×

Как приготовиться к вызовам XXI века

На Форуме в Ростове-на-Дону обсудили вопросы адвокатской этики и основные задачи молодых адвокатов
Материал выпуска № 11 (292) 1-15 июня 2019 года.
Фото: Пресс-служба АП Ростовской области
С 31 мая по 2 июня в Ростове-на-Дону проходил Форум молодых адвокатов и наставников «Профессиональная этика адвоката: от декларации до философии жизни», организованный Адвокатской палатой Ростовской области совместно с Федеральной палатой адвокатов РФ и Союзом молодых адвокатов России. В нем приняли участие более 300 молодых адвокатов из нескольких десятков адвокатских палат субъектов РФ. 31 мая в рамках Форума состоялся благотворительный забег юристов Don Legal Run 2019, генеральным партнером которого выступила АП Ростовской области. Деловая программа 1 июня включала пленарное заседание, финал проводимого АП Ростовской области конкурса «Адвокатура. Шаг в профессию» и заседание Союза молодых адвокатов России. 2 июня Форум завершился деловым завтраком.

В пленарном заседании «Профессиональная этика адвоката: от декларации до философии жизни» приняли участие президент ФПА РФ Юрий Пилипенко, первый вице-президент ФПА РФ Евгений Семеняко, вице-президенты ФПА РФ Светлана Володина, Геннадий Шаров, Алексей Галоганов, Владислав Гриб, члены Комиссии ФПА РФ по этике и стандартам, советники ФПА РФ, президент АП Ростовской области Григорий Джелаухов, президенты и вице-президенты ряда адвокатских палат субъектов РФ.

Открыл мероприятие президент АП Ростовской области Григорий Джелаухов, назвав тему Форума жизненно важной, поскольку профессиональная этика играет определяющую роль в развитии адвокатуры и формировании будущего корпорации. Он отметил, что важнейшие задачи, которые стоят перед адвокатурой, – повышение профессионального мастерства и контроль соблюдения правил профессиональной этики – невозможно решить без привлечения в адвокатуру лучших молодых юристов, поэтому АП Ростовской области значительное внимание уделяет развитию проектов правового просвещения.

С приветствиями к участникам Форума обратились депутат Государственной Думы ФС РФ Антон Гетта, член Комитета Законодательного собрания Ростовской области по законодательству Александр Косачев, начальник Главного управления Министерства юстиции РФ по Ростовской области Дмитрий Загорский.

Полномочия и ограничения

Президент ФПА РФ Юрий Пилипенко в своем выступлении затронул вопрос о соотношении конституционных прав и тех ограничений, которые налагает на гражданина принадлежность к адвокатской корпорации.

Он напомнил, что Конституция РФ, хотя и является актом прямого действия, применяется в совокупности с другими нормативными актами. В силу того, что в профессиональной деятельности адвокаты являются оппонентами государства, законодатель наделил адвокатуру независимостью и правом самостоятельно решать свои внутренние вопросы. Как независимая профессиональная корпорация адвокатура приняла Кодекс профессиональной этики, которым адвокаты должны руководствоваться и при выполнении профессиональных обязанностей, и вне профессиональной сферы – в тех случаях, когда из их поведения следует, что они являются носителями адвокатского статуса.

Статус адвоката, отметил президент ФПА РФ, не равен статусу гражданина, поскольку в силу принадлежности к профессии дополнительные полномочия, которыми обладают адвокаты, уравновешиваются дополнительными ограничениями. По мнению Юрия Пилипенко, принципам профессиональной этики и традициям адвокатуры, которые адвокаты, будучи членами независимой профессиональной корпорации, обязаны соблюдать, противоречит в том числе обращение в государственные органы по поводу внутренних вопросов адвокатского сообщества. В связи с этим Юрий Сергеевич сослался на принятую IX Всероссийским съездом адвокатов Резолюцию о соблюдении адвокатской этики, которая осуждает такого рода действия, насаждающие чуждую адвокатуре атмосферу подозрительности и доносительства.

