×

Доступ к правосудию через рынок?

Проект Концепции недостаточно учитывает разницу между оказанием юридической помощи и оказанием юридических услуг
Золотухин Борис
Золотухин Борис
Советник ФПА РФ, адвокат АП Белгородской области

Необходимо ли, чтобы юридическую помощь гражданам России оказывали только профессионалы? Безусловно, и это не оспаривается.

Читайте также
Ответ на конструктивную критику
Проект Концепции предполагает обязательный приоритет принципов адвокатуры и адвокатской деятельности
30 марта 2018 Мнения

Нужно ли, чтобы лица, оказывающие такую помощь, отвечали определенным требованиям, касающимся образования, стажа, отсутствия судимости, и были связаны четкими этическими правилами работы? Естественно, нужно, и это также не оспаривается. Более того, публичные интересы общества настоятельно требуют этого.

Стоит ли при этом добиваться объединения всех юристов в одну корпорацию на базе адвокатуры или возможно создание нескольких корпоративных объединений? С моей точки зрения, вполне допустимо создание саморегулируемого объединения юристов (по типу существовавшей Уральской правовой палаты), но предпочтительным считаю объединение всех практикующих юристов на базе адвокатуры.

Однако при этом категорически не согласен с некоторыми положениями проекта Концепции регулирования рынка юридической помощи, предлагаемой Минюстом России (в той редакции, которая доступна на текущий момент).

Прежде всего, и с этим согласны авторы документа, нет никаких точных данных о том, какое количество юристов придет в адвокатуру на условиях, описанных в проекте Концепции. При этом неизвестно, сколько «вольных стрелков» реально работают в юридических фирмах и в качестве индивидуальных предпринимателей. И уж тем более неизвестно, сколько из них соответствуют требованиям, предъявляемым к претендентам на получение статуса адвоката. Одно дело, если их будет сто или двести тысяч, и, согласитесь, совсем другое дело, если их окажется полмиллиона. Мне непонятна ситуация, когда разработчики документа предлагают отрегулировать работу юристов, но при этом абсолютно не знают, какое количество людей подвергнется такому регулированию.

Читайте также
Адвокат – «штучный товар»
Итогом реформы должно стать введение адвокатской монополии на судебное представительство
16 февраля 2018 Интервью

И хотя на примере своего субъекта Федерации (с учетом количества в нем юридических вузов и факультетов) знаю, что частнопрактикующих юристов на порядок больше, чем адвокатов, для меня непонятно, почему они должны прийти в адвокатуру не на условиях нашей корпорации, а диктуя нам свои. И тут я полностью согласен с позицией, изложенной в опубликованной уважаемой коллегой Альбиной Краснокутской в № 4 «АГ» за 2018 г. статье «Адвокат – “штучный товар”»: «Если “вливание” произойдет на условиях адвокатуры, то все не так плохо… А если принять “оптом”, то будет очень плохо. Прежде всего обществу». Пока же, как мне представляется, юристы-предприниматели предлагают нам измениться на их условиях и вместо независимых юридических советников, оказывающих юридическую помощь, стать лицами, оказывающими правовые услуги.

Так, недостатком сегодняшних форм адвокатских образований авторы документа считают невозможность «распределения прибыли между партнерами и свободного распоряжения трудовыми ресурсами… и невозможность осуществления адвокатской деятельности по трудовому договору, в том числе найма адвоката адвокатом». Вообще-то сегодня мы утверждаем не невозможность распределения прибыли, а недопустимость ее получения при оказании юридической помощи, а уж тем более при осуществлении уголовной защиты. Как адвокат, специализирующийся на уголовной защите, настаивал и настаиваю на том, что понятия «доступ к правосудию», «уголовная защита» и «прибыль» несовместимы, а функции адвоката, заинтересованного в получении прибыли, несовместимы с функциями защитника, выполняющего конституционно значимые задачи.

Что нам предлагают авторы проекта Концепции? Возникновение коммерческих корпоративных форм ведения адвокатской деятельности, что, по их мнению, позволит обеспечить реализацию адвокатом публично-правового компонента в качестве особого субъекта, осуществляющего функцию по защите прав, свобод и интересов физических и юридических лиц, и, с другой стороны, предоставит оптимальные возможности для ведения деятельности с использованием организационно-правовых форм, отражающих современные реалии и запросы разных категорий потенциальных клиентов (граждан, бизнеса, органов государственной власти и местного самоуправления). То есть, по мнению Минюста, «адвокат-коммерсант» более отвечает интересам правосудия, нежели адвокат, не заинтересованный в получении прибыли. Интересно, а почему?.. Создание коммерческих адвокатских образований действительно может заинтересовать бизнес, но мне неясно, как это может заинтересовать обвиняемого, находящегося под стражей. При этом уже в порядке обсуждения предложений Минюста возник вопрос о том, что учредителями коммерческих адвокатских образований могут быть и не адвокаты.

Далее, по мнению авторов проекта Концепции, ее реализация позволит «обеспечить возможность работы адвоката по трудовому договору с адвокатским образованием, а также найма адвокатом адвоката при общем соблюдении гарантий независимости и самостоятельности деятельности адвокатов». Минюст полагает, что путем внесения изменений в Закон об адвокатуре и Трудовой кодекс РФ можно определить особенности труда адвокатов, сделав его независимым от работодателя. Скажите, где и когда работник был независим от работодателя? Как можно представить в одном хоть уголовном, хоть гражданском процессе на противоположных сторонах работника и работодателя? Продекларировать независимость адвоката, работающего по трудовому договору, от работодателя легко, обеспечить при этом реальную независимость – невозможно.

