ФПА РФ по защите прав адвокатов, первый вице-президент АП Москвы Генри Резник сообщил, что изучал проблему смертной казни как криминолог, в 2017 г. написал статью «Почему лучше против, чем за». Вопрос о том, должна быть смертная казнь или нет, решает государство. Почему в Европе отменили смертную казнь? Почему там образовались персоноцентристские государства, то есть такие, где человек выше государства? Есть ли предел полномочий государства по отношению к человеку? Не государство дает человеку жизнь, поэтому оно не может ее отменить. Есть страны, в которых из религиозных соображений абсолютизируется заповедь «не убий». Генри Резник не видит никаких аргументов в пользу того, чтобы начать применять смертную казнь, и полагает, что то, что было достигнуто и закреплено Конституционным Судом, трогать не надо.

Вклад адвоката и ученого

По окончании заседания Светлана Володина вручила Александру Чучаеву медаль ФПА РФ «За заслуги в защите прав и свобод граждан» II степени. «Когда у российских адвокатов не хватает аргументов, первый, о ком они вспоминают, –это Вы. С огромной радостью благодарю Вас за тот вклад, который Вы вносите и как адвокат, и как ученый», –сказала она. (А.И. Чучаев – автор более 400 научных работ, ответственный редактор и соавтор 34 учебников и 21 комментария к Уголовному кодексу РФ, ответственный редактор более 70 монографий; под его руководством подготовлены и защищены 82 кандидатские и 5 докторских диссертаций по уголовному праву и уголовному процессу; член ряда диссертационных советов в России и за рубежом; в начале своей профессиональной юридической деятельности был адвокатом. – Прим. ред.)

Рассказать:
Яндекс.Метрика