– Иван Захарович, что повлияло на Ваше решение стать адвокатом?
– После окончания института я даже не представлял, что в реальности являет собой работа адвоката. В результате государственного распределения был направлен для работы в органы следствия, но, проработав следователем чуть больше двух месяцев, понял, что это явно не мое занятие, в связи с чем обратился в военкомат и был призван в вооруженные силы.
После окончания службы я обратил свой взор в сторону адвокатуры. В те времена доступ в адвокатуру был ограничен штатным расписанием, а в Челябинской области работали уже примерно 120 адвокатов. Однако мне повезло: несмотря на ограничения, я был принят стажером в Челябинскую областную коллегию адвокатов. Уже будучи стажером, я понял, что это дело, которым я буду заниматься всю свою жизнь. Это именно то, что мне нравится и от чего я получаю полное удовлетворение – как моральное, так и материальное.
Моя удача была и в том, что после окончания стажировки я был принят в качестве адвоката в Челябинскую областную коллегию адвокатов, в юридическую консультацию Тракторозаводского района, причем принят сверх штата. С известной долей юмора до сих пор говорю, что я в адвокатуре все еще сверх штата.
Один из моментов, повлиявших на решение стать адвокатом, – мое обостренное чувство справедливости сыграла роль в том числе способность быстро сходиться с людьми.
Неугомонность, целеустремленность и общительность, умение легко контактировать и находить общий язык с людьми – все эти свойства моего характера – способствовали тому, что я в первый год работы адвокатом объездил всю Челябинскую область, в том числе работая по назначению Президиума Челябинской областной коллегии адвокатов во многих районах Челябинской области. Возможно, именно это и, конечно, базовые знания, полученные мной в Свердловском юридическом институте, послужили причиной того, что уже через 2–3 года после начала работы я проводил дела только по соглашению.
Мое везение и в том, что начало моей карьеры совпало с работой мэтров челябинской адвокатуры, которые многому меня научили. Среди них Николай Андреевич Давыдов, Глеб Степанович Смолев, Арон Александрович Фридьев и многие другие. Помощь и поддержка от них была просто бесценна, о чем я до сих пор вспоминаю с огромной благодарностью.
Адвокатура тех времен была совершенно иной. В ней не было той независимости, которая существует сейчас. Адвокат всегда был связан идеологическими «скрепами», господствовавшими в государстве. Тогда была установлена уголовная ответственность по политическим статьям, в том числе ст. 70 УК РСФСР «Антисоветская агитация и пропаганда». По данной статье был осужден наш адвокат В.М. Даенкин, поддерживавший переписку с академиком Сахаровым, когда тот был в ссылке. Именно поэтому сейчас мы боремся за воплощение в жизнь принципов независимости российской адвокатуры и дорожим ими.
– Вы возглавляете Адвокатскую палату Челябинской области с 2014 г. Расскажите, что нового за это время произошло в Адвокатской палате?
– За этот период мы предприняли ряд шагов для того, чтобы интегрировать нашу палату в жизнь адвокатского сообщества России. Организовали ежегодную Международную конференцию молодых адвокатов, ежегодную конференцию по проблемам медицины, на базе которых проводим профессиональное обучение адвокатов, предоставляем нашим коллегам возможность знакомиться с новациями и передовыми практиками адвокатских палат других регионов страны. Наши адвокаты начали устанавливать контакты с коллегами, это безусловно помогает в работе и делает возможным расширение связей адвокатов Челябинской области с адвокатами других регионов России, а также зарубежных стран. Мы стали более открытыми не только для адвокатского сообщества, но и для жителей Челябинской области.
Помимо прочего, мы сделали попытку улучшить бытовые условия адвокатской палаты, приобретя для нее более удобное помещение, соответствующее значимости адвокатской деятельности.
Важным нашим решением явилась организация цифровизации деятельности адвокатуры, внедрение электронной системы распределения дел по ст. 51 УПК РФ. Есть задумки по внедрению видео-конференц-связи для работы адвокатов с доверителями, находящимися в следственных изоляторах.
