×

Легенда российской адвокатуры

20 февраля отмечает 90-летний юбилей выдающийся адвокат, мэтр российской адвокатуры Генрих Павлович Падва
Материал выпуска № 4 (333) 16-28 февраля 2021 года.
Г. П. Падва – адвокат АП г. Москвы, управляющий партнер Адвокатского бюро «Падва и партнеры», член Научно-консультативного совета ФПА РФ, вице-президент Международного Союза (Содружества) адвокатов, лауреат Национальной премии в области адвокатской деятельности и адвокатуры в высшей номинации – «За честь и достоинство», заслуженный юрист Российской Федерации.

Генрих Павлович Падва родился 20 февраля 1931 г. в г. Москве. В 1953 г. окончил Московский юридический институт, в 1961 г. – исторический факультет Калининского педагогического института. С 1953 по 1971 г. работал в Калининской коллегии адвокатов.

Сначала был адвокатом в райцентре Погорелое Городище, а затем в г. Калинине. С 1971 г. по 1996 г. – член Московской городской коллегии адвокатов. С 1996 г. Возглавляет созданное им адвокатское бюро «Падва и партнеры».

Входил в состав Президиума Московской городской коллегии адвокатов и Совета Адвокатской палаты г. Москвы. Являлся вице-президентом Союза адвокатов СССР. Возглавлял НИИ адвокатуры Союза адвокатов СССР. Избирался членом Центрального Совета Ассоциации юристов России. В настоящее время – член Научно-консультативного совета ФПА РФ, вице-президент Международного Союза (Содружества) адвокатов.

Генрих Павлович имеет звание «Заслуженный юрист РФ», является кавалером Почетного Знака «Общественное Признание», неоднократно поощрялся наградами адвокатского сообщества. Награжден орденом Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации «За верность адвокатскому долгу», Золотой медалью имени Ф. Н. Плевако, Юбилейным памятным знаком «150 лет Российской адвокатуре». Он является лауреатом Национальной премии в области адвокатской деятельности и адвокатуры, учрежденной ФПА РФ, Фондом поддержки и развития адвокатуры «Адвокатская инициатива», Федеральным союзом адвокатов России и Международным Союзом (Содружеством) адвокатов, в высшей номинации «За честь и достоинство» (2011 г.). Ему вручен Бронзовый бюст Ф. Н. Плевако «За выдающийся вклад в укрепление единства российской адвокатуры». Имя Генриха Павловича Падва внесено в Книгу Почета Адвокатской палаты г. Москвы.

Генрих Павлович – автор многочисленных публикаций по различным правовым вопросам, в том числе по вопросам деятельности адвокатуры, а также нескольких книг, в числе которых автобиография «От сумы и от тюрьмы… Записки адвоката».

* * *

Стаж адвокатской деятельности Генриха Павловича – 68 лет. Его без преувеличения можно назвать легендой российской адвокатуры.

Генрих Павлович Падва прославился блестящим мастерством судебной защиты, ведением резонансных дел. Он представлял интересы издательского дома «Коммерсантъ», известных СМИ («Огонек», «Известия»), крупных российских и иностранных компаний («ПепсиКо», «Ренессанс Капитал», «Кембридж Кэпитал», банков («Ситибанк», «Менатеп»), семей академика Сахарова и Владимира Высоцкого, осуществлял защиту членов ГКЧП, бывшего управляющего делами Президента РФ Павла Бородина, бывшего главы компании «ЮКОС» Михаила Ходорковского, бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова.

Благодаря усилиям Генриха Падва в России был введен запрет на применение смертной казни. Еще будучи молодым адвокатом, он понял, что человек не имеет никакого права лишать другого человека жизни и смертной казни быть не должно (advgazeta.ru, 1 декабря 2011 г.).

Именно по его жалобе в Конституционный Суд РФ в связи с делом его подзащитного В.Г. (впоследствии оправданного) данная мера наказания была признана неконституционной.

