Вначале заседания президент ФПА РФ Юрий Пилипенко рассказал о работе Федеральной палаты адвокатов РФ и региональных палат в условиях ограничительных мер, принятых государством в целях борьбы с пандемией коронавируса. Он констатировал, что адвокатские палаты адаптировались к новому режиму работы и продемонстрировали здравое, адекватное отношение к возникающим проблемам и их решению.
Касаясь принимаемых ФПА РФ мер по защите прав адвокатов и их поддержке, Юрий Пилипенко напомнил, что 2 апреля Совет ФПА РФ принял заявление в связи с введением в России ограничений, связанных с распространением коронавирусной инфекции, в котором призвал адвокатов помнить о своем профессиональном долге, а государство – обеспечить адвокатам минимальные гарантии социальной защищенности и распространить на них меры поддержки, предусмотренные для представителей малого и среднего бизнеса. Минюст России поддержал предложения ФПА РФ о мерах государственной поддержки адвокатов.
Президент ФПА РФ сообщил, что решение по этому вопросу Правительством РФ еще не принято, проводятся консультации, в ходе которых ФПА РФ было поручено подсчитать потенциальные расходы федерального бюджета в случае предоставления адвокатам льгот, предусматриваемых для малого и среднего бизнеса.
Правительство РФ поручило Министерству финансов РФ и Министерству экономического развития РФ дополнительно проработать вопрос предоставления льгот адвокатам, сообщил президент ФПА РФ. При этом он обратил внимание, что адвокатским палатам регионов важно продолжить работу, направленную на предоставление льгот адвокатам на региональном уровне, включая льготы по арендным платежам.
Касаясь других шагов, предпринятых ФПА РФ, он напомнил об обращениях к председателю Верховного Суда РФ Вячеславу Лебедеву, председателю Следственного комитета РФ Александру Бастрыкину, Генеральному прокурору РФ Игорю Краснову, министру внутренних дел РФ Владимиру Колокольцеву, содержащих, в частности, просьбу обеспечивать адвокатов, приглашаемых для участия в следственных действиях и судебных заседаниях, индивидуальными средствами защиты. Также он упомянул об участии ФПА РФ в решении проблемы, возникшей в нескольких регионах (в частности, в Иркутске и Новосибирске) в СИЗО, где администрация, не имея на то правовых оснований, разрешала адвокатам встречи с доверителями только в присутствии следователей. Нарушения профессиональных прав адвокатов и права их доверителей на получение квалифицированной юридической помощи устранены или устраняются в том числе при участии представителей Совета ФПА РФ в данных федеральных округах.
Говоря о возможности повышенной оплаты защиты по назначению в порядке ст. 51 УПК РФ в период, объявленный Президентом РФ нерабочими днями (Указы Президента РФ от 25 марта 2020 г. № 206 и от 2 апреля 2020 г. № 239), Юрий Пилипенко отметил, что во многих регионах органы предварительного расследования, а также ряд судов отказывают адвокатам в оплате по ставкам, предусмотренным для выходных и праздничных дней. Президент ФПА РФ призвал коллег в вопросах оплаты участия в делах по назначению проявлять настойчивость, мотивированно отстаивая общие для адвокатского сообщества позиции. Юрий Пилипенко обратился к президентам региональных адвокатских палат с призывом обеспечивать участие адвокатов в судопроизводстве по назначению в полном объеме, а также доводить до сведения членов корпорации работу палат по решению всех проблем, возникающих у адвокатов в данный непростой период.
Разъяснения КЭС
Заместитель председателя Комиссии ФПА РФ по этике и стандартам (КЭС) Александр Орлов представил на рассмотрение Совета ФПА РФ три проекта разъяснений.
