×

Возмещение экологического вреда: нормативное закрепление

Что стоит изменить в нормах гражданского, административного и финансового права
Брославский Лазарь
Брославский Лазарь
К.ю.н., доцент, Ph. D (law), общественный консультант юридической фирмы Broslavsky & Weinman

В предыдущей публикации «Возмещение экологического вреда: новые подходы к решению актуальных проблем» я затронул вопросы правовой природы института возмещения экологического вреда и привел аргументы в пользу того, что это должен быть комплексный правовой институт, включающий нормы не только гражданского (как в настоящее время), но и административного и финансового права (законодательства). В связи с этим были высказаны ряд предложений по совершенствованию природоохранного законодательства и практики его применения, включая целесообразность разработки и принятия специального закона о возмещении экологического вреда.

Гражданское право (законодательство)

Читайте также
Возмещение экологического вреда: новые подходы к решению актуальных проблем
О целесообразности двухуровневой системы ответственности
01 ноября 2024 Мнения

В развитие данной тематики отмечу, что гражданское право должно обеспечивать баланс публичных и частных интересов. При этом необходимо учитывать, что границы частного и публичного права весьма подвижны. C одной стороны, происходит «публицизация» частного права, с другой – «коммерциализация» широкого круга общественных отношений, ранее находившихся в сфере административного регулирования1.

В условиях рыночной экономики сфера применения гражданского права расширяется. Природные, природно-антропогенные и антропогенные объекты, естественные экологические системы, природные комплексы и ландшафты как источники материальных и нематериальных благ являются объектами гражданского оборота и охраняются нормами гражданского законодательства. Соответственно, происходит трансформация гражданско-правовых институтов. Это относится, в частности, к институтам права собственности, обязательств вследствие причинения вреда и страхования. Так, в главах ГК o праве собственности закреплены нормы, направленные на «коммерциализацию» общественных отношений, вытекающих из права частной собственности на определенные объекты окружающей среды в установленных законом пределах (ст. 129 «Оборотоспособность объектов гражданских прав»). Согласно п. 3 ст. 209 ГК владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той или иной мере, в какой их оборот допускается законом (ст. 129), осуществляются собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Исходя из этого, закономерным представляется вывод о необходимости внесения дополнений в ГК касательно норм, связанных с охраной окружающей среды, – в частности, гл. 2 «Возникновение гражданских прав и обязанностей, осуществление и защита гражданских прав», гл. 59 «Обязательства вследствие причинения вреда» и гл. 48 «Страхование». В перечень оснований возникновения гражданских прав и обязанностей (п. 1 ст. 8) Кодекса следовало бы также включить фразу «вследствие причинения вреда окружающей среде».

Договорная и внедоговорная ответственность «содержат элементы как частно-правового, так и публично-правового порядка. Различие лишь в их соотношении», «В ˂...˃ договорной ответственности значительно больше цивилистических элементов ˂...˃ в деликтной в наибольшей степени присутствуют публично-правовые элементы, и решающее значение имеет объективный элемент»2.

Юридическая наука и судебная практика однозначно рассматривают вопросы ответственности за причинение экологического вреда применительно к гражданско-правовому институту обязательства вследствие причинения вреда. При этом имеется в виду, что обязательство по возмещению экологического вреда возникает в результате экологического правонарушения и нарушитель несет деликтную ответственность в соответствии с нормами гл. 59 ГК.

Вынося решение о возмещении экологического вреда, суды, как правило, ссылаются на п. 1 ст. 77 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и соответствующие статьи гл. 59 ГК. При этом они руководствуются постановлениями Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 г. № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» (далее – Постановление № 21) и от 30 ноября 2017 г. № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде». В судебных актах, в частности, указывалось, что потерпевшими являются неопределенное число лиц, что означает причинение вреда общественным интересам. Между тем правовой институт обязательства вследствие причинения вреда традиционно ориентирован на защиту частных интересов, что четко сформулировано в гл. 59 ГК.