Мы также поддерживаем инициативы Совета молодых адвокатов АПЧО, направленные на установление спортивных контактов не только между адвокатами области, но и адвокатами других регионов.
Считаю, что деятельность Адвокатской палаты стала более доступной для всех адвокатов области. Адвокаты области могут звонить мне на прямой телефон, чтобы оперативно решать все возникающие вопросы.
Для восстановления отношений между адвокатурой Челябинской области и судейским корпусом, а также адвокатурой и следственными органами нами приняты серьезные меры, направленные на организацию участия адвокатов в оказании юридической помощи, что дало нам возможность многие проблемы решать даже по телефону – мне звонят и следователи, и судьи.
Мы реализовали совершенно новый подход к информационному обеспечению деятельности адвокатов и адвокатской палаты. Создан отдел пресс-службы, который непосредственно занимается этими вопросами, а также организацией повышения профессиональной квалификации адвокатов.
Адвокатская палата в условиях пандемии коронавируса организовала профессиональное обучение и переподготовку адвокатов на новой основе с применением систем дистанционного обучения. Это позволило профессиональной переподготовке стать более доступной для каждого адвоката, в том числе для адвокатов более отдаленных районов области.
– Нам известно, что вы явились инициатором увековечения памяти выдающегося адвоката – вашего земляка Федора Никифоровича Плевако. Расскажите, что уже сделано для претворения этой идеи в жизнь и что еще предстоит сделать?
– Эта инициатива повлекла принятие больших и сложных решений на уровне Правительства и губернатора Челябинской области. Были проведены предварительные мероприятия по поиску места установки памятника, совместные совещания с руководством города Челябинска, Министерством культуры, Министерством юстиции Челябинской области.
В результате выделено место в центре Челябинска, где разбит парк, который неофициально стали называть «Адвокатским сквером», осуществлена установка закладного камня с мемориальной доской, на которой указано место будущего памятника им. Ф.Н. Плевако.
Установка закладного камня была проведена в день юбилея адвокатуры ЧО в присутствии гостей, приглашенных из адвокатских палат многих регионов России.
В целях реализации задуманных планов по увековечению памяти Ф.Н. Плевако была проведена моя встреча с губернатором Челябинской области Алексеем Текслером, в ходе которой были приняты решения о проработке всех технических вопросов, связанных с установкой памятника в 2022 г. – к 180-летию со дня рождения Ф.Н. Плевако.
– Как организовано взаимодействие Адвокатской палаты ЧО с Федеральной палатой адвокатов? На какие моменты Вы хотели бы обратить внимание?
– Я являюсь членом Совета ФПА РФ, участвую во всех заседаниях Совета. Это участие самым благоприятным образом влияет на принятие решений нашей палаты и проведение различных мероприятий, связанных с деятельностью адвокатского сообщества.
Многие проблемные вопросы, возникающие в деятельности адвокатского сообщества Челябинской области, пересекаются с проблемами всех адвокатов России, и решать их всегда легче при взаимодействии с Федеральной палатой адвокатов.
Например, именно совместными усилиями и единой позицией адвокатских палат России и Федеральной палаты адвокатов РФ в 2018 г. был достигнут столь необходимый результат – все задолженности по оплате труда адвокатов по назначению погашены.
– Расскажите, пожалуйста, о ближайшем будущем адвокатуры Челябинской области.
– Будущее адвокатуры вижу в развитии ее независимости и в поднятии престижа адвокатской профессии в нашей стране.
– Какие советы Вы можете дать молодым, начинающим адвокатам?
– Учиться, учиться и еще раз учиться. Учиться каждый день и в каждом процессе, впитывать в себя опыт старших товарищей и постоянно работать над собой, создавая свое адвокатское имя. Только таким образом можно грамотно достичь всех своих целей и стать действительно выдающимся, востребованным профессионалом в своем деле. Удачи вам.