Проект Разъяснения КЭС об избрании (назначении) адвоката на должность в орган государственной власти или орган местного самоуправления был подготовлен по запросу Совета АП Республики Крым о возможности совмещения адвокатской деятельности с осуществлением полномочий в качестве избранного должностного лица органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Проект анализировался во взаимосвязи со вступившим в силу с 1 марта 2020 г. положением Федерального закона «Об адвокатской деятельности и об адвокатуре в Российской Федерации» в ред. Федерального закона от 2 декабря 2019 г. № 400-ФЗ (подп. 1 п. 1 ст. 16), согласно которому одним из оснований приостановления статуса адвоката является его избрание (назначение) на должность в орган государственной власти или орган местного самоуправления (согласно ранее действовавшей редакции это положение касалось только периодов работы на таких должностях на постоянной основе).
Во время дискуссии подчеркивалось, что участие адвокатов в работе органов государственной власти и местного самоуправления является одним из важнейших инструментов адвокатуры как института гражданского общества, и подвергалось критике решение законодателя, лишающее корпорацию такой возможности. При этом отмечалось, что рассматриваемое положение Закона об адвокатуре в новой редакции не применимо к отношениям, возникшим до 1 марта 2020 г.
Большинством голосов Совет ФПА РФ утвердил Разъяснение КЭС об избрании (назначении) адвоката на должность в орган государственной власти или орган местного самоуправления. В документе, в частности, указывается, что изменения, введенные в подп. 1 п. 1 ст. 16 Закона об адвокатуре Федеральным законом от 2 декабря 2019 г. № 400-ФЗ, применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, и, соответственно, обязанность приостанавливать статус адвоката распространяется на адвокатов, избранных (назначенных) на должность в орган государственной власти или орган местного самоуправления начиная с 1 марта 2020 г.
* * *
Проект Разъяснения КЭС о некоторых вопросах полномочий адвоката при осуществлении защиты на стадии предварительного расследования был подготовлен по запросу АП Санкт-Петербурга с просьбой дать разъяснения, входит ли в полномочия (обязанности) адвоката защита обвиняемого при рассмотрении судом апелляционной инстанции апелляционной жалобы того же защитника на постановление районного суда об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу и требуется ли представление нового ордера в суд апелляционной инстанции, принимая во внимание, что заключение под стражу и его обжалование проходят в рамках стадии предварительного расследования.
Большинством голосов Совет ФПА РФ утвердил Разъяснение КЭС о некоторых вопросах полномочий адвоката при осуществлении защиты на стадии предварительного расследования).
В нем, в частности, указано, что вопросы, связанные с порядком выдачи и представления ордера в суд, в том числе в суд апелляционной инстанции, не относятся к вопросам применения КПЭА. Также разъясняется, что адвокат, принявший в порядке назначения или по соглашению поручение на осуществление защиты по уголовному делу, обязан обжаловать постановление суда первой инстанции об избрании его подзащитному меры пресечения при наличии его просьбы независимо от того, участвует он в деле по назначению либо по соглашению, а также обязан принять участие в судебном заседании апелляционной инстанции при рассмотрении жалобы на постановление суда первой инстанции об избрании меры пресечения при наличии просьбы об этом подзащитного либо в случае, если участие защитника в судебном заседании апелляционной инстанции в соответствии со ст. 51 и 389.11 УПК РФ является обязательным. При этом исключением может являться случай, когда предмет соглашения включает лишь участие адвоката в заседании суда первой инстанции при рассмотрении ходатайства об избрании меры пресечения и не включает защиту доверителя на стадии предварительного расследования в целом.