Однако правомерность ссылки на ГК в данном случае вызывает сомнение. Представляется, что данный вопрос должен быть решен в законодательном порядке. В частности, абз. 1 п. 1 ст. 1064 ГК следует, на мой взгляд, дополнить основаниями привлечения правонарушителя к деликтной ответственности за причинение экологического вреда в соответствии с положениями Кодекса, а именно: «Вред, причиненный личности и имуществу гражданина, имуществу юридического лица, а также окружающей природной среде, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред». Это означало бы, что деликтная ответственность является правовым средством защиты не только частных, но и публичных интересов.

В гл. 59 ГК закреплен принцип генерального деликта (абз. 1 п. 1 ст. 1064), а также предусмотрены случаи, когда применяются нормы, допускающие отступления от правил генерального деликта (специальные деликты). Такими специальными деликтами являются деликты, обеспечивающие защиту жизни, здоровья и имущества (собственности) граждан, а также имущества юридических лиц.

Таким образом, в ГК представляется целесообразным включить статью, закрепляющую специальный экоделикт, имеющий публично-правовой характер и направленный на защиту общественных интересов – среду обитания человека: «Вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению лицом, причинившим вред, в случаях, предусмотренных законом».

Специфика экоделикта – предмет Закона об охране окружающей среды как системообразующего природоохранного закона; предлагаемого закона о возмещении экологического вреда, о котором я писал ранее; а также законодательных и нормативно-правовых актов по отдельным объектам (компонентам) окружающей среды. Считаю, что давно назрела необходимость решения на законодательном уровне вопроса об ответственности хозяйствующего субъекта за вред, причиненный в результате его правомерных действий.

Критические замечания в связи с этим справедливо высказывались в юридической литературе, например: «федеральное законодательство не содержит четкой и однозначной регламентации в отношении возмещения правомерного вреда окружающей среде, но и не отвергает такую возможность»3.

Это, конечно, верно. Но то, что закон не отвергает такую возможность – еще не решение проблемы. Думаю, для этого необходимо законодательное закрепление – а именно в Законе об охране окружающей среды, – нормы, предусматривающей ответственность, т.е. обязанность хозяйствующего субъекта возместить экологический вред, даже если он причинен в результате действий, соответствующих установленным экологическим требованиям.

Согласно п. 3 ст. 1064 ГК вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом. Несмотря на то что эта норма закреплена в статье «Общие основания ответственности за причинение вреда» Кодекса, «трактовать такое возмещение как возложение ответственности (имеется в виду юридической ответственности – Л.Б.) нет оснований. Если действия лица – причинителя вреда правомерны, то нет и самого правонарушения»4. Следовательно, механизм гражданско-правовой ответственности в этих случаях неприменим. «Получается, что само понятие деликта, традиционно используемого со времен римского права гражданским законодательством, уже не отражает всего спектра отношений, возникающих в современном мире и связанных с обязательством возместить причиненный вред. Такое обязательство может возникнуть как в результате правoнарушения, так и в результате правомерных действий»5.

Действительно, сфера потерь в гражданском обороте может выходить за рамки юридической ответственности. Законом об охране окружающей среды предусмотрено, что «экологический вред, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) субъектом хозяйственной и иной деятельности» (п. 2 ст. 77).

Следовало бы внести ясность в этот вопрос, закрепив в законе положение, что ответственность (обязанность) за возмещение экологического вреда несет лицо, причинившее этот вред в результате как неправомерных, так и правомерных действий, а также если экологический вред «унаследован» от предыдущего владельца (собственника) объекта окружающей среды. Ответственность за «унаследованный» экологический вред означает, что закон возлагает на хозяйствующего субъекта – природопользователя обязанность восстановить надлежащее качество окружающей среды и в тех случаях, когда такой вред причинен до приобретения или получения им на законных основаниях права собственности, владения или пользования данным объектом окружающей среды. Природопользователь несет эту ответственность как правопреемник – независимо от того, знал ли он об этом или нет. Безусловно, он вправе предъявить к предыдущему владельцу (собственнику) регрессный иск в случаях, когда негативные воздействия на состояние окружающей среды были долговременными, выявлены позднее и не могли быть установлены к моменту вступления им во владение данным объектом.

