×

Плюсы и минусы цифровизации

26 ноября в режиме ВКС состоялась конференция «Цифровое будущее адвокатуры и уголовного судопроизводства в контексте конституционных новелл»
Материал выпуска № 23 (328) 1-15 декабря 2020 года.
Конференция организована Федеральной палатой адвокатов РФ совместно с кафедрами адвокатуры и уголовно-процессуального права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). Мероприятие являлось совместной секцией XVI ежегодной конференции ФПА РФ «Адвокатура. Государство. Общество» и прошедшей в рамках Х Московской юридической недели XVIII Международной научно-практической конференции «Кутафинские чтения» – «Новеллы Конституции Российской Федерации и задачи юридической науки». Представители российского адвокатского сообщества, зарубежных адвокатур, ученые из России и других стран обсудили концептуальные и практические вопросы, связанные с внедрением цифровых технологий.

Открыла дискуссию вице-президент ФПА РФ, к.ю.н., доцент, заведующая кафедрой адвокатуры МГЮА Светлана Володина. Она приветствовала участников и предоставила слово президенту ФПА РФ, д. ю.н., профессору кафедры адвокатуры МГЮА Юрию Пилипенко. В своем выступлении Юрий Пилипенко сосредоточил внимание на концептуальных вопросах цифровизации, касающихся не только адвокатуры и юридической профессии в целом, но судьбы всего человечества.

Он заметил, что «сейчас мы с вами являемся активными участниками, творцами перехода человечества на новый уклад – в цифровой век», и не стал скрывать своего достаточно пессимистичного отношения к цифровизации, назвав не только положительные, но и отрицательные стороны этого глобального процесса. С одной стороны, стремительно развивающуюся в последние 10–15 лет цифровизацию все привыкли воспринимать как средство, облегчающее жизнь. С другой – еще в позапрошлом веке человечество осознало, что в техническом прогрессе есть не только плюсы, но и минусы: освобождая от тяжелого труда, машина вместе с тем лишает человека работы, а значит, и средств к существованию.

Юрий Пилипенко напомнил о возникшем в Англии в первой четверти XIX в. движении луддитов, которые ломали заменившие их машины в надежде вернуться на фабрики. Это движение не увенчалось успехом, «машины стали наступать все дальше и дальше, все перешло в сферу цифровизации, и отсюда возникает закономерный вопрос: а когда мы с вами столкнемся с тем, что нас с вами машины, алгоритмы, цифра, новые технологии начнут выбрасывать из жизни?»

Несмотря на то что такая опасность пока неочевидна, по словам Юрия Пилипенко, она существует уже достаточно давно. Например, очень многие юридические действия, такие как оформление договоров, достаточно легко цифровизуются и становятся частью большого алгоритма. Уже несколько лет назад не было необходимости средней сложности вопрос задавать юристу – можно было с помощью поисковой системы в интернете найти ответ, «чаще всего соответствующий потенциальному среднему ответу, который может дать средний адвокат». И «мы должны понимать, что неизбежно во весь рост встанет вопрос о потребности в юристах, адвокатах, – считает президент ФПА РФ. – Нас, адвокатов, спасает только необходимость эмпатии в нашей деятельности, но надолго ли этого хватит?»

Юрий Пилипенко отметил и еще один аспект внедрения цифровых технологий в различные сферы жизни и деятельности человечества. Недалеко то время, когда на дорогах в большом количестве появятся автомобили, оборудованные системой автоматического управления. Такой автомобиль сам будет принимать решение, с какой скоростью ехать, куда поворачивать. Но самое главное – он будет принимать решение, что делать в аварийной ситуации: например, врезаться в столб и разбиться с вероятностью 90 процентов или врезаться в детскую коляску на обочине и с 90-процентной вероятностью убить ребенка? Пока этот выбор за человеком, и, соответственно, его судьба будет в дальнейшем решаться в силу этого выбора. Если же такое решение – убивать ребенка или водителя в машине – придется принимать алгоритму, то стоит иметь в виду, что могут появиться разные варианты настроек машины: «альтруист» и «эгоист». И может случиться так, что настройку будет выбирать производитель машины.

Поскольку государство очень активно занимается цифровыми технологиями, то «именно государство в ближайшие годы будет настраивать “автомобиль правоприменения”, условно говоря, на “альтруиста” или “эгоиста”», – считает президент ФПА РФ.

«Это действительно серьезная проблема. Все то, что мы пока обсуждаем как удобство, рано или поздно поставит вопрос о необходимости нашего с вами существования не только в профессии, но и на этой планете. Благодаря пандемии цифровые технологии начинают получать дополнительные аргументы в пользу своего развития, и впору задать вопрос: а что здесь оказалось важнее – цифровизация, которой необходим катализатор, или пандемия, которая случайно оказалась катализатором развития цифровых технологий?»

По мнению Юрия Пилипенко, «еще несколько лет мы действительно будем цифровизацию воспринимать как удобство, но лет через пять, максимум десять мы будем цифровизацию воспринимать как вопрос “To be or not to be?” – “Кому быть: нам или алгоритмам?”»