Читайте также
Что в деятельности Минюста возмутило Юрия Костанова и как ответило на это ведомство
«АГ» публикует доводы адвоката, аргументы замминистра юстиции и комментарий ФПА по данному поводу
20 марта 2018 Новости

И тут я полностью разделяю озабоченность, высказанную коллегой, советником ФПА РФ, членом Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Юрием Костановым в обращении Президенту России по поводу проекта Концепции: «Представительство в суде и уголовная защита – это не услуги. Договор об оказании юридической помощи представляет собой один из видов договора поручения, а не договора оказания услуг». Представляется, что авторы проекта Концепции либо не видят, либо не понимают разницы между оказанием квалифицированной юридической помощи в рамках публично-правовой функции адвокатуры и юридических услуг на рыночных условиях.

При этом Минюст не учитывает, что государство делегировало адвокатуре публично-правовые полномочия (ч. 1 ст. 48 Конституции РФ), и уже в силу существа этих полномочий адвокатская деятельность не может быть коммерческой. Не учитывает ведомство и то, что закрепленный в ч. 4 ст. 122 Конституции РФ принцип состязательности и равноправия сторон возлагает на прокуратуру и органы предварительного расследования противоположные публично-правовые полномочия доказывания вины. И если мы допускаем коммерциализацию публично-правовых функций защиты, принцип равноправия сторон позволяет допустить и коммерциализацию тех же функций обвинения. Но никто же не воспримет всерьез предложение создать коммерческие прокуратуру и следствие. Представляете себе тендер на проведение расследования и поддержание обвинения, содержащий условия о стоимости и качестве?!

Кстати, сегодня это выглядит смешно, но долгое время в ст. 52 Закона о прокуратуре существовал п. 4, позволявший прокуратуре «зарабатывать» на участии в судопроизводстве, получая в Фонд развития прокуратуры 10% денежных средств, взысканных в доход предприятий и организаций по искам прокурора.

Понимаю, что крупные юридические фирмы чрезвычайно заинтересованы в создании коммерческих адвокатских образований, но мне неясно, почему это может расцениваться как шаг вперед.

И если уж этот момент является принципиальным для введения адвокатской монополии, не стоит ли при включении в Закон об адвокатуре указанных положений рассмотреть вопрос о том, что адвокаты, находящиеся в трудовых отношениях и состоящие в коммерческих адвокатских образованиях, в силу специфики публично-правовой деятельности адвокатуры в уголовном судопроизводстве не должны заниматься уголовной защитой?

И последнее. Часть 1 ст. 48 Конституции РФ гарантирует право каждого на получение квалифицированной юридической помощи. Квалификация адвоката подтверждается в том числе сдачей им при вступлении в адвокатуру квалификационного экзамена. Принимает его комиссия, в которую входят не только адвокаты, но и представители исполнительной, законодательной и судебной власти. Проект Концепции же предлагает не вступление «вольных стрелков» в адвокатуру через прохождение квалификационного экзамена, а облегченный доступ, в лучшем случае через собеседование. Подобное «вливание» в адвокатуру заместитель председателя КС РФ в отставке Тамара Морщакова назвала противоречащим смыслу ст. 48 Конституции РФ. И вот тут полностью обоснованным является высказанное ею при обсуждении проекта Концепции предложение о том, чтобы «влившиеся» без прохождения экзаменов в адвокатуру лица определенное время не занимались уголовной защитой.

Обоснованным является и предложение Тамары Морщаковой по специализации адвокатуры, которое предоставит коммерческим адвокатским образованиям и адвокатам, вступившим в трудовые отношения, возможность оказания юридических услуг хозяйствующим субъектам, но исключит их участие в осуществлении публично-правовых задач адвокатуры.

Рассказать:
Другие мнения
Изварина Мария
Изварина Мария
Юрист, основатель и генеральный директор Тендерного агентства «Концепт»
Перспективы рынка юридических услуг в сфере тендерного сопровождения
Юридический рынок
Какими могут быть последствия ограничения доступа к данным по закупкам
26 сентября 2022
Шварц Ольга
Шварц Ольга
Советник ФПА РФ, консультант Московского офиса Всемирного банка, к.ю.н.
Маркетинг адвокатской деятельности: зарубежный опыт и возможность его применения в России
Юридический рынок
Как повысить роль личного бренда
02 августа 2022
Тиунова Алла
Тиунова Алла
Юрист, эксперт World Intellectual Property Organization
Саморегулирование рекламной отрасли – дополнительная защита прав потребителей
Юридический рынок
Преимущества саморегулирования однозначно перевешивают недостатки
18 марта 2022
Дорошенко Мария
О новых возможностях правовой коммуникации
Юридический рынок
Сделать документ доступнее для адресата помогает юридический дизайн
15 октября 2021
Кравченко Дмитрий
Кравченко Дмитрий
Руководитель практики Адвокатской конторы «Аснис и партнеры» МГКА, член Совета АП г. Москвы
Почему Илон Маск не любит юристов?
Юридический рынок
Важно понять, как правильно сочетать гуманитарно-правовое и технико-научное в законодательном процессе и в правоприменении
21 июля 2020
Андреев Андрей
Андреев Андрей
Адвокат АП Московской области, председатель совета Московской коллегии адвокатов «Андреев, Бодров, Гузенко и Партнёры», председатель Международного центра развития молодежных инициатив «Поколение Права»
Бюрократия и бизнес: как снизить бумажную волокиту
Юридический рынок
Механизм взаимодействия с госорганами требует оптимизации
20 апреля 2020
Яндекс.Метрика