Отечественный законодатель ведет активную работу по гуманизации уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства. В сложившихся условиях – в целях не только гуманизации, направленной на сокращение в местах лишения свободы числа лиц, впервые осужденных за тяжкие преступления и преступления средней тяжести (до вынесения приговора содержащихся под стражей или домашним арестом и далее направляемых в колонии-поселения и колонии общего режима), но и снижения затрат бюджета на этапирование и содержание таких лиц в местах лишения свободы и разгрузки судов, закрепленных за исправительными колониями, – считаю необходимым скорректировать ст. 299 УПК РФ.
В частности, представляется целесообразным обязать суды при вынесении приговора с наказанием в виде реального лишения свободы рассматривать возможность применения к осужденным положений ст. 79, 80 УК РФ, если на момент вынесения приговора они отбыли под стражей либо содержались под домашним арестом назначенный судом срок. При этом думается, что данный вопрос надлежит рассматривать безотносительно к воле осужденного (независимо от наличия его ходатайства об этом) и не засчитывать отказ в применении указанных норм в установленный ч. 10 ст. 175 УИК РФ срок, предусмотренный для повторного обращения осужденного с таким вопросом в суд (в течение 6 месяцев в случае отказа).
Особо отмечу, что судам для рассмотрения данного вопроса при вынесении приговора будет достаточно материала, характеризующего подсудимого (собирается следователем и дополнительно представляется стороной защиты и подсудимым в рамках судебного следствия), а также характеристики, если до вынесения приговора подсудимый содержался в СИЗО (формируется и выдается администрацией следственного изолятора). Лица, в отношении которых избрана мера пресечения в виде домашнего ареста, находятся под контролем органов уголовно-исполнительной инспекции, уполномоченных предоставлять указанные характеристики. При этом право потерпевшего участвовать в таких заседаниях и высказывать мнение о возможности применения к подсудимому норм ст. 79, 80 УК также не будет нарушено, так как потерпевшие наряду с прокурором являются участниками процесса при рассмотрении уголовного дела по существу.
В части критерия «отношение к труду», необходимого для применения норм ст. 79, 80 УК, отмечу следующее. Согласно ст. 27 Закона о содержании под стражей1 подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся под стражей, могут быть привлечены к труду только по их собственному желанию. Следовательно, соответствующие данные могут быть представлены СИЗО в суд вместе с характеристикой на подсудимого. Открытым остается вопрос о трудоустройстве лиц, содержащихся под домашним арестом, но, на мой взгляд, с разрешения следователя представляется возможным привлекать таких лиц органами УИИН к работам с их согласия (по примеру исполнения наказания в виде принудительных работ) – то есть данную проблему также возможно урегулировать законодательно.
Дополнительно потребуется внесение изменений в ст. 73 УИК, в которой, полагаю, к местам отбывания наказания стоит приравнять СИЗО, а также место проживания осужденного, если тот до вынесения приговора содержался под домашним арестом.
Часть 1 ст. 299 УПК (перечень вопросов, которые разрешает суд при постановлении приговора) стоит дополнить п. 18 с вопросом о том, имеются ли основания для применения к осужденному положений, предусмотренных ст. 79 и 80 УК. В частности, наряду с указанным в ст. 299 УПК перечнем вопросов имеет смысл обязать суды также рассматривать вопрос об освобождении осужденного от оставшейся неотбытой части наказания условно-досрочно в порядке ст. 79 УК или замене неотбытой части наказания более мягким видом в соответствии со ст. 80 УК, руководствуясь при этом нормами ст. 9 УИК, в которой указано, что «под исправлением осужденных следует понимать формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, а также стимулирование правопослушного поведения».
Таким образом, критериями применения ст. 79 и 80 УК для всех осужденных останутся: правомерное поведение, отношение к содеянному, отсутствие злостных нарушений, добросовестное отношение к обязанностям и труду в период отбывания наказания, возмещение вреда, причиненного преступлением, а также уважительное отношение к другим осужденным и сотрудникам пенитенциарных учреждений.
При этом насчитывается свыше 50% уголовных дел, по которым осужденные, содержавшиеся до вынесения приговора в следственных изоляторах или под домашним арестом, на момент вынесения приговора отбыли гораздо больше половины срока, требующегося для применения к ним положений ст. 79, 80 УК. На практике встречаются ситуации, когда осужденным после постановления приговора остается отбывать наказание в колонии меньше полугода; бывают случаи, что оставшийся срок наказания исчисляется сутками. Такие осужденные направляются за счет бюджетных средств в исправительные колонии, лишаясь тем самым права, предусмотренного ст. 79 и 80 УК, что является нарушением как Конституции РФ, так и прав неопределенного круга осужденных быть освобожденными от отбывания назначенного судом наказания условно-досрочно либо на смягчение наказания.
1 Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».