Наряду с поздравлениями ограничимся лишь несколькими штрихами, которые характеризуют Гасана Мирзоева как честолюбивого, принципиального, настойчивого и очень активного человека, которому довелось проявить себя в разных сферах деятельности, начиная с работы в правоохранительных органах и заканчивая руководством созданными им Гильдией российских адвокатов, рядом других общественных объединений и средств массовой информации, Российской академией адвокатуры и нотариата.
Трудно себе представить, сколько сил, упорства и выдержки понадобилось рабочему Бакинского завода железобетонных шпал, чтобы после перехода на работу в Министерство охраны общественного порядка Азербайджанской ССР начать карьеру юриста. А ведь ему пришлось еще и отслужить действительную военную службу в рядах Советской армии, где, кстати, он получил в 1972 г. свою первую государственную награду – медаль «За отвагу на пожаре».
Вот что он сам рассказывает об этом эпизоде своей жизни: «Первая моя награда – когда я был сержантом советской армии, то получил медаль за отвагу на пожаре. Тогда я работал с курсантами, их было 400 человек, я обучал их премудростям специальной связи, работы телеграфиста. Летом 1972 года вся средняя полоса России была охвачена лесными пожарами. Нас по тревоге поднимают и говорят: “Товарищи солдаты, горят подмосковные леса, нужны добровольцы, два шага вперед”. И я сделал два шага вперед, а за мной вся рота, все до единого сделали эти два шага. Это потом нам ордена вручали, медали вручали. А тогда мы не могли дышать».
Следователь, арбитр, адвокат, организатор
Получая диплом о высшем юридическом образовании, Гасан Мирзоев уже имел опыт работы в должности военного следователя Военной Прокуратуры Баладжарского гарнизона Закавказского военного округа; затем успел стать юрисконсультом Министерства строительства и эксплуатации автомобильных дорог АзССР. Однако уже через год он получил статус адвоката и через некоторое время стал заведующим юридической консультацией No 13 г. Баку. Затем в стране началась перестройка, а в жизни Гасана Мирзоева – смена декораций с калейдоскопической быстротой.
Вначале его, депутата районного совета, направили переводом из Баку в Москву, прямо в Президиум Верховного Совета СССР. А там, случайно встретившись в коридорах власти с Главным государственным арбитром Союза ССР Виктором Васильевичем Найденовым, по его совету Гасан Мирзоев решил перейти в арбитражную систему и стал государственным арбитром города Москвы по надзору за рассмотрением дел в 1-й инстанции. Правда, лишь через несколько месяцев сессия Моссовета единогласно утвердила его кандидатуру на эту должность.
«В феврале 1986 года я прилетел в Москву насовсем. Семья осталась в Баку, мама молчала и не хотела говорить о переезде, дети учились, а отца не стало двумя годами раньше. Но именно он мечтал о возвращении в Москву – в город его молодости, его научных изысканий, учебы и трудного пути признания», – пишет Г. Мирзоев1.
Став арбитром, он с коллегами решили получить еще и высшее экономическое образование, чтобы глубже разбираться в хозяйственных вопросах. И почти три года, с 1987 по 1989-й, они «грызли гранит экономической науки» в московском Институте управления имени Серго Орджоникидзе», – вспоминает Г. Мирзоев. В 1989 г. он получил диплом по специальности «организатор управления научными исследованиями». Нужно быть твердым и уверенным, что ты не уйдешь с того пути, по которому идешь в жизни и который признаешь верным, считает он.
Потом еще один период своей жизни провел в США, на должности заместителя генерального директора российского торгово-культурного центра в Нью-Йорке. «Мы располагались в башнях-близнецах. Во Всемирном торговом центре было 5 этажей в собственности Советского Союза, – вспоминает Гасан Мирзоев. – Нет сейчас ни того этажа, ни того здания –11 сентября 2001 года стерло с лица земли башни-близнецы Торгового центра, унеся тысячи ни в чем не повинных жизней».
