×

«Про таких людей я не могу не писать»

От ближайших родственников Плевако до героев СВО
Материал выпуска № 1 (402) 1-15 января 2024 года.
Фото: Андрей Тронин
В 2023 г. вышло в свет пять новых книг воронежского адвоката и писателя Михаила Фёдорова. Две из них – «Судьба генерала Мартынова» и «Дети Плевако» – рассказывают об истории семьи мэтра присяжной адвокатуры Федора Никифоровича Плевако. Третья, четвертая и пятая – «Убийство в Оптиной пустыни», «Герои СВО. Символы российского мужества» и «Герои СВО. Воронежцы» – посвящены событиям современного периода. 15 декабря Михаил Фёдоров отметил 70-летие и был награжден медалью ФПА РФ «За заслуги в защите прав и свобод граждан» II степени. Поздравляем Михаила Ивановича с юбилеем и заслуженной наградой, желаем ему крепкого здоровья, благополучия, новых творческих достижений и публикуем интервью, в котором он ответил на вопросы о жизненном и творческом пути, об истоках интереса к биографии и семье Плевако, о содержании новых книг.

– Михаил Иванович, Вы автор уже нескольких десятков книг разных жанров – это и очерки, и детективы, и исторические исследования, и жизнеописания известных людей, среди которых есть юристы (например, бывший Генеральный прокурор СССР Александр Яковлевич Сухарев), писатели (например, Гавриил Троепольский), герои специальной военной операции. Одна из Ваших книг посвящена Георгию Алексеевичу Воскресенскому – основателю и первому председателю Международного Союза (Содружества) адвокатов. Некоторые другие рассказывают о работе сотрудников правоохранительных органов. Чем объясняются разнообразие тем и выбор героев?

– Почти все герои моих книг корнями из Воронежской области, где я уже много лет живу и работаю. До прихода в адвокатуру я сменил несколько профессий. Вначале получил в Москве математическое образование, затем уехал в Воронеж, там несколько лет работал по специальности. Но первая моя специальность – криптография – оказалась слишком узкой, она вскоре перестала быть мне интересной, и я перешел на активную работу в райком комсомола.

Через некоторое время получил второе высшее образование – окончил юридический факультет Воронежского государственного университета (1982–1986 гг.) и несколько лет проработал в милиции, даже руководил медицинским вытрезвителем, был дознавателем, следователем. А в 1990 г. поступил на сценарный факультет ВГИКа (способности к литературному творчеству проявились у меня еще в детстве), написал свой первый роман «Ментовка». Годы шли, и в 1998 г. стал адвокатом.

Весь свой разнообразный жизненный опыт я так или иначе использовал при написании книг, но для создания исторических произведений, конечно, необходимы прежде всего изучение документов, работа в архивах.

– Почему Вы приняли решение стать адвокатом?

– Недалеко от нашего райкома комсомола и отдела милиции, прямо через дорогу, находилась юридическая консультация, и я был знаком со многими воронежскими адвокатами, например с Олегом Осяком, Владимиром Калитвиным (в течение многих лет – вице-президент ФПА РФ, президент АП Воронежской области. – Прим. ред.). Узнав кое-что об адвокатской профессии, я понял, что меня в ней привлекают две вещи – независимость и творческое начало. У адвоката нет руководителей, которые поминутно, ежечасно дают ему указания, – он сам распоряжается своим временем. А провел дело – можешь отвлечься и спокойно писать на любые темы.

– Когда и почему у Вас появился интерес к личности и биографии Федора Никифоровича Плевако?

– Для любого студента юридического факультета Федор Плевако – это наше всё! И я всегда интересовался его жизнью. А интерес окреп и развился в 2013 г. благодаря тогдашнему президенту Адвокатской палаты Воронежской области Владимиру Калитвину и вице-президенту палаты Олегу Баулину (в настоящее время – вице-президент ФПА РФ, президент АП Воронежской области. – Прим. ред.).

Помню, я зашел в кабинет к Калитвину, а там сидел Баулин. И спросил у Калитвина: «Владимир Васильевич, в Троицке открывают памятник Федору Никифоровичу Плевако. Можно я поеду?» А пришло приглашение на открытие. Калитвин поинтересовался у Баулина: «Олег Владимирович, вы поедете?» Тот сказал: «Пусть Федоров едет». И вот с их благословения я поехал на открытие памятника этому великому адвокату на его родине в Троицке.