* * *

Затем вниманию участников конференции был представлен ряд выступлений, в которых затрагивались вопросы цифровизации уголовного судопроизводства; цифровой трансформации российской адвокатуры; использования цифровых технологий в практике адвокатуры и судов Азербайджана, Беларуси, Латвии, Украины, Нидерландов и США; другие актуальные темы.

Так, консультант по правовым программам Всемирного банка, советник ФПА РФ Ольга Шварц рассказала о зарубежном опыте цифровизации уголовного процесса. Она сообщила о трех уже внедренных цифровых технологиях: новых видах сбора доказательств, цифровых доказательствах, создании онлайн-платформ межведомственного взаимодействия.

Член Совета Латвийской коллегии присяжных адвокатов Дмитрий Скачков поделился опытом цифровизации деятельности адвокатуры в Латвии. По его словам, к моменту начала пандемии в 2020 г. латвийская судебная система и адвокатура подошли подготовленными с цифровой точки зрения.

Адвокат, член Брестской областной коллегии адвокатов Евгений Кукета посвятил свое выступление электронным технологиям, применяемым в деятельности адвокатуры и судов Республики Беларусь. Он отметил, что применение цифровых технологий приветствуется на государственном уровне.

Секретарь Совета адвокатов Украины, заместитель председателя комитета электронного судопроизводства и кибербезопасности адвокатской деятельности Игорь Колесников рассказал о том, как живет и работает украинская адвокатура в условиях цифровизации. Адвокат, осуществляющий адвокатскую деятельность в штате Нью-Йорк (США), судья Арбитражного суда (Arbitrator and Court Certified Circuit Civil Mediator) в штатах Нью-Йорк и Флорида, основатель и директор школы Juristudents International Юлия Буxман рассказала о практике дистанционных судебных заседаний по уголовным делам в США.

Преподаватель юридического факультета Бакинского государственного университета, адвокат Коллегии адвокатов Азербайджанской Республики, кандидат юридических наук Аббас Атакиши остановился на изменениях азербайджанского уголовно-процессуального законодательства в связи с цифровизацией. Преподаватель департамента правового регулирования бизнеса факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», кандидат юридических наук, адвокат Валерия Романова посвятила свое выступление вопросам адвокатской деятельности и судопроизводства в период пандемии, основываясь на опыте России и Англии. Она рассказала об оказании квалифицированной юридической помощи и осуществлении правосудия в удаленном формате.

Кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-процессуального права Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА) Елена Антонович продолжила выступления об успешном зарубежном опыте электронного судопроизводства сообщением о цифровизации уголовного судопроизводства в Нидерландах. Она привела данные рейтингов, согласно которым Нидерланды наряду с Финляндией входят в число лидеров в электронных технологиях.

* * *

Член Совета ФПА РФ Елена Авакян в своем выступлении на тему «Цифровая трансформация адвокатуры в России. Первоначальный этап» заявила о том, что государство нацелено на создание суперсервиса «Правосудие-онлайн» на единой промышленной платформе. Некоторые компоненты искусственного интеллекта непременно будут внедряться в эту систему, и адвокатура должна быть готова войти в нее на равных с судами и другими государственными органами, для чего создается Комплексная информационная система адвокатуры России (КИС АР). В своей презентации эксперт показала, как будет осуществляться поэтапное развитие КИС АР, которая будет соответствовать всем требованиям по защите персональных данных адвокатов и их доверителей. Система позволит формировать актуальный реестр, обмениваясь сведениями с адвокатскими палатами регионов и с Министерством юстиции РФ.

Заведующая кафедрой уголовно-процессуального права МГЮА Лидия Воскобитова предложила создать на базе КИС АР отдельный канал, через который адвокат сможет включаться в судебное разбирательство по делу, в котором он выступает в качестве защитника. Цифровизация должна позволять и адвокату, и следователю предоставлять в электронной форме документы для включения в дело. Причем адвокат должен сам решать, на каком этапе, с точки зрения пользы для защиты, включать тот или иной документ в дело: на этапе предварительного следствия или уже в ходе судебного разбирательства. В свою очередь следователь должен предоставить возможность адвокату в электронной форме удаленно знакомиться с делом. А если он считает необходимым закрыть какую-то информацию от адвоката до конца расследования, для этого он должен получить санкцию суда, обосновав эту необходимость.

Затем Лидия Воскобитова наметила три этапа цифровизации уголовного судопроизводства: цифровизация доступа к правосудию, цифровизация процесса доказывания, цифровизация процессуальных аспектов, связанных с коммуникацией.

Ее выступление завершило первую часть XVI ежегодной конференции ФПА РФ «Адвокатура. Государство. Общество». Вторая часть конференции (см.: «АГ». 2020. № 24 (329)) пройдет 1 декабря 2020 г., среди вопросов ее повестки – жизнь адвокатского сообщества после вступления в силу 1 марта 2020 г. поправок в Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Рассказать:
Яндекс.Метрика