Он внес огромный вклад в объединение адвокатов всей страны, сыграв важнейшую роль в создании в 1988 г. Союза адвокатов СССР (в 1992 г. преобразован в Международный Союз (Содружество) адвокатов, который является одним из авторитетных общественных объединений адвокатов). Делом своей жизни мэтр продолжает заниматься и в настоящее время, оказывая квалифицированную юридическую помощь высочайшего класса.

* * *

Как рассказывает Генрих Павлович, профессиональное мастерство он приобрел благодаря тому, что после окончания института не остался в Москве на каком-нибудь «теплом» месте, как большинство его однокашников, а уехал в Калининскую область, где работал до 1971 г.

Первоначально работал в маленьком поселке, где дел было немного, что давало возможность каждое из них внимательно изучить, почитать связанную с ним теоретическую литературу и как следует подготовиться к судебному разбирательству. Читал всю юридическую периодику (advgazeta.ru, 7 марта 2014 г.).

Умение выступать в суде – важнейший для адвоката навык, считает мастер. И здесь «надо учиться говорить внятно, красиво, так, чтобы судьи с интересом слушали.

Но важно не переборщить…». По его мнению, в судебной речи адвоката важны, прежде всего, ее начало и ее окончание. «Часто я долго размышлял над тем, какой знак препинания должен стоять в конце моей речи, ведь от этого зависит, с какой интонацией я ее завершу» (advgazeta.ru, 10 декабря 2014 г.).

Самое худшее, что адвокат может сделать против обвиняемого, по словам Генриха Павловича, – усугубить его положение из-за неспособности подмечать важные детали, неумения вести допрос свидетелей, предвидя их возможные ответы. Ведь отсутствие противоречий и сомнений при некоторых обстоятельствах – во вред, а не во благо (advgazeta.ru, 7 марта 2014 г.).

А о долге адвоката он написал так: «Милость к падшим. Слышите, к падшим! <…> Сегодня гол защитника может и должен быть услышан не только судом, но всеми людьми нашими. Отцы и матери, братья и сестры, дети наши порой оступаются, падают, сказать страшно – иной раз и преступниками становятся. Не наш ли долг – общий, совместный – не подталкивать их далее, в смрад и скверну? “Люди они, человеки”!» (См.: Падва Г. П. От сумы и от тюрьмы…: Записки адвоката. М.: ПРОЗАиК, 2011.)

* * *

Генрих Павлович – воплощение чеховской мысли о том, что в человеке все должно быть прекрасно. Его безупречный внешний вид отмечают коллеги, друзья, ученики. Он великолепный знаток живописи, его любимые художники – Эль Греко, Утрилло, из современных мастеров предпочитает творчество Натальи Нестеровой. У него множество разнообразных увлечений – от поэзии до футбола. Генрих Падва по-настоящему любит жизнь, и она отвечает ему взаимностью.

Президент ФПА

Всего наилучшего Вам, мэтр!

Генрих Павлович Падва – достояние не только российской адвокатуры, но и всей России. Его имя стало символом преданности профессии и самоотдачи, высочайшего мастерства и принципиальности, интеллигентности и благородства! Мы сердечно поздравляем Генриха Павловича с замечательным юбилеем и желаем ему здоровья, творческих сил, новых ярких побед. Всего наилучшего Вам, мэтр!
Вице-президент ФПА РФ, председатель Комиссии Совета ФПА РФ по защите прав адвокатов, первый вице-президент АП Г. Москвы

Подношение к юбилею

90 лет – дата, безусловно, серьезная. Но, благодаря успехам медицины, сильно уже не впечатляет. А вот вторая – 68 лет адвокатской деятельности – действительно, редчайшая.