«У нас не просто профессия – у нас есть миссия, есть предназначение», – продолжил эту тему первый вице-президент ФПА РФ Евгений Семеняко. По его словам, среди принципов, на которых основывается адвокатская профессия, независимость является фундаментальным, из него вытекает принцип самоуправления. «Это те два кита, на которых стоит наша профессия», – сказал Евгений Васильевич.

Касаясь роли Федеральной палаты адвокатов РФ как высшего органа адвокатского самоуправления, представляющего интересы адвокатов и адвокатуры в целом, Юрий Пилипенко напомнил о значительно возросшем в последние годы авторитете ФПА РФ, которую государство начинает воспринимать в качестве полноправного партнера для диалога. Одним из свидетельств этого является регулярное направление в ФПА РФ проектов законов и других нормативных правовых актов для составления экспертных заключений, при этом правовые позиции ФПА РФ учитываются законодателем при принятии решений.

Свидетельством возросшего авторитета ФПА РФ служит и начавшееся с января 2019 г. поэтапное повышение вознаграждения адвокатов, участвующих в уголовном судопроизводстве по назначению органов предварительного расследования или суда. «Начиная с этого года очень многие российские адвокаты получили шанс на 70% улучшить свое материальное благосостояние, потому что нам удалось добиться увеличения оплаты по 51-й статье УПК», – подчеркнул президент ФПА РФ и привел данные Правительства РФ: вознаграждение адвокатов – защитников по назначению в 2018 г. составило в общей сложности 5,4 млрд руб.; в 2019 г. к этой сумме будет добавлено 4 млрд, в следующем – еще 4 млрд. С 1 января 2021 г. минимальная ставка согласно Постановлению Правительства РФ от 2 октября 2018 г. № 1169 составит уже 1500 руб.

Говоря о решении IX Всероссийского съезда адвокатов повысить размер отчислений на общие нужды ФПА РФ, Юрий Пилипенко напомнил, что оно продиктовано необходимостью осуществления проекта цифровизации адвокатуры, важнейшей составляющей которого будет единая система автоматизированного распределения дел по назначению.

Гарантия независимости адвокатской профессии

Член Комиссии ФПА РФ по этике и стандартам, вице-президент АП г. Москвы Николай Кипнис, говоря о дисциплинарном производстве как о гарантии независимости адвокатской профессии, отметил значение вопроса о том, кем принимается решение о привлечении адвоката к дисциплинарной ответственности. В своей деятельности адвокат обладает высокой степенью свободы, и если такое решение будет приниматься зависимым субъектом, это может повлечь для адвоката негативные последствия.

Существует принцип, что дисциплинарное производство в адвокатуре осуществляется самой корпорацией, причем представляет собой очень сложную цепочку, которая даже своим механизмом и построением позволяет гарантировать независимость адвокатской профессии от нападок со стороны государства. При этом оно не является закрытым от государства, поскольку в квалификационные комиссии наряду с адвокатами входят представители законодательной, исполнительной и судебной власти.

На примерах из дисциплинарной практики АП г. Москвы Николай Кипнис показал роль дисциплинарного производства как инструмента защиты прав адвокатов и независимости адвокатской профессии. Например, в АП г. Москвы с большой осторожностью относятся к обращениям судей: на поведение адвокатов в процессе они нередко реагируют частными постановлениями, несмотря на разъяснение Конституционного Суда РФ, согласно которому частные постановления суда не имеют преюдициальной силы. В частном постановлении не указываются конкретные действия, образующие, по мнению суда, состав дисциплинарного проступка, и в такой ситуации нет оснований привлекать адвоката к ответственности.

Авторитет адвокатуры

Вице-президент ФПА РФ, президент АП Московской области Алексей Галоганов, говоря о базовых ценностях профессии, заметил: «Принципы нравственности – это не только состояние души, но и то, на чем держится адвокатура. Репутация и будущее российской адвокатуры зависят от каждого из нас, надо достойно нести знамя нашей профессии». Он привел в пример молодым адвокатам мэтра адвокатуры Семена Ария и предложил вручать от лица всего адвокатского сообщества учрежденную АП МО медаль его имени.