Там я познакомился с его потомками – Мариной Сергеевной Мартыновой-Савченко и Александром Сергеевичем Плевако. Марина Сергеевна – внучка генерала Мартынова, который был женат на приемной дочери Федора Никифоровича – Антонине Васильевне. А Александр Сергеевич – сын Лидии Васильевны, дочери выдающегося художника Василия Васильевича Верещагина, усыновленный сыном Федора Никифоровича – Сергеем Федоровичем Плевако-младшим, как его называют. Впоследствии Александр Сергеевич занимал высокую должность на телевидении и при этом много лет «пробивал» установку памятника своему деду Верещагину. Памятника этому художнику-баталисту до сих пор нет в России (в 1995 г. его бюст поставили в г. Верещагино Пермского края. – Прим. ред.).

Беседы с ними подтолкнули к написанию книги о детях Плевако.

– О ком из детей Федора Никифоровича рассказывает Ваша книга?

– О его кровных детях – сыне от первого брака Сергее Федоровиче Плевако-старшем, а также о детях от второго брака – Сергее Федоровиче Плевако-младшем, Петре Федоровиче и Варваре Федоровне (были еще и приемные – дети от первого брака его второй жены, Марии Андреевны).

Сергей Федорович Плевако-старший родился в браке с учительницей Александрой Филипповой. Жизнь с ней у Федора Плевако не сложилась, но сына он всегда поддерживал, и тот пошел по стопам отца – стал присяжным поверенным, даже работал в конторе отца, а кроме того, занимался журналистикой. После 1917 г. он стал членом коллегии защитников, но ему постоянно мешала «дурная слава» отца-октябриста (то есть монархиста). Он то уходил из коллегии защитников, то туда рвался и с трудом поступал.

Сергей Федорович Плевако-младший учился на медика, но потом тоже стал юристом, адвокатом и попадал под большевистские репрессии – его несколько раз исключали из коллегии адвокатов. В конце жизни он работал в консультации, расположенной на Комсомольской площади в Москве, где начинал свой адвокатский путь Георгий Воскресенский.

А Петр еще в 1904 г. связался с большевиками, отец часто был вынужден его спасать от полиции. Из Поливановской гимназии его отчислили за связь с «левыми», потом арестовали. В 1914 г. он уехал на фронт, и больше о нем ничего не известно.

Дочь Варвара стала актрисой, выступала в антрепризах, а после 1917 г. какое-то время работала в театре и потом в библиотеке.

– Почему Вас заинтересовала судьба членов семьи Плевако?

– Все они были, как и Федор Никифорович, очень достойными, порядочными людьми, ни при каких обстоятельствах не поступавшимися своими принципами.

Например, генерал-лейтенант Евгений Иванович Мартынов. Хотя и пошел по военной линии, писал книги по истории и архитектуре. Кстати, именно ему Федор Плевако завещал всю свою богатейшую библиотеку.

Евгений Иванович участвовал в русско-японской войне 1905 г., а его жена Антонина Васильевна была медсестрой у него в полку. В 1911 г. его назначили начальником Заамурского округа пограничной стражи, охранявшего Китайско-Восточную железную дорогу (КВЖД). Он жил в Харбине, у них с Антониной Васильевной родилось четверо мальчиков. За принципиальность – не без вмешательства председателя Совета министров Российской империи Коковцова (1911–1914 гг.) – генерала Мартынова отправили обратно в армию, но он и тут проявил характер и уволился. А затем издал две брошюры о воровстве в Округе пограничной стражи и о государственной измене на КВЖД, где чертежи мостов железной дороги отдали китайцам.

Брошюры Мартынова напечатал московский издатель Саблин, который был женат на другой приемной дочери Федора Плевако. В этих брошюрах Мартынов выводил на «чистую воду» проворовавшихся чинов Округа, изменников на КВЖД и их покровителя Коковцова. Против автора возбудили два уголовных дела, он защищался в судах. Военный суд его осудил, его разжаловали и запретили ему носить военную форму. А когда Коковцова царь отправил в отставку, гражданский суд Мартынова оправдал.

Генерал Мартынов участвовал в Первой мировой войне. При облете вражеских позиций самолет с ним сбили, и с 1914 по 1917 г. он находился в плену в Австрии. В 1918 г. поступил в Красную армию, в 1931 г. попал под «чистку», но спасся, а в 1937-м его, честного человека, расстреляли.

