Частью 1 ст. 1.7 КоАП РФ установлено, что лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения нарушения.
Несмотря на указание в Кодексе на применение на момент совершения правонарушения только закона, необходимо учитывать, что под законом подразумеваются и подзаконные нормативные правовые акты. Применительно к теме публикации такими подзаконными НПА являются:
- Правила освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения1, которые начали действовать с 1 марта 2023 г. До этой даты действовали Правила освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения, и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и Правила определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством2 (далее – Правила);
- Порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)3.
Действовавшие ранее Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26 июня 2008 г. № 475 (далее – Постановление № 475), упомянуты не просто так. Об их применении некоторыми судами после прекращения действия Правил и пойдет речь.
Верховный Суд РФ в 2024 г. рассмотрел два дела об административных правонарушениях, в которых основанием для отмены судебных актов явилось одно и то же нарушение, допущенное нижестоящими судами.
В одном из дел мировой судья, признавая водителя виновным в совершении 9 марта 2023 г. правонарушения по ч. 1 ст. 12.26 КоАП, в мотивировочной части решения сослался на Постановление № 475, утратившее силу с 1 марта 2023 г.
Районный суд и кассационный суд общей юрисдикции при рассмотрении жалоб на постановление первой инстанции какой-либо оценки применению мировым судьей недействующего подзаконного НПА не дали.
Такое рассмотрение жалоб Верховный Суд расценил как не отвечающее задачам производства по делам об административных правонарушениях о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении обстоятельств дела и отменил решения районного суда и кассационного суда общей юрисдикции, вернув дело на новое рассмотрение во вторую инстанцию (Постановление ВС от 12 июля 2024 г. по делу № 12-АД24-3-К6).
Во втором деле по тем же самым мотивам было отменено постановление кассационного суда общей юрисдикции с направлением дела на новое рассмотрение (Постановление ВС от 6 сентября 2024 г. по делу № 18-АД24-37-К4).
1 Утверждены Постановлением Правительства РФ от 21 октября 2022 г. № 1882.
2 Утверждены Постановлением Правительства РФ от 26 июня 2008 г. № 475.
3 Утверждены Приказом Министерства здравоохранения РФ от 18 декабря 2015 г. № 933н.