×

Закон исключает вмешательство в профессиональную деятельность адвоката

Число случаев оказания адвокатами помощи участникам СВО при взаимодействии с Фондом «Защитники Отечества» и Комитетом семей защитников Отечества кратно больше, чем в рамках государственной системы БЮП
Вице-президент Федеральной палаты адвокатов РФ, президент АП Воронежской области Олег Баулин ответил на вопросы «АГ» о своем участии в разработке проекта изменений в законодательство, направленных на развитие адвокатуры и профессионализацию на ее основе судебного представительства, об оказании адвокатами юридической помощи pro bono участникам СВО и членам их семей, о работе по повышению профессионального уровня, сотрудничестве АП Воронежской области с Воронежским государственным университетом, связи адвокатуры и науки, деятельности Совета молодых адвокатов Воронежской области, подготовке будущих адвокатов.

– Олег Владимирович, одной из важнейших для адвокатуры тем XII Петербургского международного юридического форума (ПМЮФ), прошедшего в июне, стала профессионализация судебного представительства. Заместитель министра юстиции РФ Максим Бесхмельницын сообщил, что Правительство РФ поручило Минюсту России совместно с заинтересованными органами к 1 октября 2024 г. проработать предложение о разработке проекта федерального закона, направленного на развитие адвокатуры и профессионализацию на ее основе судебного представительства (см.: Бороться за верховенство права на планете // «АГ». 2024. № 13 (414)) – Прим. ред.).

С целью комфортной интеграции в адвокатуру предусмотрена реализация ряда мер, в частности создание такой формы адвокатского образования, как адвокатская фирма в форме коммерческой организации. Вы входите в рабочую группу, которая занимается подготовкой соответствующих предложений. Каково Ваше мнение по этому вопросу?

– Это достаточно сложная для адвокатского сообщества проблема. Наша деятельность не является предпринимательской, но, наверное, без наличия коммерческой организации как одной из форм адвокатских образований объединение всех субъектов, оказывающих юридическую помощь, вряд ли произойдет. Если юридическая помощь предоставляется, в том числе, бизнес-структурам, то можно обосновывать понятие предпринимательства как элемента адвокатской деятельности.

Вопрос в том, какие из предусмотренных Гражданским кодексом РФ форм коммерческих организаций могут быть использованы для создания адвокатских образований. Общества с ограниченной ответственностью – очевидно, да.

Могут ли это быть полные товарищества и производственные кооперативы – сложно сказать. В какой-то степени аналог производственного кооператива – это коллегия адвокатов, аналог адвокатского бюро – полное товарищество. Что касается акционерных обществ – вряд ли, поскольку у адвокатской корпорации возможность создания акционерных обществ и учета держателей акций не вызывает энтузиазма.

Далее встают другие сложные вопросы: может ли быть руководителем адвокатской фирмы лицо, не имеющее статуса адвоката? могут ли быть учредителями адвокатской фирмы лица, не имеющие статуса адвоката? как быть с их долями, вкладами в уставный капитал, если они получат их в дар, в порядке наследования, по иным допустимым гражданско-правовым основаниям?

Еще одна серьезная проблема касается применения института трудового договора, который могли бы заключать адвокаты с адвокатскими фирмами. В течение длительного времени в адвокатуре было достаточно сложное отношение к возможности работы адвоката – независимого профессионального советника – на условиях

трудового договора, который предполагает зависимость. Здесь просматривается возможность конфликта интересов, потому что, с одной стороны, адвокат связан трудовым договором, он представитель адвокатской фирмы, у которой есть собственный интерес в отношении оказания юридической помощи. В то же время адвокат – представитель своего доверителя и в силу этого должен быть связан только его интересами.

На мой взгляд, выход в том, чтобы институт трудового договора адаптировать под правила Кодекса профессиональной этики адвоката и распространить все правила КПЭА, все этические позиции, которые уже приняты в адвокатуре, на адвокатов, работающих в рамках трудового договора.

– В июле прошлого года Вы дали «Адвокатской газете» большое интервью1, где рассказали, в том числе, о доработке подготовленного Минюстом России законопроекта о внесении изменений в Закон об адвокатуре с участием рабочей группы ФПА РФ, в которую Вы входили. Федеральный закон от 22 апреля 2024 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации”» уже вступил в силу. Как Вы оцениваете этот документ?

– Данный закон, с одной стороны, направлен на усиление публичной, организационной составляющей в деятельности адвокатуры, о чем свидетельствуют нормы об утверждении Положения о порядке сдачи квалификационного экзамена Министерством юстиции, о ведении Единого федерального реестра адвокатов.