Один из его сыновей уехал во Францию, где учился на художника, но потом работал таксистом. Второй хорошо знал языки и был переводчиком на Алдане, а после попытки перейти границу его сослали в лагеря. В 1937 г. он вернулся домой и хотел остаться в Москве, но его отправили в Тулу учителем. Третий сын, Сергей, – отец Марины Мартыновой-Савченко. Ему повезло: он работал инженером-электриком, поэтому избежал репрессий. В 1941 г. пошел на фронт, а после войны занимался реабилитацией своего отца. Четвертый сын, Владимир, был не очень здоров и умер, как и его мать, в 1943 г. Всем им тяжело пришлось в жизни, но они старались защитить честное имя своего отца.

– Из каких источников Вы брали материал для этих двух книг?

– Из документов, которые хранятся в архивах, в том числе личных, а также из бесед с Мариной Сергеевной, Александром Сергеевичем, Георгием Воскресенским и многими другими.

Хочу выразить огромную благодарность вице-президенту Федеральной палаты адвокатов РФ, президенту Адвокатской палаты Московской области Алексею Павловичу Галоганову, который оказывал поддержку моим исследованиям, написал рецензии на книги о зяте и детях Плевако. Многие материалы, вошедшие в эти книги, вначале публиковались в журнале Адвокатской палаты Московской области «Адвокатская палата».

Книги «Судьба генерала Мартынова» и «Дети Плевако» находятся в открытом доступе на моем сайте micfedorov.ru, поэтому все, кто интересуется биографией и семьей Федора Никифоровича Плевако, могут с ними познакомиться.

– Книга «Убийство в Оптиной пустыни» основана на материалах уголовного дела? Может ли она быть интересна современным адвокатам с практической точки зрения или представляет только историческую ценность, ведь события относятся к 1993 г.?

– Тридцать лет назад на Пасху в Оптиной пустыни, где в то время восстанавливали монастырь, убили троих монахов – злоумышленник их зарезал ножом. Я туда поехал сразу после убийства, жил в монастыре, разговаривал со свидетелями, насельниками обители, экспертами. Был в суде. Собирал материал, планируя описать эту историю как адвокат. Убийцу признали невменяемым, но для меня это спорный приговор. К тому же монахи имеют определенное сходство с нами, адвокатами, – они тоже защитники. Только они защищают духовно, а адвокаты – в судах. И поэтому эти безвинно погибшие мне близки. И вот в 2023 г. эта книга вышла.

– Книги «Герои СВО. Символы российского мужества» и «Герои СВО. Воронежцы» посвящена адвокатам, участвующим в специальной военной операции?

– В ней нет очерков об адвокатах, но среди моих знакомых немало участников СВО, рассказы которых вдохновили меня на создание этой книги. Примеры мужества и стойкости наших бойцов необходимо сохранить для истории. Толчком к написанию стала моя профессия: мы, адвокаты, пока не уйдем из жизни, должны защищать. Когда я столкнулся с историей однокурсника моего сына майора Вакулина, погибшего на СВО, то захотел о нем написать. Побеседовал с его сослуживцами, с танкистами, рассказавшими о его гибели. И уже не мог остановиться, пока не закончил очерк. Написав про одного, решил написать еще. И тема пошла… В книге рассказы о тринадцати военнослужащих, она вышла в издательстве «Вече». Отдельно с подачи Сергея Степашина вышла книга про героев-воронежцев, сейчас в издательстве находится книга «Воины Новороссии. Подвиги народных героев».

Приведу в пример историю сибирской девушки Валентины Галатовой, которая жила в Воронеже, а после 2014 г. стала сначала волонтером, а затем – медсестрой. Когда освобождали Мариуполь, она поехала спасать мать своего погибшего мужа-командира, но не доехала. Мы не знаем, при каких обстоятельствах она погибла. Про таких людей я не могу не писать. В Мариуполе много таких историй, там даже есть аналог Дома Павлова, который защищали наши десантники, попавшие в окружение.

Что касается адвокатов, то среди участников СВО есть адвокаты из Воронежской области, и у меня в планах написать о них. Это же мои коллеги, которые сейчас в окопах защищают русский мир с оружием в руках.

Рассказать:
Яндекс.Метрика