×

Необоснованность регрессных требований удалось доказать

Основной довод ответчика касался заключения договора ОСАГО без диагностической карты ТС
Мамров Феликс
Мамров Феликс
Адвокат АП Приморского края, сооснователь и партнер АБ «Рыженко, Мамров и партнеры»

Судебная практика по делам о взыскании суммы страхового возмещения в порядке регресса складывается преимущественно в пользу удовлетворения требований страховщиков. В связи с этим дело, в котором я участвовал в качестве представителя, имеет особый интерес для адвокатов, защищающих права и законные интересы страхователей (ответчиков).

Я представлял интересы компании, с которой страховая организация требовала взыскания в порядке регресса суммы страхового возмещения (дело № А51-19576/2023).

Суть спора заключалась в следующем. Доверитель (общество с ограниченной ответственностью) занимается грузоперевозками и имеет в собственности грузовые автомобили. В 2022 г. общество приобрело новый грузовик (самосвал), который был произведен в том же году. Спустя шесть месяцев после покупки машина попала в ДТП. Виновным в аварии был признан водитель самосвала.

Страховая компания, с которой общество заключило договор ОСАГО, выплатила потерпевшему сумму страхового возмещения. Однако спустя месяц после выплаты страховщик обратился в суд с иском о взыскании убытков со страхователя в порядке регресса. Доводы истца были мотивированы тем, что на момент ДТП срок действия диагностической карты на самосвал истек.

В отзыве на исковое заявление я указал, что, во-первых, диагностическая карта на данное ТС не выдавалась и страховщик заключил договор ОСАГО в ее отсутствие. При этом в соответствии с подп. «и» п. 1 ст. 14 Закона об ОСАГО1 право на предъявление регрессного требования на основании указанной нормы возникает только в случае истечения срока действия диагностической карты определенного круга транспортных средств, а именно: легковых такси, автобусов; грузовых автомобилей, предназначенных и оборудованных для перевозки пассажиров, с количеством мест для сидения больше восьми, а также специализированных ТС, предназначенных и оборудованных для перевозок опасных грузов.

Согласно выписке из электронного паспорта ТС грузовой автомобиль, принадлежащий обществу-страхователю, не входит в данный перечень, так как относится к типу «специализированный автомобиль – самосвал», категория в соответствии с ТР ТС 018/2011 – N3G: транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу более 12 т, повышенной проходимости (что указано в п. 3 Таблицы № 1 к Техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств»). Данное ТС не предназначено для перевозки пассажиров, а также опасных грузов.

Еще одним доводом неправомерности исковых требований являлось то, что согласно ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» техосмотр грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой свыше 3,5 т проводится каждые 12 месяцев, исчисляющиеся со дня проведения первого ТО, который проводится до заключения договора ОСАГО в году, следующем за годом изготовления ТС.

Поскольку автомобиль ответчика изготовлен в августе 2022 г. (что указано на шильдике, закрепленном на кузове грузовика), срок первого техосмотра наступает в декабре 2023 г. То есть на дату совершения ДТП – 26 мая 2023 г. – ответчик не был обязан проводить техосмотр данного ТС и, соответственно, – получать диагностическую карту.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд отказал в удовлетворении исковых требований, в числе прочего указав, что норма подп. «и» п. 1 ст. 14 Закона об ОСАГО применяется, когда диагностическая карта фактически выдавалась, но на момент наступления страхового случая срок ее действия закончился.

Согласно отзыву ответчика диагностическую карту общество не получало, а истец не представил сведений, подтверждающих, что при заключении договора страхования ему были представлены недостоверные сведения о наличии у страхователя диагностической карты ТС.

Следовательно, именно истец, настаивающий на применимости к спорным отношениям подп. «и» п. 1 ст. 14 Закона об ОСАГО, должен доказать, что на момент наступления страхового случая диагностическая карта ТС выдавалась, а также что ее срок действия истек. При этом поскольку истец заключил договор при отсутствии у страхователя диагностической карты, в отсутствие доказательств обратного он не вправе требовать возмещения убытков в порядке подп. «и» п. 1 ст. 14 Закона об ОСАГО.

Впоследствии апелляция поддержала выводы первой инстанции и признала отказ в иске законным и обоснованным.

Таким образом, в данном деле суд сделал два основных вывода, которые в дальнейшем могут использоваться при рассмотрении аналогичных споров:

  • факты отсутствия диагностической карты и истечения ее срока действия порождают разные правовые последствия при рассмотрении регрессных требований;
  • заключение договора ОСАГО в отсутствие диагностической карты ТС лишает страховщика права обращаться с регрессным требованием о взыскании убытков в порядке подп. «и» п. 1 ст. 14 Закона об ОСАГО.

1 Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Рассказать:
Другие мнения
Польченко Александр
Польченко Александр
Адвокат, член АП Ставропольского края
Если постановление обжаловалось ранее
Уголовное право и процесс
Аспекты правовой неопределенности апелляционного и кассационного обжалования на примере из практики
25 июля 2025
Тютюнникова Екатерина
Тютюнникова Екатерина
Член АП г. Москвы
Для смены национальности требуется правовая мотивация
Конституционное право
КС подтвердил приоритет процедуры перед субъективными элементами самоидентификации
25 июля 2025
Иванова Светлана
Иванова Светлана
Руководитель практики корпоративного права IPN Partners
Корпоративные конфликты лучше предупредить
Корпоративное право
ВС напомнил о принципе добросовестности при расчете действительной стоимости доли участника ООО
24 июля 2025
Марданов Азер
Марданов Азер
Член АП ХМАО-Югра, управляющий партнер юридической компании «Марданов и партнеры», к.ю.н., доцент кафедры уголовного права и процесса Сургутского государственного университета, медиатор
Реабилитация vs реализация имущества
Арбитражный процесс
Суд удовлетворил ходатайство об утверждении плана реструктуризации долгов гражданина без согласия кредитора
23 июля 2025
Праскова Светлана
Праскова Светлана
Партнер ЮК «Правый берег», старший научный сотрудник Института правовых исследований Байкальского государственного университета, к.ю.н., доцент, независимый эксперт, аккредитованный на проведение антикоррупционной экспертизы
Пробелы в режимах землепользования предписано устранить
Конституционное право
Борьба частных и публичных интересов за участки, входящие в нацпарки, продолжается
23 июля 2025
Ельчанинова Екатерина
Ельчанинова Екатерина
Член АП Санкт-Петербурга, Коллегия адвокатов «А4»
Борьба за права потребителей финансовых услуг
Страховое право
Возмещение по ОСАГО в натуральной форме: на что обратить внимание при защите прав автовладельцев
22 июля 2025
Яндекс.Метрика