Член Совета ФПА РФ, первый вице-президент АП Московской области Михаил Толчеев проанализировал системообразующую функцию понятия авторитета адвокатуры. Он привел несколько цитат из научных трудов, где говорится об опасности современного постмодернистского понимания права, когда «привычные правовые максимы используются в отрыве от их ценностных характеристик для разрушения той правовой материи, которая на сегодняшний момент создана и является самостоятельной ценностью».

По мнению Михаила Толчеева, подобные турбулентные процессы в правовой действительности не могут не затронуть адвокатуру. В частности, появляются манипулятивные техники, использующие правовые нормы во вред их предназначению, с целью подмены ценностных ориентиров и размывания авторитета адвокатуры. «Люди, иногда далекие не только от адвокатуры, но и от права, рассказывают о том, как нам надо жить, что правильно, а что неправильно в адвокатуре, – к сожалению, это та реальность, в которой мы сегодня существуем и в которой размывается именно понятие авторитета», – считает Михаил Толчеев.

При этом необходимо понимать, что с точки зрения социологии адвокатура является совершенно специфической некоммерческой организацией, представляя собой часть механизма реализации государственной власти, т.е. осуществления правосудия. Таким образом, она выполняет публичную функцию, но реализация ею властных полномочий не основана на системе принуждения.

Адвокатура является горизонтально интегрированным сообществом, где нет системы жесткого соподчинения, адвокат – внутренне свободный человек, поэтому при осуществлении публичной функции и каждому отдельному адвокату, и адвокатскому сообществу достаточно тяжело противостоять целостной системе, которая использует все механизмы для того, чтобы достичь стоящих перед ней целей. Противопоставить жесткой системе она может только единое понимание глубинных, системообразующих ценностей, лежащих сегодня в основе адвокатской профессии, и центральное место среди них занимает авторитет.

Понятие «авторитет» в широком смысле означает общепризнанное неформальное влияние какого-либо лица или организации на различные сферы общественной жизни, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте, а в более узком – одну из форм осуществления власти. Авторитет выражается в способности лица или группы лиц направить, не прибегая к принуждению, поступки или мысли другого человека.

«За адвокатами не стоит ни полиция, ни армия. Единственное, что у нас есть, – это слово, которым мы можем заставлять людей действовать так, как мы считаем необходимым», – говорит Михаил Толчеев.

По его мнению, авторитет адвокатуры основан на уверенности общества в том, что адвокат – это прежде всего профессионал, обладающий необходимыми правовыми знаниями и навыками, абсолютно преданный интересам доверителя, выше которых для него только закон, живущий по строгому этическому кодексу и связанный этическими правилами корпорации.

Такая уверенность, в свою очередь, может быть основана только на понимании того, что сообщество всякий раз будет должным образом реагировать на поступки адвокатов, не соответствующие критериям, которым должен отвечать адвокат, и разрушающие тем самым авторитет адвокатуры.

При этом уникальность адвокатуры как некоммерческой организации заключается в том, что она самостоятельно решает, кто имеет право на доступ в профессию, определяет требования к членам корпорации и осуществляет правоприменительную деятельность в отношении своих членов.

Понятие авторитета адвокатуры является системообразующим для понимания этических основ адвокатской деятельности, поскольку любой дисциплинарный проступок рассматривается с точки зрения того, какой ущерб он наносит авторитету адвокатуры, а именно – пониманию обществом того, что адвокат соответствует определенным критериям, сформулированным адвокатурой.

«Таким образом, понятие авторитета адвокатуры – это понимание обществом и отдельными его элементами того, каким должен быть идеальный адвокат, но сформулировать это может только само адвокатское сообщество, – говорит Михаил Толчеев. – Если проанализировать Кодекс профессиональной этики адвоката, то у членов корпорации две основные обязанности: первая – защищать всеми не запрещенными законом средствами интересы доверителей, вторая – защищать авторитет адвокатуры, потому что на нем строится право адвокатов быть услышанными везде – на следствии, в суде, в общественной деятельности».