Учредитель
После возвращения из командировки в США Гасан Мирзоев снова пришел в здание «Мосюрцентра» в Малом Полуярославском переулке и не без конфликта вновь занял кабинет председателя Президиума Коллегии адвокатов «Московский юридический центр».
Чуть позже в рамках Коллегии были созданы департамент организации правовой защиты предпринимательской деятельности, департамент оказания правовой помощи гражданам и другие. «Договор о личном адвокате был применен нами впервые по аналогии с такой же формой обслуживания на Западе. И во многом мы были первооткрывателями. Вслед за нами движение по преобразованию таких юридических центров, как наш, в коллегии адвокатов нового типа стало массовым», – утверждает бессменный председатель Коллегии.
И именно здесь 24 сентября 1994 г., когда при попытке провести объединительный съезд руководителям адвокатских союзов и коллегий не удалось договориться, 43 делегата, представлявшие так называемые параллельные коллегии, во главе с Мирзоевым создали Гильдию российских адвокатов.
«Сорок три коллегии подписали Учредительный договор! Гильдия – старинное русское слово, введенное в обиход Петром Великим, приобрело новый смысл. Имена и города, которые мы представляли, гарантировали тот авторитет, который заслужила Гильдия с самого начала. Начиная от президента, заканчивая председателями судов, нашими коллегами из других адвокатских образований – едва ли не все поздравили нас с ее созданием! Мы вдруг почувствовали, что мир закрутился вокруг нас. Я иногда даже заснуть не мог от переизбытка эмоций и ощущения масштаба нашего детища. Сколько хорошего мы сделали, без лишних слов и без помощи со стороны!».
Депутат
В 2000 г. уже защитивший диссертацию на соискание ученой степени доктора юридических наук Гасан Мирзоев был избран депутатом Государственной Думы ФС РФ III созыва, где занимал пост заместителя председателя Комитета Государственной Думы по государственному строительству.
Именно в это время в России был поставлен ребром вопрос о принятии федерального Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре. Проект закона рождался в острых дискуссиях. Благодаря настойчивости заместителя главы Администрации Президента РФ Дмитрия Козака, руководившего рабочей группой, законопроект все же был согласован ее членами. И хотя большинство поправок, предложенных Мирзоевым, в итоге не прошли, именно ему как депутату Совет Государственной Думы поручил доложить проект этого закона в последнем, третьем чтении. 26 апреля 2002 г. Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» был принят, а 31 мая подписан Президентом России.
Взгляд в будущее
В 2006–2011 гг. Гасан Мирзоев являлся заместителем президента ФПА РФ. В дальнейшем, рассуждая о будущем адвокатуры, он отмечал, что «адвокатура должна следовать духу времени». При этом, размышляя о ее развитии, президент ГРА вначале предполагал, что трансформироваться будет в первую очередь «властная адвокатская система, административная структура, то есть именно палаты», тогда как общественные объединения адвокатов сохранятся, поскольку они «давно твердо стоят на ногах». Однако со временем его взгляды менялись. На IX Всероссийском съезде адвокатов президент ГРА заявил: «Мы выступаем за единство и сплоченность адвокатского сообщества». А 8 августа 2019 г. члены Исполкома ГРА с подачи своего руководителя приняли резолюцию, в которой выразили «уверенность, что именно Федеральная палата адвокатов РФ и Гильдия российских адвокатов совместно с другими общероссийскими адвокатскими объединениями и представителями научного экспертного сообщества обеспечат конструктивное взаимодействие в направлении совершенствования правового регулирования организации адвокатуры на основе единых подходов».
Следует заметить, что от Гасана Мирзоева не раз исходили предложения, вызывавшие неоднозначную реакцию. Чего стоит, например, его идея присваивать статус адвокатам не сразу после экзамена, а когда освободится «вакансия», как это происходит в нотариате.