* * *
Совет ФПА РФ рассмотрел проект Разъяснения КЭС о возможности отвода члена квалификационной комиссии адвокатской палаты субъекта РФ в ходе рассмотрения дисциплинарного дела. Аргументировались, в частности, позиции, согласно которым:
- направление территориальным органом юстиции представления в адвокатскую палату субъекта РФ в отношении конкретного адвоката не может являться основанием для отвода представителя территориального органа юстиции, участвующего в качестве члена квалификационной комиссии в рассмотрении дисциплинарного производства в отношении данного адвоката;
- в силу особого порядка формирования квалификационной комиссии, предмета ее исключительной компетенции и нормативной основы ее деятельности положения процессуального законодательства РФ (АПК РФ, ГПК РФ, КАС РФ, УПК РФ и др.) в части регулирования процедуры отвода состава суда не подлежат применению по аналогии в отношении членов квалификационной комиссии;
- отсутствие в Федеральном законе «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и Кодексе профессиональной этики адвоката положений об отводе члена (членов) квалификационной комиссии не является нарушением прав участников дисциплинарного производства, поскольку порядок формирования и деятельности квалификационной комиссии создает надлежащие условия для объективного рассмотрения дисциплинарного дела.
Большинством голосов проект Разъяснения Комиссии по этике и стандартам о возможности отвода члена квалификационной комиссии был принят за основу.
Вопросы взаимной правовой помощи
С сообщением по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с пребыванием воинских формирований Вооруженных Сил РФ на территории Республики Таджикистан и Киргизской Республики, выступил вице-президент ФПА РФ Михаил Толчеев.
Он информировал, что в ФПА РФ поступило обращение руководителя военного следственного управления Следственного комитета РФ по Центральному военному округу с просьбой рассмотреть вопрос об определении адвокатской палаты субъекта РФ, на которую будет возложена обязанность обеспечивать участие адвокатов в качестве защитников по назначению следователей по заявкам (уведомлениям) 527 военного следственного отдела (по гарнизону) СК России на территории Республики Таджикистан и Киргизской Республики.
Обсудив данное обращение, Совет ФПА РФ принял решение о распространении юрисдикций АП Свердловской области и АП Челябинской области на территории Республики Таджикистан и Киргизской Республики, соответственно, решения вопросов оказания адвокатами юридической помощи по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда.
Согласование места допуска к сдаче квалификационного экзамена
Вице-президент ФПА РФ Геннадий Шаров представил на утверждение Совету ФПА РФ новые решения Комиссии ФПА РФ по согласованию места допуска к сдаче квалификационного экзамена на приобретение статуса адвоката. Он сообщил, что в период с 2 по 29 апреля на рассмотрение Комиссии поступило 28 заявлений, 17 из которых были разрешены положительно, 9 – возвращены в связи с неубедительностью мотивировки, одно приостановлено по ходатайству направившего его адвоката. Совет ФПА РФ утвердил представленные решения.
Вытеснение из процесса неугодных следствию адвокатов
Вице-президент ФПА РФ, первый вице-президент АП Московской области Михаил Толчеев информировал о ситуации вытеснения из процесса неугодных следствию адвокатов, которые назначаются созданным Адвокатской палатой Центром субсидируемой юридической помощи. Он сообщил о нескольких случаях, когда подследственного, находящегося под стражей, вынуждают написать заявление об отказе от назначенного в соответствии с утвержденным порядком адвоката на том основании, что его позиция по делу не совпадает с позицией подзащитного (хотя никаких доказательств этому не имеется). Поскольку региональное следственное управление и суды поддерживают позицию органов следствия, АП Московской области обратится к председателю Следственного комитета РФ Александру Бастрыкину, сказал Михаил Толчеев.
По мнению АП Московской области, эта ситуация выявляет проблему, которая может приобрести системный характер, – органами предварительного расследования используется способ обхода действия порядка распределения дел по назначению, утвержденного адвокатской палатой.
Как показала дискуссия, такая же проблема, как в Московской области, наблюдается и в некоторых других субъектах РФ, в частности в Чувашской Республике, Республике Северная Осетия – Алания, Челябинской области, на Сахалине. В связи с этим Совет ФПА РФ принял решение обобщить имеющуюся в регионах практику, с тем чтобы выработать позицию по данному вопросу.
Подробная информация опубликована на сайте fparf.ru.