О необходимости отмены ст. 282 УК РФ в силу сложившейся, мягко говоря, неудачной практики применения указанной нормы писали и я, и многие другие адвокаты, юристы, общественники, поэтому смысла повторяться нет.
Поговорить стоит о другом. В Государственную Думу уже неоднократно вносились законопроекты, направленные на реформирование или полную отмену ст. 282 УК РФ. Однако ни один из них не был принят. При этом во всех законопроектах действительно были очевидные недочеты, которые и могли послужить причиной их отклонения. В скобках зададим вопрос: почему же при наличии социального запроса на реформирование ст. 282 УК РФ никто не в состоянии подготовить нормальный законопроект без особых изъянов? Но это ремарка, а сейчас поговорим о проекте федерального закона № 495566-7 «О внесении изменения в статью 282 Уголовного кодекса Российской Федерации» (далее – проект), находящемся на рассмотрении.
Внешне он очень прост: декриминализировать ч. 1 ст. 282 УК РФ, квалифицировав ее состав как административный деликт, и сохранить норму ч. 2 ст. 282, частично перенеся туда диспозицию из ч. 1. По большому счету такое решение – лучше, чем ничего.
Однако проект вызвал активное неприятие со стороны как Правительства РФ, так и Верховного Суда. И это лучшее подтверждение того, что нынешняя аморфность состава ст. 282 УК РФ и крайне расширительная практика ее применения – отнюдь не случайные тренды.
Официальный отзыв Правительства РФ прекрасно иллюстрирует нежелание что-либо в этой части менять. Так, в отзыве указано, что пояснительная записка не содержит обоснования необходимости внесения изменений в закон. Более того, по мнению автора отзыва, содержание пояснительной записки носит противоречивый характер, поскольку свидетельствует о тенденции роста количества преступлений, предусмотренных обсуждаемой статьей. Истолковать пояснительную записку к проекту таким образом можно, только очень сильно не желая какого-либо изменения ст. 282 УК РФ, поскольку в действительности основная мысль пояснительной записки состоит в том, что в силу неопределенности диспозиции указанной нормы закона и репрессивной правоприменительной практики ежегодно растет число лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности.
Позиция Правительства РФ выглядит тем более странно с учетом того, что в последнее время наблюдается тенденция признания ЕСПЧ нарушения Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении уголовных дел, выразившегося в чрезмерности применения мер уголовно-правового характера при наличии объективной возможности соблюсти в конкретном случае разумный баланс между общественными и личными интересами путем привлечения лица лишь к административной ответственности. Примером тому может служить последнее решение ЕСПЧ по делу участниц группы Pussy Riot.
Официальный отзыв Верховного Суда, хотя и подтверждает консолидированную позицию властных органов о необходимости сохранения ст. 282 УК РФ в неизменном виде, по крайней мере более юридически обоснован. И эта аргументированность подтверждает уже высказанную мной мысль о неподготовленности попыток изменения ст. 282 УК РФ с точки зрения юридической техники. Верховный Суд справедливо отметил, что при частичном переносе диспозиции ч. 1 ст. 282 УК РФ в ч. 2, рекомендуемую к принятию как единственную, из текста закона предлагается исключить такой признак, как публичность. Это, в свою очередь, вопреки заявленным целям законопроекта, направленным на гуманизацию закона, в действительности ведет к расширению сферы применения ст. 282 УК РФ в редакции проекта (в силу исключения признака публичности). Однако, сделав разумное замечание, которое может быть легко учтено путем незначительного изменения редакции проекта, Верховный Суд высказал возражения против какого-либо изменения ст. 282 УК РФ со ссылкой на отсутствие глубоких уголовно-правовых и криминологических исследований по вопросам применения обсуждаемой нормы закона. Вместе с тем такие исследования возможны лишь при наличии объективной правоприменительной практики, позволяющей выявить судебные ошибки при проверке итоговых судебных решений вышестоящим судом. Применительно же к ст. 282 УК РФ необходимо констатировать, что абсолютный обвинительный уклон при рассмотрении дел данной категории исключает объективное изучение данной проблемы в более широком аспекте, нежели упомянуто в пояснительной записке к проекту, – путем указания на необъяснимый рост числа лиц, привлеченных по данной статье к уголовной ответственности.
Таким образом, при очевидном излишне репрессивном характере применения ст. 282 УК РФ в силу неопределенности данной нормы исполнительные и судебные органы уклоняются от конструктивного диалога, направленного на решение существующей проблемы, и предпочитают уводить обсуждение в сторону от принятия конкретных мер.