×
Тюняева Анастасия
Тюняева Анастасия
Адвокат АБ г. Москвы «BGP LITIGATION»
Материал выпуска № 21 (350) 1-15 ноября 2021 года.

Окончание.
Начало в «АГ» № 20 (349)

Настоящая статья посвящена домашнему насилию, особая уязвимость жертв которого и необходимость активного участия государства в их защите подчеркиваются в ряде международных документов и прецедентной практике Европейского Суда по правам человека. Автор выражает свою озабоченность тем, что в России до сих пор не принят закон о домашнем насилии, несмотря на разработку и внесение соответствующих законопроектов на рассмотрение общественности и Государственной Думы ФС РФ, а в нормативной правовой базе отсутствует определение домашнего насилия как отдельного преступления или отягчающего обстоятельства при совершении других преступлений. Она напоминает, что дела этой категории фактически не расследуются правоохранительными органами, так как предусмотренные УК РФ составы преступлений подпадают под категорию дел частного обвинения. Обозначены профилактика, оперативное реагирование и реабилитация как основные направления решения проблемы, а также особая роль качественной работы с пострадавшими со стороны адвокатов.

Ранее в своем Определении КС РФ указал, что соответствующие преступления «не представляют значительной общественной опасности и их раскрытие обычно не вызывает трудностей, в связи с чем потерпевший сам может осуществлять уголовное преследование – обращаться за защитой своих прав и закон ных интересов непосредственно в суд и доказывать как факт совершения преступления, так и виновность в нем конкретного лица…»1. Однако 6 ноября 2017 г. Комитетом по ликвидации дискриминации в отношении женщин были приняты мнения в соответствии со ст. 7 (4) Факультативного протокола к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин2 по делу О. Г. против России (2017), согласно которым Комитет рекомендует властям «…(iv) отказаться от практики выдвижения обвинения в частном порядке по делам о семейно-бытовом насилии с учетом того, что судебный процесс неоправданно возлагает бремя доказывания исключительно на жертв семейно-бытового насилия, с тем чтобы обеспечить равенство сторон в ходе судебного разбирательства…»; «… (viii) оперативно, тщательно, беспристрастно и серьезно расследовать все сообщения о насилии в отношении женщин по признаку пола, обеспечить возбуждение уголовных дел во всех таких случаях…»3.

Рассказать:
Другие мнения
Якупов Тимур
Якупов Тимур
Юрист, партнер агентства практикующих юристов «Правильное право», помощник депутата Госдумы РФ
«Статичное» регулирование или справедливый подход?
Семейное право
И вновь о дуализме механизма взыскания алиментов на содержание детей
11 апреля 2024
Насонов Сергей
Насонов Сергей
Советник Федеральной палаты адвокатов РФ, адвокат АП г. Москвы, профессор кафедры уголовно-процессуального права Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), д.ю.н.
Смертная казнь: уголовно-процессуальный аспект
Уголовное право и процесс
Включение данной меры в УК заставит вернуть эти составы преступлений в подсудность присяжных
04 апреля 2024
Смола Павел
Высшая мера: материально-правовой аспект
Конституционное право
Ни международное право, ни законодательство РФ не изменились в сторону желательности смертной казни
02 апреля 2024
Саркисов Валерий
Саркисов Валерий
Адвокат АП г. Москвы, АК «Судебный адвокат»
Сопричинение вреда в умышленных преступлениях
Уголовное право и процесс
Статью 153 УПК целесообразно дополнить новым основанием для соединения уголовных дел
01 апреля 2024
Мухаметов Руслан
Мухаметов Руслан
Юрисконсульт ООО «РПК»
Год или три?
Арбитражный процесс
Исчисление срока исковой давности для привлечения КДЛ к субсидиарной ответственности
29 марта 2024
Буробин Виктор
Буробин Виктор
Член Совета ФПА РФ, адвокат АП г. Москвы, президент адвокатской фирмы «ЮСТИНА»
Смертная казнь: «за» и «против»
Уголовное право и процесс
Гражданское общество должно понимать, что с введением смертной казни безопасность людей не усилится
27 марта 2024
Яндекс.Метрика