С другой стороны, главный критерий оценки любых изменений в законодательство об адвокатуре – необходимость обеспечить независимость адвоката, оказывающего юридическую помощь. И этот баланс, безусловно, сохранился: адвокат остается независимым профессиональным советником, возможность вмешательства в его профессиональную деятельность исключена.

– На предыдущем ПМЮФ в 2023 г. Вам была вручена награда Ассоциации юристов России за успехи в организации юридической помощи pro bono. Как складывалась работа в этой сфере в течение прошедшего года?

– Система оказания юридической помощи вне системы государственной бесплатной юридической помощи была организована не только в Воронежской области, но и в других субъектах РФ, в частности в Московской, Ростовской, Брянской областях.

Далее возник вопрос об оказании такой помощи участникам специальной военной операции и членам их семей. Законодательство в этой сфере отстает от фактической ситуации: помощь уже нужна, а изменения только готовятся, финансирование еще не предусмотрено. В этой связи и возникла необходимость оказания юридической помощи pro bono данной категории граждан. Российские адвокаты оказывают БЮП участникам СВО и членам их семей в значительном объеме, взаимодействуя с Фондом «Защитники Отечества», который был создан Указом Президента РФ, и Комитетом семей защитников Отечества.

Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» предусматривает юридическую помощь в виде устных и письменных консультаций, определенного участия при судебном оспаривании действий и решений административных органов, но сама возможность судебного представительства законом не допускается. Поэтому адвокаты продолжают работать pro bono и количество случаев оказания ими помощи при взаимодействии с Фондом «Защитники Отечества» и Комитетом семей защитников Отечества кратно больше, чем в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи.

– При активном участии АП Воронежской области подготовлено Методическое пособие для военнослужащих, ветеранов боевых действий и их семей, которое размещено на сайте ФПА РФ (раздел «Для граждан / Материалы по правовому просвещению / Меры поддержки мобилизованных». – Прим. ред.). Как возникла идея составления этого пособия? Судя по тому, что оно регулярно обновляется, работа над ним продолжается?

– Это пособие представляет собой не просто несколько страничек, а возможность раскрыть каждый вид федеральных льгот, предоставляемых участникам СВО и членам их семей. Насколько мне известно, пособие пользуется популярностью – к нему обращаются в электронном формате, оно распечатывается в бумажном варианте (файл для печати также размещен на сайте ФПА РФ. – Прим. ред.).

Подготовка пособия началась в связи с появлением необходимости в обобщении и систематизации вопросов по льготам, которые возникают постоянно. Лицу, не имеющему юридического образования, сложно в этом разбираться и самостоятельно работать с базами данных, в отличие от адвокатов. Изначально работу по подготовке пособия вели работники аппарата АП Воронежской области.

Перечень льгот расширяется – в апреле этого года, например, были внесены следующие изменения в законодательство: у участников СВО появилось право на освобождение от уплаты процентов по кредитам после того, как кредитные каникулы завершились; установлен запрет на увольнение супругов лиц, погибших в зоне СВО, в течение года после смерти мужа. Поэтому работа над пособием ведется непрерывно, сейчас ее осуществляет Федеральная палата адвокатов.

– Как в АП Воронежской области организовано повышение профессионального уровня адвокатов?

– Мы присоединяемся ко всем федеральным программам повышения профессионального мастерства, у нас часто бывают лекторы из столицы и соседних регионов. Популярностью у воронежских адвокатов пользуются вебинары Федеральной палаты адвокатов, онлайн-курсы платформы «Обмениваемся профессиональным опытом» ФПА РФ.

При этом мы не отказываемся и от наших собственных занятий в виде семинаров, лекций с использованием видео-конференц-связи, очного общения, которые имеют уже очень давнюю, многолетнюю историю. У нас налажено сотрудничество с Воронежским государственным университетом (ВГУ), мы приглашаем в качестве лекторов его преподавателей. При этом важно, что мы имеем возможность приглашать преподавателей, имеющих ученые степени и ученые звания, чтобы не только разобраться с практикой разрешения того или иного вопроса, но и получить теоретический фундамент, с которым работать по любым практическим вопросам всегда значительно легче. На мой взгляд, теоретическая основа – это очень важно и постепенно происходит возвращение к пониманию ее значимости.

Адвокаты, в свою очередь, в ВГУ ведут семинарские занятия, научные кружки. Например, я с 1990 г. читаю лекции на кафедре гражданского права и процесса, где являюсь профессором.

– Расскажите, пожалуйста, подробнее о Вашей научной деятельности.

– Я защищал кандидатскую и докторскую диссертации на кафедре гражданского процесса юридического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. Моим научным руководителем был Михаил Константинович Треушников, к сожалению, уже покинувший нас2. Это мой любимый учитель, яркий ученый и очень светлый человек.