Как пришел Генрих Падва в 1953 г. в адвокатуру – так ни на мгновение ей не изменял. И профессиональный путь его можно считать уникальным. Он, один из самых одаренных выпускников Московского юридического института, коренной москвич, не стал прилагать усилия к тому, чтобы остаться в столице или хотя бы распределиться в какой-нибудь областной центр либо крупный город, а начал адвокатскую практику в захолустье, селе, имевшем очень подходящее к тому название «Погорелое Городище», Калининской (ныне Тверской) области. Задержался там надолго – Торжок, Калинин – и вернулся в Москву почти через 20 лет – в 1971 г.

Московская городская коллегия тогда находилась на пике своей популярности, славилась большим числом высоких профессионалов! И то, что знания и мастерство «провинциала» были быстро оценены в такой среде, дорогого стоит.

Через несколько лет ему было доверено важное направление корпоративной деятельности – наставничество. И он воспитал десятки стажеров, молодых адвокатов, которые сейчас успешно работают и уже сами взрастили немало учеников. С этого времени наш юбиляр на острие всех наиболее острых проблем адвокатуры.

  • 1985 г. – «коротаевщина» (по фамилии следователя, возглавившего следственную группу прокуратуры РСФСР), гонения на московских адвокатов, попытка криминализировать дополнительное вознаграждение, выплачиваемое доверителями адвокату в условиях жесткой и несправедливой тарифной сетки. Падва блестяще проводит защиту арестованного коллеги и добивается его полной реабилитации.
  • 1987 г. – зарождается идея объединить адвокатов страны. Падва возглавляет рабочую группу, колесит по городам и весям, убеждает руководителей республиканских и областных коллегий. Итог: сопротивление Министерства юстиции преодолено, в 1989 г. Создается Союз адвокатов СССР (сейчас Международный Союз (Содружество) адвокатов), Падва избирается его вице-президентом.
  • 1992 г. – подули ветры перемен: при участии юбиляра образуется совместное с США адвокатское образование.
  • 2002 г. – по новому закону учреждается Адвокатская палата Москвы. В том, что она стала действительно независимой, самоуправляемой организацией, а не придатком одной раскрутившейся так называемой параллельной коллегии – большая заслуга мэтра.

И постоянная, без скидок на общественную занятость, напряженная адвокатская практика, участие в тяжелейших, нередко с политическим подтекстом, процессах.

Два года назад столкнулся с ним в Московском городском суде. Генрих ожидал в коридоре начала слушания одного гражданского дела. Выглядел утомленным. Потом случайно узнал, что дело было сложным, повышенно конфликтным. Я не ошибся. Молодая адвокатесса, в нем участвовавшая, рассказала мне, что они отметили заметное недомогание мэтра. Но только – пока он не начал выступать. «Мы были покорены, – говорила она, – безупречной аргументацией, культурой речи, мэтр на глазах помолодел».

Мне вспомнились в связи с этим воспоминания о знаменитом актере Соломоне Михоэлсе. Непревзойденный исполнитель роли короля Лира страдал жестокими приступами радикулита. Но никогда из-за них спектакли не отменял. Его подводили к сцене, и как только он ступал на нее, то перевоплощался и вдохновенно проводил весь спектакль.

Любимая работа украшает нашу жизнь, держит в форме. Я радуюсь неравнодушию моего многолетнего товарища, его переживаниям за судьбы отечественной адвокатуры, которой отдана вся жизнь. И желаю ему, чтобы эта жизнь в профессии продолжалась как можно дольше.

Евгений Семеняко
Первый вице-президент ФПА РФ, президент АП Санкт-Петербург

Генрих Падва – фигура нарицательная (вместо юбилейного тоста)

Генрих Павлович Падва – бесспорно, историческая личность не только для меня, но и для многих представителей современной российской и советской адвокатуры. «Могучая четверка» – Генрих Павлович Падва, Георгий Алексеевич Воскресенский, Михаил Александрович Гофштейн, Владимир Васильевич Калитвин – подняла такую глыбу, которую не могли сдвинуть с места несколько предшествующих поколений адвокатуры, в том числе дореволюционных.

