Дела о возмещении вреда, причиненного преступлением, всегда находятся на стыке уголовного и гражданского права. Однако даже опытные юристы сталкиваются с «подводными камнями», особенно когда речь заходит о взаимодействии разных судебных процессов. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 января 2025 г. № 41-КГ24-52-К4 стало важным этапом развития правоприменительной практики в этой области. Рассмотрим ключевые моменты этого определения, его влияние на судебную практику, а также практические аспекты, которые следует учитывать при рассмотрении дел о возмещении вреда.
Суть конфликта: двойное возмещение как системная ошибка
Истец – Территориальное управление Росимущества – потребовал от ООО «Экоград» и его директора Николая Недвигина возместить ущерб за загрязнение окружающей среды в размере 155 млн руб. Суды трех инстанций частично удовлетворили иск, взыскав с директора 3,2 млн руб. Однако Верховный Суд отменил эти решения, указав на критическую ошибку – двойное взыскание за один и тот же вред.
Ранее общество выплатило 5,5 млн руб. по решению арбитражного суда (2019 г.) за аналогичное нарушение. Таким образом, взыскание дополнительной суммы с физического лица (руководителя) создало ситуацию, когда ущерб был компенсирован дважды.
Определение касается вопросов, связанных с обязанностью возмещения вреда, причиненного преступлением. Суд отметил, что для возмещения вреда необходимо установить не только факт его причинения, но и наличие причинно-следственной связи между действием (или бездействием) ответчика и наступившими последствиями. Данное положение имеет ключевое значение для практики, поскольку часто возникают споры о том, действительно ли действия ответчика стали причиной ущерба.
В соответствии со ст. 1082 Гражданского кодекса РФ, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или причиненные убытки (п. 2 ст. 15 Кодекса).
В силу п. 1 ст. 77 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды) юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Согласно п. 3 ст. 77 Закона вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии – исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области природоохраны, осуществляется добровольно либо по решению суда общей юрисдикции или арбитражного суда.
Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области природоохраны, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ; при их отсутствии – в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды (абз. 1 и 2 п. 78 Закона об охране окружающей среды).
Ключевые аспекты возмещения вреда, причиненного преступлением
Необходимо отметить ключевые аспекты возмещения вреда, причиненного преступлением, на основе определения Верховного Суда. В частности, ВС указал на существенные нарушения нижестоящими инстанциями норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход дела. Так, не учтен факт двойного возмещения ущерба: ранее ООО «Экоград» уже выплатило 5,5 млн руб. по решению арбитражного суда (2019 г.), однако суды первой и апелляционной инстанций взыскали с Николая Недвигина дополнительно 3,2 млн руб. за тот же вред; также судами проигнорирован принцип недопустимости двойной ответственности за одно нарушение.
Статьей 1082 ГК установлено, что возмещение вреда должно быть полным, но двойная компенсация за одно и то же нарушение недопустима. Статья 77 Закона об охране окружающей среды требует возмещения вреда в полном объеме, но однократно – путем исчисления на основе такс, методик или фактических затрат на восстановление. Пунктом 22 ст. 46 Бюджетного кодекса РФ закреплено, что платежи за экологический вред зачисляются в бюджет муниципалитета по месту причинения ущерба, исключая повторное взыскание в пользу иных субъектов.
Общество уже выплатило свыше 5,5 млн руб. по решению арбитражного суда за тот же вред окружающей среде. С директора дополнительно взыскано более 3,2 млн руб., что создало ситуацию двойной ответственности за одно деяние.
Правовая позиция Верховного Суда заключается в том, что суды нижестоящих инстанций нарушили принцип недопустимости двойного возмещения, проигнорировав преюдициальность арбитражного решения (ст. 61 ГПК РФ). Требования к организации и ее руководителю носят взаимозаменяемый характер в рамках субсидиарной ответственности, что исключает их одновременное удовлетворение. Взыскание одинаковых сумм в пользу разных бюджетов (муниципального и федерального) противоречит п. 22 ст. 46 Бюджетного кодекса РФ.
Довод о недопустимости двойного возмещения ущерба юридически обоснован, иначе нарушается принцип полноты и однократности возмещения вреда, закрепленный в ГК и экологическом законодательстве; создается противоречие бюджетному распределению средств за экологический ущерб и возникает риск необоснованного обогащения публичных субъектов за счет двойного взыскания.
Ранее ВС уже высказывался о недопустимости возложения на причинителя вреда двойной меры ответственности1. Кроме того, согласно Решению ВС от 20 марта 2020 г. № АКПИ19-1029 возмещение вреда по утвержденным в установленном порядке таксам и методикам является повышенной имущественной ответственностью.
Резюмируя, отмечу, что адвокатам и юристам, практикующим в области экологических споров, представляется целесообразным:
- фиксировать все выплаты, решения арбитражных, уголовных и гражданских судов, чтобы исключить риск двойного взыскания;
- требовать применения преюдиции. Если вред уже компенсирован, стоит сослаться на ст. 61 ГПК и ст. 69 АПК РФ;
- разграничивать ответственность. Необходимо доказать, что действия руководителя выходят за рамки полномочий директора, если речь идет об субсидиарной ответственности;
- проверять бюджетные реквизиты, чтобы убедиться, что иск заявлен в интересах бюджета, которому по закону принадлежат компенсации.
В заключение добавлю, что Верховный Суд правомерно отменил решения нижестоящих судов, указав на необходимость учета ранее произведенных выплат и соблюдения принципа справедливости в распределении ответственности. Комментируемое определение ВС подчеркивает необходимость системного подхода к возмещению вреда, особенно в экологических спорах, где публичные и частные интересы тесно переплетены.
1 См., в частности, определения от 28 декабря 2020 г. № 306-ЭС20-16219, а также от 21 июня 2022 г. № 69-КГПР22-2-К7.