Ликвидация накопленного экологического вреда – самостоятельный правовой институт, неразрывно связанный с институтом возмещения экологического вреда. Закон об охране окружающей среды содержит лишь отдельные общие положения об этом. Однако законом не установлено, на кого возложенa вся эта работа, – в ч. 2 ст. 80.2 лишь yказано, что организацию работ по ликвидации накопленного вреда «вправе осуществлять оргaны государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, а в случаях, установленных Правительством, – ˂…˃ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление в области охраны окружающей среды».

Прежде всего следует отметить, что это очевидно не право, а обязанность госорганов. Но главное – не указан хозяйствующий субъект как ответственная сторона. На него, как представляется, в первую очередь должна быть возложена обязанность принимать меры по предотвращению и накоплению экологического вреда, вести его учет и своевременно информировать об этом соответствующие госорганы, особенно если выявлен «унаследованный» вред; устранить допущенные нарушения экологических требований и в максимально кратчайшие сроки восстановить надлежащее качество окружающей среды своими силами, средствами и за свой счет, при необходимости обращаясь в соответствующие госорганы за материально-технической и финансовой помощью, а также другим средствам господдержки (ст. 18 закона). Также закон содержит отсылочную норму о том, что порядок организации и проведения связанных с этим работ устанавливается Правительством РФ. Думается, что это предмет предлагаемого закона о возмещении экологического вреда. Правовой институт ликвидации накопленного экологического вреда находится в стадии становления и является предметом отдельного анализа.

Внесение в гл. 59 ГК дополнений, связанных с возмещением экологического вреда, означает также необходимость распространения гражданско-правового института страхования на сферу охраны окружающей среды и внесения дополнений в гл. 48 ГК.

Законодательство и судебная практика оперируют различными видами страховых рисков. Экологический риск – один из них. Деятельность хозяйствующего субъекта нередко связана с экологическими рисками и является потенциальной угрозой причинения вреда здоровью граждан и имуществу (собственности) физических и юридических лиц, публично-правовых образований, а также окружающей среде. В связи с этим необходимы финансовые гарантии, что и в таких случаях причиненный вред будет возмещен за счет хозяйствующего субъекта – его причинителя.

Правовым инструментом решения такой задачи представляется страхование. Необходимость использования института страхования вытекает из презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, закрепленной в ст. 3 Закона об охране окружающей среды, ст. 1 которого содержит понятие экологического риска: «вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера».

Использование страхования (добровольного и обязательного) как экономико-правового средства охраны окружающей среды – тенденция, которая отчетливо проявляется во всем мире несколько десятилетий. Этот вид страхования выполняет стимулирующую функцию, поскольку характеризует надежность хозяйствующего субъекта и его деловую репутацию как защитника окружающей среды, что в современном мире исключительно важно. Страхование выполняет также компенсационную функцию, поскольку направлено на возмещение вреда, причиненного здоровью людей, имуществу (собственности) физических и юридических лиц, публично-правовых образований, а также экологического вреда.

Однако одно лишь добровольное страхование вряд ли сможет решить все проблемы, связанные с экологическими рисками: нельзя полагаться лишь на стихию рынка. Представляется необходимым законодательное закрепление обязательного страхования ответственности за причинение экологического вреда. На мой взгляд, следует дополнить п. 3 ст. 927 «Добровольное и обязательное страхование» ГК указанием на возможность в предусмотренных законом случаях обязательного государственного страхования гражданско-правовой ответственности за причинение экологического вреда, а также внести в эту статью новый пункт о том, что обязательному страхованию подлежит деятельность, связанная с повышенной опасностью для окружающей среды. Соответственно, потребуется дополнить п. 2 ст. 929 и п. 1 ст. 931 Кодекса указанием на возможность заключения договора страхования ответственности за причинение экологического вреда.

