В рамках принятия мер по назначению защитника, предусмотренных ст. 50, 51 УПК РФ, 50 ГПК РФ, 54 КАС РФ, дознаватель, следователь или суд принимают решения, обеспечивающие реализацию права на защиту подозреваемого, обвиняемого, подсудимого в уголовном судопроизводстве, на представление интересов граждан в гражданском процессе. Как отмечается в статье, нередки случаи, когда указанные органы неправильно толкуют закон, что служит причиной поступления в Центр субсидируемой юридической помощи Адвокатской палаты Тамбовской области требований о назначении адвокатов, не основанных на нормах законодательства. Автор на конкретных примерах показывает, как своевременное реагирование на подобные факты помогает предотвращать выделение защитника по делам, где уже работают адвокаты по соглашению, не допускать необоснованное возбуждение дисциплинарных дел и в определенной степени контролировать расходование государственных средств.
Проблема привлечения органами дознания, предварительного следствия и суда к участию в деле дополнительных защитников (защитников-дублеров) наряду с адвокатами, осуществляющими защиту по соглашению с доверителями, существует с момента принятия Уголовно-процессуального кодекса РФ и Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Она постоянно активно обсуждается адвокатским сообществом, но, несмотря на это, на федеральном уровне долгое время отсутствовал документ, который позволил бы адвокатам четко понимать «границы дозволенного» во взаимодействии с судом и следственными органами при возникновении двойной защиты и одновременно закреплял бы алгоритм действий адвоката в этих сложных ситуациях.