Как указано в ст. 448 УПК РФ, решение о возбуждении уголовного дела в отношении лица, названного в ч. 1 ст. 447 Кодекса, либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, принимается: «в отношении прокурора района, города, приравненных к ним прокуроров, руководителя и следователя следственного органа по району, городу, а также адвоката – руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации».
Безусловно, здесь законодатель обеспечил соблюдение принципа равенства сторон обвинения и защиты перед законом и реальную независимость адвокатов.
Однако на практике все не так благополучно. Обеспечив высокий уровень защиты адвокатов от необоснованного привлечения к уголовной ответственности, законодатель не учел очень важное обстоятельство – не включил их в перечень лиц, в отношении которых нельзя применять административный арест. Между тем, как представляется, внесение адвокатов в перечень, содержащийся в ст. 3.9 КоАП РФ, обеспечило бы им дополнительную независимость и гарантию выполнения возложенных законом обязанностей. Тем более что адвокаты практически не совершают правонарушений, за которые действительно необходимо назначать наказание в виде административного ареста.
Нередко адвокаты ведут одновременно несколько дел и оказывают помощь разным доверителям. Это означает, что адвокат практически все время находится при исполнении профессиональных обязанностей, а применение административного ареста делает исполнение таких обязанностей невозможным, поскольку административный арест – это фактически заключение под стражу, что лишает адвоката возможности совершать какие-либо значимые юридические действия. Согласно ст. 3.9 КоАП административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, лицам, не достигшим 18 лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам СКР, ОВД, органов и учреждений УИС, органов принудительного исполнения РФ, войск национальной гвардии РФ, Государственной противопожарной службы и таможенных органов.
В совокупности запрет применять административный арест распространяется более чем на 10 млн чел. Адвокатов насчитывается порядка 70 тыс., и это, как правило, законопослушные лица с высшим юридическим образованием, не представляющие опасности для общества, поэтому необходимости ограничивать их независимость под угрозой административного ареста, полагаю, нет. Кроме того, деятельность адвокатов контролируется адвокатскими палатами, что служит гарантией их законопослушного поведения. В связи с этим представляется целесообразным введение на законодательном уровне запрета на применение административного ареста как меры административного наказания в отношении адвокатов.
Закон об адвокатуре, возлагая на адвоката обязанность по оказанию квалифицированной юридической помощи гражданам и юридическим лицам, отводит ему важную роль в правовой системе государства, характеризуя его как независимого профессионального советника по правовым вопросам. Таким образом, в целях более полного исполнения требований закона и укрепления независимости адвокатов считаю необходимым изложить ч. 2 ст. 3.9 КоАП в новой редакции: «Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, лицам, не достигшим возраста 18 лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, адвокатам, а также к имеющим специальные звания сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, Государственной противопожарной службы и таможенных органов».
Внесение такой поправки не потребует длительной разработки, создания новых нормативных актов, приказов и инструкций, но значительно укрепит государственные гарантии независимости адвоката. При этом права соответствующих органов в административной правоприменительной деятельности не будут ущемлены или ограничены. Надеюсь, законодатель обратит внимание на эти обстоятельства, и «неувязка» в КоАП будет устранена.