Положения ГК о страховании ответственности за причинение экологического вреда следует конкретизировать в Законе об организации страхового дела. Это позволит распространить гражданско-правовой институт страхования на случаи причинения экологического вред6

Финансовоe право (законодательство)

Финансово-правовыми средствами возмещения экологического вреда являются:

  • плата за негативное воздействие на окружающую среду;
  • бюджетное финансирование;
  • экономическое стимулирование хозяйственной деятельности – налоговые льготы, субсидии, гранты, льготные кредиты, освобождение от платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее – НВОС).

Плата за НВОС – это предусмотренная законом обязанность хозяйствующих субъектов, предназначенная для восстановления качества окружающей среды в случаях, когда в результате хозяйственной и иной деятельности ей причинен вред.

Компенсационный характер платы за НВОС заключается в том, что все уплачиваемые хозяйствующими субъектами суммы перечисляются в специальные фонды, средства которых должны расходоваться только на экологические цели, в том числе на возмещение экологического вреда – как прошлого, так и будущего. По правовой природе платы за НВОС – это обязанность, не являющаяся мерой юридической ответственности, поэтому ее уплата не должна освобождать хозяйствующего субъекта от выполнения обязательства возместить экологический вред, причиненный в результате его деятельности. Верховный Суд в Постановлении № 21 разъяснил, что «внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде».

Эффективным средством как предотвращения НВОС, так и возмещения экологического вреда в результате деятельности человека является использование договорно-правового механизма государственно-частного партнерства (далее – ГЧП).

В качестве примеров можно назвать реализацию проектов по модернизации системы очистки сточных вод в Санкт-Петербурге, что значительно улучшило качество вод; утилизации отходов в Москве, завершившегося вводом в эксплуатацию завода по переработке отходов, что позволило значительно сократить количество отправляемых на свалку отходов; восстановлению пострадавших от пожаров и незаконной вырубки лесных массивов Сибири.

Весьма успешным был проект восстановления экосистем торфяников после масштабных торфяных пожаров в Московской области летом 2010 г. (заказчиком от имени государства выступило Минприроды РФ). В реализации проекта участвовали и крупные частные компании, наряду с которыми к ликвидации последствий торфяных пожаров были привлечены предприятия и компании малого и среднего бизнеса, преимущественно в рамках субподрядных договоров. Им были предоставлены субсидии на возмещение затрат, связанных с ликвидацией последствий пожаров, включая расходы на оборудование, материалы и рабочую силу, а также гранты на реализацию экологических проектов по восстановлению пострадавших территорий. Они были освобождены и от уплаты налога на прибыль на период выполнения работ по ликвидации последствий пожаров; им была снижена ставка по налогу на имущество, предоставлены льготные кредиты с пониженной процентной ставкой для закупки необходимого оборудования и материалов, а также кредиты с отсрочкой платежей на период выполнения работ. В результате проведенных работ значительно снизился риск повторных пожаров и улучшилась экологическая ситуация в регионе.

Немаловажную роль в успешном развитии предпринимательской деятельности играет участие компаний и предприятий частного бизнеса в экологических проектах, поскольку это положительно влияет на их репутацию на рынке.

Читайте также
Пути совершенствования российского природоохранного законодательства
Экоделикт как специальный деликт в системе гражданского права
24 ноября 2022 Мнения

Особого внимания заслуживает проблема бюджетного финансирования. К сожалению, до сих пор природоохранные мероприятия финансируются «по остаточному принципу», на что постоянно обращают внимание и научные работники, и практики. Так, в отклике на мою статью «Пути совершенствования российского природоохранного законодательства», опубликованную в «АГ» в ноябре 2022 г., Юрий Меженков подчеркнул, что «как правило, взысканные с нарушителя денежные средства просто пополняют соответствующий муниципальный бюджет или бюджет субъекта РФ и тратятся на иные цели, не связанные с восстановлением нарушенного состояния природной среды».