Зато почти все готовы поддержать другое его высказывание: «Я мечтаю о том времени, когда не адвокат будет снижать стоимость своей работы по оказанию правовой помощи гражданину, чтобы тот мог ею воспользоваться, а наоборот, когда каждый человек в нашей стране будет жить достойно, обеспеченно настолько, чтобы, не задумываясь, пользоваться юридической помощью адвоката по любому вопросу, чтобы у людей была такая возможность, чтобы каждый россиянин имел своего адвоката как гаранта спокойствия и соблюдения его гражданских прав».
Уважаемый Гасан Борисович!
От всей души поздравляю Вас с юбилеем! Желаю здоровья, счастья, благополучия Вам, Вашим родным и близким!
Благодаря энергии, дальновидности и умению находить решения сложных проблем Вы вносите заметный вклад в развитие российской адвокатуры, ее способность достойно отвечать на вызовы времени. Большое значение для нашей корпорации имеет проводимая Вами работа по подготовке квалифицированных кадров для адвокатуры.
Желаю Вам дальнейших успехов в плодотворной профессиональной, научной и преподавательской деятельности, новых идей для развития и приумножения сделанного!
Гасан Борисович!
Я Вас поздравляю! Вы человек-действие. Каждый человек немного мечтатель. А вы – мечтатель-воплотитель. Если я перечислю все, что Вы сделали, то мне откажут в связи с реальностью. Все, что Вы создали, – сделано для адвокатуры и для адвокатов. Я не знаю, кто может с Вами посоревноваться.
Главное, Вы – адвокат. И Вы сражаетесь за интересы и права многочисленных доверителей. Вы захотели – и создали единственное в стране учебное заведение для адвокатов. И там учатся дети, мечтающие стать адвокатами. Вы создали Высшие курсы повышения квалификации адвокатов. Там оттачивают свое мастерство адвокаты всей страны. Вы воплотили в жизнь адвокатские награды, адвокатский журнал, дом Адвоката... А Ваша международная деятельность! Во все, что Вы делаете, вы вкладываете всего себя. И это не может не подкупать.
Но все это грани Ваших профессиональных подвигов. А Вы еще и настоящий друг, и жизнь мне не раз показала, как Вы поступаете на крутых виражах. Мне очень повезло быть Вашим другом. Еще Вы глава большой и очень дружной семьи. И вместе с Вами возглавляет семью женщина с большой буквы – Ваша Зинаида Яковлевна! Я хочу пожелать, чтобы добро быстрее победило зло. Чтобы все дети и внуки, близкие и родные были всегда рядом, благополучны и счастливы. А Вы дальше реализуйте все свои мечты. Спасибо за то, что Вы есть.
Дорогой Гасан Борисович!
Уже 75! Не могу сказать: «Какие Ваши годы!», но соглашусь с изречением нашего великого мэтра, что 75 – это, конечно, возраст, но еще не срок!
Уже 75! Извините за нескромность, но я один из немногих, кто был с Вами, когда Вы, простите за банальность, прорывались через тернии – к звездам. Нет, не как адвокат, ведь Вы уже тогда были известным защитником, а как креативный и талантливый зодчий строительства новой адвокатуры.
Уже 75! А покой ведь Вам только снится. Достаточно сегодня зайти к Вам в кабинет минут этак на 10–15, чтобы почувствовать ритм жизни, который Вы соблюдаете: беспрерывные звонки, какие-то клиенты, просящие именно Вашего участия в их делах, помощники, пресс-секретари, консультанты, адвокаты и все со своими бумагами, которые Вы читаете, правите, ругаетесь за неточную орфографию...
Уже 75! И дай Вам Бог, чтобы радость бытия, любовь к ближним и новые творческие планы по-прежнему крутились в Вашей светлой голове и всегда реализовывались!
Только 75! И помните, как сказал поэт: «... и старческой любви позорней – сварливый старческий задор!»
Не думайте, что Вы уже посадили все цветы и можете расслабиться. Только вперед, дорогой Гасан Борисович! И впереди у Вас длинная дорога, по которой я от всей души желаю идти как можно дальше и как можно дольше.
1 Здесь и далее цитируется книга: Мирзоев Г.Б. Мой завет. М.: Academia, 2008. – 288 с.