×

15 ноября в первом чтении Госдумой был принят проект закона № 287822-7 «О внесении изменений в Федеральный закон “О валютном регулировании и валютном контроле” (об уточнении в отношении физических лиц понятия “резидент” и упрощении валютного регулирования и валютного контроля при осуществлении ряда валютных операций)».

По мнению инициаторов законопроекта, его принятие повлечет снижение избыточной нагрузки на уполномоченные банки в части контроля за операциями физических лиц, в том числе проживающих за пределами РФ, а также позволит таким физическим лицам облегчить взаимодействие с органами валютного контроля.

По состоянию на 17 ноября 2017 г. к данному законопроекту не поступило ни одного отзыва, в том числе ни от Банка России, ни от ФНС. Между тем нельзя не обратить внимание на те недостатки инициативы, на которые указывали депутаты оппозиционных фракций при обсуждении законопроекта и последующем принятии в первом чтении 15 ноября 2017 г.

Так, депутат А.В. Куринный обратил внимание на тот факт, что законопроект не содержит положений о правовом статусе (с точки зрения валютного контроля) граждан, проживающих за пределами РФ более 183 дней в году, которые при этом подпадают под персонифицированные санкции со стороны иностранных государств.

Отвечая на данный вопрос, официальный представитель Правительства РФ в Государственной Думе, замминистра финансов А.В. Моисеев отметил, что, согласно законопроекту, данные граждане в любом случае будут являться валютными резидентами РФ, однако они освобождаются от обязанности предоставления информации о своих счетах (вкладах) и отчетности о движениях денежных средств по ним в налоговые органы по месту учета. При этом докладчик согласился с необходимостью разработки соответствующих дополнений в текст законопроекта относительно граждан РФ, на которых наложены санкции.

На мой взгляд, с учетом положений, дополняющих ч. 8 ст. 12 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле», относительно сроков уведомления резидентами, проживающими 183 дня в году и менее за пределами РФ, налоговых органов по месту учета об открытии (о закрытии, об изменении реквизитов) своих счетов в банках, расположенных за пределами территории РФ, а также отчетов о движении средств по счетам в этих банках в законопроекте следует предусмотреть особенности правового положения граждан РФ, которые в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» подали в уполномоченный орган заявление о выходе из гражданства РФ, рассматриваемое уполномоченным органом в течение 6 месяцев.

Например, для таких резидентов можно предусмотреть обязанность подавать соответствующие уведомления и отчеты в налоговый орган в срок не позднее 20 календарных дней с момента подачи заявления о выходе из гражданства РФ в уполномоченный орган.

Такое уточнение необходимо, чтобы предотвратить случаи, когда физическое лицо, утратившее гражданство до 1 июня соответствующего календарного года, фактически уклонилось от обязанности предоставить отчетность по совершенным операциям с денежными средствами в иностранных банках за предшествующий календарный год.

Следует обратить внимание на замечание депутата от фракции ЛДПР И.А. Торощина относительно отсутствия в тексте законопроекта методики исчисления срока в 183 дня, а также конкретного перечня документов, которыми будут подтверждаться факты въезда/выезда резидентов.

Как пояснил представитель инициатора законопроекта, таким документом может являться, например, загранпаспорт, содержащий штампы соответствующих государств о дате въезда, или, в случаях когда для въезда в страну загранпаспорт не требуется (например, Республика Беларусь), такими документами могут быть транспортные билеты.

При этом непонятно, как подтверждать факт въезда в ту же Республику Беларусь, если граница была пересечена, например, на личном автомобиле.

В связи с этим во избежание злоупотреблений своими полномочиями со стороны ФНС необходимо закрепить в тексте законопроекта примерный перечень документов, которыми резидент может подтвердить факт пересечения границы: транспортные билеты, гостиничные чеки, справки местных органов МВД о постановке на временный учет и т.д.

Крайне важно, чтобы перечень оставался открытым и добросовестный резидент мог использовать любые доказательства, подтверждающие факт его пребывания на территории иностранного государства в конкретный период времени, например персонифицированные билеты/именные приглашения на публичные мероприятия (конференции, выставки, спортивные состязания и т.д.).

Прогнозируя эффективность данного законопроекта на практике, нельзя не отметить проблему «офшоризации» российской экономики.

Упрощая процедуры валютного регулирования и валютного контроля, законодатель упрощает и процесс вывода капиталов за пределы РФ, поскольку при освобождении отдельных категорий резидентов от обязанности предоставлять в налоговый орган отчетность по движению денежных средств, находящихся на счетах зарубежных банков, фактически усложняется контроль за этими финансовыми потоками.

Поскольку отмена обязанности валютных резидентов по уведомлению налогового органа и предоставлению ему отчетности связана с подписанием Российской Федерацией многостороннего Соглашения компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 г., было бы логично установить законопроектом определенный переходный период, когда при сохранении прежних требований для резидентов одновременно с этим происходил бы анализ практики применения автоматического обмена финансовой информацией с компетентными органами иностранных государств – участников Соглашения, после чего можно было бы своевременно внести в указанные положения законопроекта необходимые для борьбы с «офшоризацией» экономики корректировки.

Говоря об иных показателях эффективности данного законопроекта, можно отметить следующее: стоит ожидать существенного упрощения процедуры валютного контроля для резидентов («прозрачности» законодательства для участников правоотношений), снижения расходов банков за счет упрощения финансовой отчетности, снижения временных затрат граждан при выплате налогов, а также уменьшения спорных ситуаций при определении налоговой базы для граждан, длительно проживающих за границей.

Рассказать:
Другие мнения
Чупров Анатолий
Чупров Анатолий
Помощник адвоката в МКА «ГРАД»
Важное за декабрь
Гражданское право и процесс
Новые законы, подзаконные акты, акты высших судов в сфере гражданского, уголовного, административного и налогового права
18 Января 2019
Голенев Вячеслав
Голенев Вячеслав
Адвокат МКА «Железников и партнеры»
Сделки с предпочтением признаются недействительными
Арбитражное право и процесс
Формальный характер оспаривания – без необходимости доказывания недобросовестности стороны
18 Января 2019
Бабасов Камиль
Бабасов Камиль
Адвокат АП Республики Дагестан, КА «Юстина»
Как добиться эффективности экспертиз
Производство экспертизы
Необходимы единые методики проведения, автоматизированный выбор экспертов и расширение их прав в процессе
15 Января 2019
Спесивов Виктор
Спесивов Виктор
Руководитель проектов коллегии адвокатов г. Москвы «Фрейтак и сыновья», к.ю.н.
Судам придется определять порядок общения отцов с детьми
Семейное право
Законопроект лишь частично решит проблему дискриминации разведенных отцов
14 Января 2019
Глухов Алексей
Глухов Алексей
Глава юридической службы «Апология протеста»
Митинги: согласовать нельзя отказать
Производство по делам об административных правонарушениях
Каждый чиновник, получая уведомление о публичном мероприятии, решает, где поставить запятую
10 Января 2019
Шедов Денис
Шедов Денис
Юрист МОО Правозащитный центр «Мемориал», юридический координатор проекта «ОВД-Инфо»
Процедура согласования акций как инструмент цензуры
Производство по делам об административных правонарушениях
Равная коммуникация организаторов акций и властей при правовом дисбалансе невозможна
09 Января 2019