Что я имею в виду? Стремление нашей профессиональной корпорации к объединению было не только услышано, но и воспринято нашими коллегами как руководство к действию. Это они, преодолевая огромные препятствия, смогли организовать первый учредительный съезд Союза адвокатов СССР. Они стали признанными лидерами в адвокатуре. Среди них был Генрих Павлович.

Что в нем сразу выделялось? Генрих Павлович всегда выглядел как настоящий адвокат – я имею в виду не внешние атрибуты, такие как борода, очки, импозантный вид. Было видно, что он адвокат по своей сути. Мне кажется, адвокатское сообщество, впервые собравшись на такую представительную встречу, моментально почувствовало его внутреннюю суть, его любовь и огромный интерес к адвокатской профессии, причем не только в плане создания собственной адвокатской практики, а в плане переживания за наши общие дела.

Уверен, что имя юбиляра войдет в историю адвокатуры. Несмотря на то что он больше адвокат, чем руководитель, он соответствовал той роли, на которую его сподвигло адвокатское сообщество. У Генриха Павловича были все возможности для того, чтобы оставаться лидером, руководителем, председателем, президентом. Но его профессиональная и человеческая суть, абсолютная любовь к профессии, преданность ей способствовали тому, что он, проведя важную работу, вернулся к обычной адвокатской деятельности. Хотя, конечно, обычным адвокатом он не стал. Он – один из тех представителей нашей профессии, по которым можно судить, кто такой адвокат по своей сути.

Мне кажется, что своей профессиональной адвокатской деятельностью он немало сделал для того, чтобы фигура адвоката пользовалась авторитетом и уважением. Можно ли припомнить в России хотя бы одно громкое резонансное дело, в котором не участвовал бы Генрих Павлович? Для меня он – пример того, что можно назвать служением профессии. Предназначение нашей профессии – служение справедливости, праву, законности, авторитету адвокатуры. Я бы сказал, что Генрих Павлович – фигура нарицательная. В нем, как еще в нескольких представителях адвокатуры, персонифицировалась сама профессия.

Можно очень любить адвокатскую профессию, но очень важно, чтобы эта любовь была взаимной. А такая взаимность обеспечивается только высочайшим профессионализмом. Мне кажется, что у Генриха Павловича – как, впрочем, у каждого из нас, независимо от таланта и уровня известности, – есть свои победы и поражения. Но даже поражения чаще всего проистекают не оттого, что мы, адвокаты, не правы, а оттого, что мы всего лишь можем изложить свою точку зрения и она не всегда будет воспринята судом. Убежден, что у юбиляра, как и у многих наших коллег, список побед мог бы быть значительно длиннее, если бы нам посчастливилось взаимодействовать с судом, который более восприимчив к позиции адвокатуры, чем тот, с которым мы чаще всего сталкиваемся в нашей профессиональной карьере. Но даже при этом Генрих Павлович, который, как и все мы, на следствии и в судебных заседаниях занимал критическую позицию в отношении обвинения, пользуется авторитетом не только в нашей корпорации, но и в судейском сообществе, и в юридическом сообществе в целом.

Хочу пожелать Генриху Павловичу прежде всего абсолютного здоровья и долголетия. Мне кажется, что, когда у человека такая содержательная жизнь, в этом есть присутствие судьбы. Я хотел бы пожелать, чтобы ангелы-хранители никогда не оставляли его без своего доброго и участливого присутствия, чтобы он имел возможность еще много-много лет радоваться жизни, гордиться своими успехами, осознавать, насколько плодотворно он провел те годы жизни, которые отмечаются сейчас юбилейной датой, чтобы его всегда сопровождала любовь близких, чтобы они были здоровы, чтобы он ощущал поддержку и уважительное отношение со стороны коллег. Пусть он по-прежнему будет счастливым человеком. И еще хотел бы пожелать Генриху Павловичу сохранять радостное и заинтересованное отношение к жизни, а также дальнейших профессиональных успехов.

Рассказать:
Яндекс.Метрика