Таким образом, основная природоохранная проблема – объем финансирования расходов на экологию. При этом, безусловно, должны учитываться как состояние экологии, так и возможности государства исходя из потребностей в финансировании по другим статьям бюджета.

Что касается действующей системы законодательного регулирования применительно к экологии, cледовало бы, по моему мнению, закрепить в Бюджетном кодексе РФ правовые нормы, регулирующие общественные отношения в сфере природоохраны. В частности, стоит предусмотреть в ст. 78.4 БК, что в бюджетах бюджетной системы РФ могут предусматриваться субсидии в целях финансового обеспечения охраны окружающей среды в соответствии с законодательством.

Однако ключевой вопрос, требующий решения в законодательном порядке, – создание специальных экологических фондов (федеральных, субъектов Федерации и муниципальных), средства которых должны направляться исключительно на экологические цели. В Законе об охране окружающей среды, в частности, целесообразно предусмотреть источники формирования и пополнения этих фондов, а также запретить их использование для решения других задач (как нередко происходит с платой за НВОС). Источниками формирования и пополнения экологических фондов, как представляется, должны стать: бюджетное финансирование; плата за НВОС; суммы, возвращаемые хозяйствующими субъектами за траты государства на восстановление качества окружающей среды, если очистные и другие работы производились за счет государства, и взысканные с хозяйствующих субъектов за причинение экологического вреда на основании судебных решений или уплаченные ими добровольно; административно-правовые штрафы за нарушение природоохранного законодательства.

В специальном законе о возмещении экологического вреда, базируясь на положениях Закона об охране окружающей среды, стоит, на мой взгляд, закрепить механизм возмещения экологического вреда, а также гражданско-правовые, административно-правовые и финасово-правовые нормы ответственности за экологические правонарушения.

Административно-правовая ответственность и возмещение экологического вреда

В статье Н.А. Шевелевой, зав. кафедрой административного и финансового права юридического факультета СпбГУ, справедливо отмечается, что административное право до сих пор базируется на советских подходах7. К этому же выводу пришел и я, анализируя проблемы административной ответственности хозяйствующих субъектов за причинение экологического вреда: «На сегодняшний день административная ответственность базируется на тех же принципах, что и в советский период. Если персональная ответственность в большей или меньшей степени работала и работает в настоящее время, то ответственность юридических лиц имеет весьма ограниченный эффект. Обязательным условием привлечения к административной ответственности за экологические правонарушения физических лиц безусловно должны быть наличие вины.

Другое дело, когда речь идет о хозяйствующих субъектах. Oни, по моему мнению, должны нести ответственность независимо от вины. “Форма и степень вины (умысел, грубая или простая неосторожность) – должны быть основанием только для определения размера взыскиваемых штрафов”. Если нарушение экологических требований носит длительный характер, штраф следовало бы начислять за каждый день данного нарушения. В законе целесообразно предусмотреть минимальный и максимальный размер штрафа»8.

Представляются заслуживающими внимания законодательство и практика взыскания административных штрафов за экологические правонарушения Германии. Контрольно-надзорные органы выдают хозяйствующему субъекту-правонарушителю предписание об устранении выявленных нарушений и принятии мер по их предотвращению в установленный предписанием срок. Если все указанные в предписании требования выполнены, штраф не взыскивается. В противном случае хозяйствующий субъект обязан уплатить административный штраф за выявленные при проверке нарушения, а если они носят длительный характер – штраф за каждый день этих нарушений.

В свете изложенного также видится целесообразным исключить из КоАП РФ нормы об административной ответственности хозяйствующих субъектов – то есть сохранить в Кодексе только статьи, касающиеся ответственности граждан, а административную ответственность хозяйствующих субъектов представляется целесообразным установить в законодательных актах, регулирующих соответствующие сферы жизни общества.

