До 2020 г. посещение адвокатами ФКУ СИЗО ГУ ФСИН России по Ростовской области для оказания юридической помощи подзащитным происходило следующим образом. Адвокат при первичном посещении предъявлял ордер и удостоверение. По окончании свидания удостоверение адвокату возвращалось, а ордер приобщался к личному делу подозреваемого (обвиняемого). При повторном посещении доверителя защитник предъявлял только удостоверение, при этом новый (повторный) ордер уже не требовался.
Однако с 2020 г. посещение адвокатами подзащитных, содержащихся под стражей, усложнилось. Так, при посещении изолятора адвокату требовалось на каждое свидание с подзащитным представлять новый (повторный) ордер. При этом сотрудники СИЗО ссылались на ст. 18 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее – Закон о содержании под стражей), которая, по их мнению, предполагает необходимость для адвоката представлять ордер при каждом посещении доверителя, в отношении которого избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
Такое требование, по мнению сотрудников СИЗО, не противоречит законодательству, так как в законе не оговорено, представляется ордер единожды или многократно. В связи с этим защитники, не представившие ордер повторно, не допускались к посещению доверителей.
В связи с необоснованностью требований сотрудников СИЗО я обжаловал их действия в надзирающую прокуратуру, однако надзирающий прокурор не установил нарушений законодательства. Решение надзирающего прокурора, в свою очередь, было обжаловано вышестоящему прокурору по субъекту РФ. В жалобе указано, что толкование ст. 18 Закона о содержании под стражей сотрудниками СИЗО идет вразрез как с ее буквальным значением, так и со смыслом, выявляемым при ее толковании в неразрывной связи со смежными нормами.
В обращении указывалось, что, исходя из буквального текста нормы Закона, свидания предоставляются без ограничения, при предъявлении адвокатом удостоверения и ордера. Как «удостоверение», так и «ордер» употребляются в тексте нормы в единственном числе, в то время как термин «свидания» – во множественном.
Таким образом, в Законе прямо указано, что для получения свиданий в неограниченном количестве адвокату необходимо однократно удостоверить свое полномочие (предъявив удостоверение), а также факт принятия на себя защиты (путем предъявления ордера, подтверждающего заключение соглашения на защиту конкретного лица). Ордер действует до момента отказа уголовно преследуемого лица от защитника либо до принятия процессуального решения о его отводе.
Исходя из системного толкования ст. 1–5 Закона о содержании под стражей в их неразрывной связи с УПК РФ, содержание под стражей представляет собой исполнение меры пресечения, предусмотренной ст. 108–109 УПК, а Закон о содержании под стражей регламентирует порядок его осуществления. Соответственно, его нормы применяются в системном единстве с нормами УПК.
Посещение подзащитного в СИЗО представляет собой частный случай реализации права на защиту (ст. 16, 46, 47, 49, 53 УПК) как одного из видов права на квалифицированную юридическую помощь (ст. 48 Конституции).
В соответствии с п. 9 ч. 4 ст. 47, ч. 4 ст. 49 и п. 1 ч. 1 ст. 53 УПК защитник приобретает полномочия по оказанию помощи с момента предъявления удостоверения и ордера лицу, в производстве которого находится уголовное дело. При этом высшие судебные органы неоднократно подчеркивали право адвоката участвовать во всех стадиях и процедурах уголовного процесса на основании единого ордера. Так, согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом РФ в Определении от 28 мая 2009 г. № 803-О-О, «часть четвертая статьи 49 УПК Российской Федерации устанавливает, что адвокат допускается к участию в уголовном деле в качестве защитника по предъявлении удостоверения адвоката и ордера. При этом – по смыслу статей 49, 51, 52 и 72… Кодекса и в силу правовых позиций, изложенных в сохраняющих свою силу решениях Конституционного Суда Российской Федерации, – лицо, допущенное к участию в уголовном деле в качестве защитника, сохраняет свои уголовно-процессуальные права и обязанности на всех стадиях производства по делу (в том числе до тех пор, пока судом не будет принят отказ обвиняемого от данного защитника или суд не примет решение о его отводе) (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24 июня 2008 г. № 453-О-О и от 25 декабря 2008 г. № 871-О-О)».
Согласно п. 4 ст. 17 Закона о содержании под стражей подозреваемый (обвиняемый) имеет право на свидания с защитником. Адвокат в соответствии с подп. 5 п. 3 ст. 6 Закона об адвокатуре вправе беспрепятственно встречаться с доверителем наедине, в условиях, обеспечивающих конфиденциальность (в том числе в период содержания подзащитного под стражей), без ограничения количества и продолжительности свиданий. В предусмотренных законом случаях адвокат должен иметь ордер на исполнение поручения, выдаваемый адвокатским образованием (п. 2 ст. 6 Закона). Форма ордера утверждается федеральным органом юстиции.
Требованиями УПК, а также Закона о содержании под стражей не предусмотрены сроки действия выданного адвокату ордера. В названных законодательных актах не содержится также безусловного указания на необходимость повторной выдачи ордера при каждом посещении адвокатом содержащегося под стражей лица, с которым заключено соглашение на оказание юридической помощи.
Статьей 25 Закона об адвокатуре установлено, что адвокатская деятельность осуществляется на основе соглашения между адвокатом и доверителем, представляющего собой гражданско-правовой договор, заключаемый в простой письменной форме, на оказание юридической помощи доверителю или назначенному им лицу. Существенным условием соглашения является в том числе предмет поручения. В связи с этим юридическая помощь доверителю или назначенному им лицу, включая защиту обвиняемого в уголовном судопроизводстве, оказывается адвокатом на основе соглашения, которое выражает согласованную волю сторон, направленную на достижение одной и той же конкретной цели, определяемой наряду с иными существенными условиями соглашения предметом поручения, раскрывающим содержание полномочий адвоката. Реализация поручения предполагает его исполнение в соответствии с условиями соглашения. Ордер как документ, удостоверяющий полномочия адвоката на исполнение поручения в случаях, установленных законом, связан с соглашением об оказании юридической помощи и выдается адвокату для осуществления деятельности на той стадии судопроизводства, в том числе уголовного, которая указана в соглашении.
Ордером подтверждается волеизъявление подзащитного на оказание юридической помощи конкретным адвокатом, которое может быть прекращено лишь при отказе подзащитного от защиты либо исполнении условий соглашения.
В то же время при первичном посещении доверителей, содержащихся в СИЗО, адвокаты представляют ордеры, подтверждающие их полномочия защитников. Указанные ордеры приобщены к личным делам, находящимся в отделе специального учета СИЗО, и не содержат доказательств прекращения действия соглашений на оказание юридической помощи. При посещении СИЗО адвокаты подтверждают свой статус, предъявляя удостоверение.
Таким образом, как резюмировалось в обращении, препятствия для предоставления свидания адвоката-защитника с подзащитным для оказания юридической помощи отсутствуют.
В ходе рассмотрения обращения прокуратура Ростовской области выявила нарушения законодательства, регламентирующего порядок предоставления свиданий защитникам с содержащимися в следственном изоляторе подозреваемыми (обвиняемыми), для устранения которых прокуратура вынесла представление в адрес начальника СИЗО.
Несмотря на то что желаемый результат рассмотрения жалобы не достигнут, это все же небольшая победа. При каждом посещении подзащитных в СИЗО теперь не понадобится оформлять новый (повторный) ордер, хотя на всем протяжении осуществления защиты доверителя придется сохранять ранее оформленный документ.