В настоящей статье освещаются стандарты Европейского Суда по правам человека (ЕСПЧ) в делах о домашнем насилии; отмечается, что практика Суда развивается в направлении ответственности властей за отказ или неспособность защитить пострадавшего от частного преступного посягательства, о котором он знал или должен был знать; перечислены наиболее часто нарушаемые статьи Европейской Конвенции и направления защиты, которую должны обеспечить власти; сформулированы требования, предъявляемые ЕСПЧ к сдерживающему законодательству; даны разъяснения, почему домашнее насилие – самостоятельный вид преступления и почему власти не имеют право не реагировать на малозначительные правонарушения и угрозы жертвам; высказана оценка законопроекта в данной сфере.
Читайте также комментарии к данному материалу адвоката АП Краснодарского края, управляющего партнера Адвокатского бюро «Правовой статус» Алексея Иванова и руководителя семейной практики КА г. Москвы № 5, адвоката Татьяны Сустиной.
4 ноября 2019 г. вступило в силу первое постановление ЕСПЧ от 9 июля 2019 г. по делу о домашнем насилии в России «Володина против России».
Обязательства в рамках Европейской Конвенции предусматривают, что в течение 6 месяцев, т. е. до мая 2020 г. власти обязаны отчитаться об исполнении постановления в части выплаты пострадавшей справедливой компенсации и принятия по ее делу индивидуальных мер и мер общего характера.