Правовое просвещение

О проектах по правовому просвещению, организованных АП Ростовской области («За права молодежи», «Адвокатура. Шаг в профессию»), рассказали президент АП Ростовской области Григорий Джелаухов, вице-президент АП РО Владимир Писарев и председатель Научно-методического совета АП РО Олег Панасюк.

Посвященный адвокатской профессии конкурс проводится АП Ростовской области с 2016 г. – вначале как составляющая проекта «Экзамен по профессии», посвященного различным специальностям и организуемого во всех федеральных округах Общественным движением «Молодые юристы России» совместно с Общероссийским народным фронтом, а с 2019 г. – также в качестве самостоятельного проекта «Адвокатура. Шаг в профессию». Он входит во Всероссийский ежегодный конкурс студентов юридических факультетов вузов «Экзамен по профессии» в качестве специальной номинации и вызвал интерес у многих адвокатских палат.

Вице-президент ФПА РФ Светлана Володина, касаясь участия адвокатуры в правовом просвещении молодежи и студентов, рассказала о проекте «Право в школе», который она вместе с группой коллег начала в 1996 г. Этот проект успешно развивался при поддержке Фонда правовых реформ: был издан учебник для восьмых–десятых классов (автор – С. И. Володина), проводилась Всероссийская олимпиада по праву. Затем право перестало быть самостоятельным предметом для школьников, но проект продолжается на основе pro bono.

Повышение квалификации

Вице-президент ФПА РФ Владислав Гриб посвятил свое выступление знаниям, которые необходимы адвокату в XXI в. По его словам, диплома о высшем образовании и приобретаемых в вузе навыков – hard skills – уже недостаточно для профессионального развития. Необходимо быть способным критически мыслить, знать психологию и риторику, обладать умением отфильтровывать огромный массив информации, выделяя и запоминая главное, а этому в вузе уделяют мало внимания или не учат вообще.

Сейчас на первое место выходит soft skills – эмоциональный интеллект. Есть успешные адвокаты, которые, возможно, и не блистают правовыми знаниями, но великолепно проводят переговоры, умеют слушать и слышать доверителя, работать в команде, обладают лидерскими и экспертными качествами. «Если вы хотите стать хорошим юристом, вам нужны 100 различных кейсов. Вы должны набрать самые разнообразные практики, связанные с общением, с командной работой. Необходимо уметь коммуницировать с людьми, к вам должно быть доверие», – говорит Владислав Гриб.

Также необходимы digital skills – навыки использования электронно-цифровых инструментов, социальных сетей и понимание тех рисков, которые с ними связаны. «В Шанхайском университете введен инструмент искусственного интеллекта для обучения студентов. Я хотел бы, чтобы каждый из вас был готов к вызовам XXI века», – заключил вице-президент ФПА РФ.

Основные задачи молодых адвокатов

Советник ФПА РФ, вице-президент АП Ставропольского края Нвер Гаспарян рассказал о задачах, на решение которых, по его мнению, должна быть направлена в настоящее время энергия молодых адвокатов.

Внешняя задача – попытка искоренить обвинительный уклон в уголовном судопроизводстве. По словам Нвера Гаспаряна, эта тема болезненна не только для молодых адвокатов, но и для всей адвокатуры в целом. По статистике, около 80% дел рассматривается в особом порядке, который позволяет скрывать ошибки и нарушения следствия, но только один из десяти адвокатов возражает против его применения.

Для борьбы с обвинительным уклоном необходимы высокий профессионализм, «усиление плотности огня» (создание в суде максимальных проблем для процессуальных оппонентов – активная подача ходатайств, возражений, «тотальное наступление» на сторону обвинения и на суд, если суд выступает на стороне обвинения), привлечение СМИ и общественности.

Главная внутренняя задача, по мнению Нвера Гаспаряна, – всемерная поддержка и укрепление органов адвокатского самоуправления, которые выступают выразителями интересов корпорации.

Рассказать:
Яндекс.Метрика