Окончание.
Начало в «АГ» № 20 (349)
Настоящая статья посвящена домашнему насилию, особая уязвимость жертв которого и необходимость активного участия государства в их защите подчеркиваются в ряде международных документов и прецедентной практике Европейского Суда по правам человека. Автор выражает свою озабоченность тем, что в России до сих пор не принят закон о домашнем насилии, несмотря на разработку и внесение соответствующих законопроектов на рассмотрение общественности и Государственной Думы ФС РФ, а в нормативной правовой базе отсутствует определение домашнего насилия как отдельного преступления или отягчающего обстоятельства при совершении других преступлений. Она напоминает, что дела этой категории фактически не расследуются правоохранительными органами, так как предусмотренные УК РФ составы преступлений подпадают под категорию дел частного обвинения. Обозначены профилактика, оперативное реагирование и реабилитация как основные направления решения проблемы, а также особая роль качественной работы с пострадавшими со стороны адвокатов.
Ранее в своем Определении КС РФ указал, что соответствующие преступления «не представляют значительной общественной опасности и их раскрытие обычно не вызывает трудностей, в связи с чем потерпевший сам может осуществлять уголовное преследование – обращаться за защитой своих прав и закон ных интересов непосредственно в суд и доказывать как факт совершения преступления, так и виновность в нем конкретного лица…»1. Однако 6 ноября 2017 г. Комитетом по ликвидации дискриминации в отношении женщин были приняты мнения в соответствии со ст. 7 (4) Факультативного протокола к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин2 по делу О. Г. против России (2017), согласно которым Комитет рекомендует властям «…(iv) отказаться от практики выдвижения обвинения в частном порядке по делам о семейно-бытовом насилии с учетом того, что судебный процесс неоправданно возлагает бремя доказывания исключительно на жертв семейно-бытового насилия, с тем чтобы обеспечить равенство сторон в ходе судебного разбирательства…»; «… (viii) оперативно, тщательно, беспристрастно и серьезно расследовать все сообщения о насилии в отношении женщин по признаку пола, обеспечить возбуждение уголовных дел во всех таких случаях…»3.