– Кто еще из адвокатов Вашей палаты преподает в ВГУ? Выступают ли они также в качестве лекторов на мероприятиях по повышению уровня профессионального мастерства?

– Величкова Оксана Ивановна – кандидат юридических наук, очень хороший специалист по семейному праву. Баев Максим Олегович, заведующий кафедрой криминалистики Воронежского университета, профессор, доктор юридических наук, активно практикующий адвокат. Сенцов Иван Александрович, как и я, преподает гражданский процесс, ведет практические занятия, курс по арбитражному процессу. Это профессионал высокого уровня. Банников Руслан Юрьевич – он защитил кандидатскую диссертацию по досудебному порядку урегулирования споров и продолжает заниматься научной работой.

И они, и другие преподаватели университета активно участвуют в работе палаты по повышению профессионального уровня адвокатов.

– На Ваш взгляд, в каком аспекте более важна связь адвокатуры с наукой – в практическом, о котором Вы упомянули выше, или институциональном, как показатель высокого интеллектуального потенциала ее представителей, значительно укрепляющий авторитет корпорации?

– Вряд ли здесь уместна дифференциация, скорее нужно говорить о тесном взаимодействии теории и практики, которое серьезно влияет на профессиональную работу адвокатов. Знание теории дает адвокату системное понимание проблем защиты определенных прав, рассмотрения категорий дел, позволяет ориентироваться в способах защиты, формировать правовую позицию, грамотно работать с доказательствами и т. д.

Практические навыки, взаимодействие с правоприменительной реальностью наполняют теоретическую основу живым, постоянно меняющимся содержанием, дают необходимый опыт.

– А если говорить о специальной подготовке будущих адвокатов в высших учебных заведениях, то, может быть, стоило бы во всех ведущих юридических вузах страны создать кафедры адвокатуры, по примеру той, которая работает в МГЮА? Как Вы считаете?

– Думаю, такая ориентированность высшего образования не только желательна, но и необходима. Юридическая работа не ограничивается деятельностью судей по осуществлению правосудия, работой правоохранительных и уполномоченных органов. Это публичная сторона правовой реальности.

Обычная юридическая действительность – это защита частных прав в гражданско-правовой сфере, в области трудовых и семейных отношений, в связи с привлечением к уголовной, административной или налоговой ответственности и т. д. А это уже область адвокатской профессиональной работы. Поэтому вопросы организации адвокатуры, различные стандарты и методики осуществления защиты и представительства заслуживают отдельных вузовских программ и направлений подготовки и даже нуждаются в них.

– Довольны ли Вы работой Совета молодых адвокатов Вашей палаты?

– Да, Совет молодых адвокатов активно работает, и его представители вносят серьезный вклад в том числе в работу по повышению профессионального уровня: 1–2 раза в месяц они проводят семинары, круглые столы. Сравнительно недавно провели круглый стол по проблемам предупреждения бытового насилия. Проблему обсуждали с точки зрения положений уголовного и административного законодательства, на примерах из практики. В этом мероприятии участвовали преподаватели ВГУ, аппарата Уполномоченного по правам человека, реабилитационного центра.

Обсуждались вопросы изменения законодательного регулирования, а также вопросы практической помощи.

Конечно же, мне нравится направленность работы Совета молодых адвокатов: он анализирует проблемы практического плана – как действовать в той или иной ситуации, каков может быть общий подход и какие частные методы можно использовать для решения.

– В связи с тем, что в 2024 г., который объявлен Годом семьи, отмечается 160-летие российской адвокатуры, Федеральная палата адвокатов начала работу над проектом «Династии адвокатуры», призванным проявить преемственность поколений и традиций корпорации, укрепить ее авторитет, способствовать популяризации адвокатской профессии. Много ли адвокатских династий в Воронежской области?

– В воронежской адвокатуре много адвокатских династий. Баевы, Недзельские, Фирсовы, Осяки, Борисовы, Прозоровские и многие-многие другие достойно представляют адвокатуру, являются примером ответственного отношения к защите прав граждан. Как и другие палаты, мы возобновили работу по сбору информации о профессиональных династиях, их работе, готовим очерки. Когда будут готовы результаты этой работы, непременно ими поделимся.


1 Точечные поправки в Закон об адвокатуре необходимы // Адвокатская газета. 2023. № 13 (390). См.: https://www.advgazeta.ru/intervyu/tochechnye-popravki-v-zakon-ob-advokature-neobkhodimy-korporatsii/

2 Михаил Константинович Треушников (1938–2021) – советский и российский ученый-правовед, специалист в области гражданского судопроизводства. Доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заведующий кафедрой гражданского процесса юридического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

Рассказать:
Яндекс.Метрика