Административную ответственность хозяйствующих субъектов – «экологических правонарушителей», думаю, стоит предусмотреть непосредственно в законодательных актах по отдельным объектам окружающей среды и видам деятельности: Земельном, Водном и Лесном кодексах РФ; федеральных законах об охране недр, о животном мире, об отходах производства и потребления и др.

Реформирование системы административной ответственности хозяйствующих субъектов за нарушение природоохранного законодательства должно быть направлено на то, чтобы взысканные с нарушителей штрафы выполняли не только стимулирующую и карательную, но и правовосстановительную функцию, и достаточно внушительные – а не символические, как в настоящее время, – суммы штрафов поступали в экологические фонды и расходовались исключительно на экологические цели.

В заключение добавлю, что система правового регулирования возмещения экологического вреда должна быть гибкой, направленной на решение двуединой задачи: установление эффективной системы ответственности хозяйствующих субъектов за состояние окружающей среды и создание надлежащих условий для развития предпринимательской деятельности, чтобы «не задавить» бизнес чрезмерными санкциями и излишними обременениями и ограничениями. Закон об охране окружающей среды (ст. 17) предусматривает средства господдержки хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды. К этому можно также добавить выдачу разрешения на временное отступление от обязательных нормативов НВОС.


1 Яковлев В.Ф., Талапина Э.В. Роль публичного и частного права в регулировании экономики // Журнал российского права. 2012. № 2. С. 7.

2 Мозолин В.П. Гражданско-правовая ответственность в системе российского права // Журнал российского права. 2012. № 1. С 34–40.

3 Кичигин Н.В. Возмещение правомерного экологического вреда. Правовое возмещение экологического вреда. Научно-практическое пособие. М., 2017. С. 152.

4 Садиков О.Н. Убытки в гражданском праве Российской Федерации. М., 2009. С. 5–9.

5 Садиков О.Н. Там же.

6 Кичигин Н.В. Там же.

7 Шевелева Н.А. Административное право до сих пор базируется на советских подходах// Закон. № 3 за 2024 г. С 8–15.

8 Брославский Л.И. России нужен Закон о возмещении экологического вреда // Экологическое право. 2020. № 3. С. 37–43.

Рассказать:
Другие мнения
Самсонов Павел
Самсонов Павел
Управляющий партнер юридической консалтинговой группы «Ком-Юнити»
Выплата действительной стоимости доли в ООО: новые правила
Корпоративное право
Плюсы и минусы проекта поправок в Закон об ООО с учетом арбитражной практики
19 мая 2025
Андрюнин Дмитрий
Андрюнин Дмитрий
Юрист Nasonov&Partners
Границы решают не всё
Земельное право
ВС указал, что вхождение участка в пределы красных линий улиц не отменяет зарегистрированное право собственности на него
19 мая 2025
Дарякулиев Руслан
Дарякулиев Руслан
Адвокат, член АП Московской области
Диффамации могли лишить страну сурдлимпийской золотой медали
Гражданское право и процесс
Суды поддержали доводы иска, основанного на выводах лингвистического исследования
16 мая 2025
Арутюнян Овагим
Арутюнян Овагим
Адвокат, член АП Ставропольского края
Можно ли задавать вопросы следователю в суде при рассмотрении ходатайства о заключении лица под стражу?
Уголовное право и процесс
И в каких случаях это необходимо
15 мая 2025
Жаров Евгений
Жаров Евгений
Адвокат по экологическим спорам, член АП г. Москвы, Адвокатское бюро ZHAROV GROUP, лауреат Ecoworld РАЕН, к.э.н.
Новый этап трансформации отрасли обращения с ТКО
Природоохранное право
Ключевые факторы успешной реализации «мусорной» реформы
14 мая 2025
Брикульский Иван
Брикульский Иван
Юрист, руководитель Центра конституционного правосудия
Существует ли конституционное право на приватизацию?
Конституционное право
Данное право в Основном Законе не закреплено, но вытекает из его норм
14 мая 2025
Яндекс.Метрика