Продолжая тему связи между Библией и адвокатской деятельностью, отмечу, что Новый Завет развивает известные истины и открывает новые нравственные ориентиры, в том числе для адвокатской профессии.
Так, обличая правосудие, Иисус Христос предлагал спорящим всегда искать согласия между собою и идти на мировую, прежде чем в суд, чтобы «судья не отдал тебя истязателю, а истязатель не вверг тебя в темницу» (Толкование на МФ 5: 25).
«Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими».
Самую великую мысль изрек Иисус в Нагорной проповеди: «А я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного» (Мф.5, 44–45).
Очень важно, что в п. 2 ст. 7 КПЭА отмечено: предупреждение судебных споров является составной частью оказываемой адвокатом юридической помощи, поэтому адвокат заботится об устранении всего, что препятствует мировому соглашению.
Именно адвокаты заявляют в судах ходатайства о прекращении уголовных дел на основании ст. 25 УПК РФ за примирением сторон, а также предварительно принимают все меры для достижения примирения. Таким образом, действия адвокатов, направленные на прекращение уголовных дел в связи с примирением сторон, богоугодны. С одной стороны, примирение в суде исключает судимость и, как правило, с воодушевлением воспринимается подсудимыми, а с другой – позволяет нивелировать человеческие антагонизмы, что принципиально важно для христианства.
К сожалению, судьи и прокуроры при рассмотрении таких ходатайств не всегда готовы примирить стороны, даже когда все предусмотренные законом условия соблюдены.
Иисус говорит: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят». Для адвокатов данное предписание Нового Завета актуально при обжаловании незаконных действий и решений должностных лиц. Оно также согласуется с нормой п. 4 ст. 13 КПЭА, согласно которой защитник обязан обжаловать приговор при наличии оснований к его отмене или изменению, а также в других случаях.
Слова Христа должны вселять оптимизм в адвокатов, уверенных в незаконности вынесенного в отношении подзащитного судебного акта и необходимости использовать все предусмотренные законом средства с подачей жалоб, вплоть до Европейского Суда по правам человека.
Далее Иисус говорит: «Дорогу осилит идущий».
Можно сколько угодно сетовать на недостатки судебной системы, но отменить незаконное решение можно только путем активных процессуальных действий.
Российские адвокаты не раз убеждались в правильности этих слов, добиваясь побед в судах кассационной инстанции и ЕСПЧ, пройдя длительный и тернистый путь борьбы за нарушенные права и свободы доверителей.
Иисус заявляет: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что выходит из уст, оскверняет человека. А исходящее из уст – из сердца исходит; сие оскверняет человека».
«В речах – слава и бесчестие, и язык человека бывает падением ему» (Сир. 5, 15).
Эти слова актуальны для адвокатов как представителей одной из самых публичных профессий, от их слов зависят как судьба подзащитного, так и репутация самого защитника.
В Ветхом Завете находим: «Обуздывающий язык будет жить мирно, и ненавидящий болтливость уменьшит зло» (Сир. 19, 6).
Эти требования корреспондируют подп. 7 п. 1 ст. 9 КПЭА, согласно которому адвокат не вправе допускать в процессе разбирательства дела высказывания, умаляющие честь и достоинство других участников разбирательства, даже в случае их нетактичного поведения.
В то же время в ст. 12 Кодекса указано: «Участвуя в судопроизводстве, а также представляя интересы доверителя в органах государственной власти и органах местного самоуправления, адвокат должен соблюдать нормы соответствующего процессуального законодательства, проявлять уважение к суду и другим участникам процесса, следить за соблюдением закона в отношении доверителя и в случае нарушений прав последнего ходатайствовать об их устранении.
Возражая против действий судей и других участников процесса, адвокат должен делать это в корректной форме и в соответствии с законом».
Для желающих разбогатеть примечателен диалог Иисуса с богатым человеком, когда Иисуса спрашивают: «Учитель, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» – «Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать».
Он же сказал ему в ответ: «Учитель! Все это сохранил я от юности моей».
Иисус взглянул на него, полюбил его и сказал ему: «Одного тебе не достает: пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за мною, взяв крест».
Посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам своим: «Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие».
«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут».
Сегодня, думаю, трудно найти человека, который готов раздать все свое имущество нищим, чтобы «иметь сокровище на небесах», либо не станет откладывать определенную денежную сумму для решения житейских проблем в будущем.
Интересен взгляд на данную проблему 28-го президента США Вудро Вильсона: «Не забывайте, что “Отче наш” начинается с просьбы о хлебе насущном. Трудно хвалить Господа и любить ближнего на пустой желудок».
Применительно к современности слова Иисуса Христа, на мой взгляд, следует понимать как необходимость соблюдать умеренность в желании разбогатеть, а также обязательно оказывать помощь нуждающимся в ней.
Принято считать, что бескорыстие – это не великие дела, а маленькие поступки, совершенные с огромной любовью. Иисус говорит: «Дух господень на мне; ибо он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу» (выделено мной. – Н.Г.) (п. 18 Глава 4. От Луки). Думаю, адвокатской деятельности это очень близко.
Примечательно, что Иисус не говорит о том, что освобождать необходимо непременно невиновных, – он ведет речь об измученных, и это неудивительно, поскольку даже виновный, согрешивший имеет право на прощение Господа.
УПК РФ также предусматривает применение ряда смягчающих процедур в отношении виновных, прекращение уголовных дел по нереабилитирующим основаниям и т.д.
Слова Христа о помощи нуждающимся находят отражение в ст. 26 Закона об адвокатуре о случаях оказания юридической помощи бесплатно.
«Берегитесь лжепророков, которые приходят к Вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете. Так всякое дерево доброе приносит добрые плоды, а худое дерево приносит худые плоды» (Матф. 7: 15).
В соответствии с п. 3.1 ст. 9 КПЭ сотрудничество с органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, в ходе осуществления адвокатской деятельности несовместимо со статусом адвоката.
Квалификационным комиссиям адвокатских палат известны факты, когда некоторые адвокаты предают доверителей либо, вопреки этическому запрету, участвуют в оперативно-разыскных мероприятиях. Таких защитников можно сравнить с волками в овечьей шкуре. Иисус Христос говорит, что их можно «узнать по плодам», то есть по поступкам.
«Иной молчит – и оказывается мудрым; а иной бывает ненавистным за многую болтливость» (Сир. 20, 5).
Примечателен так называемый суд против Иисуса Христа: Пилат спросил его: «Ты ничего не отвечаешь? Видишь, как много против тебя обвинений». Но Иисус и на это ничего не отвечал, так что Пилат дивился.
В ответ на выдвинутые абсурдные и бездоказательные обвинения Иисус молчал, не считая необходимым защищаться. Есть мнение историков-евангелистов, согласно которому Иисус сознательно приближал казнь, не противился ей, дабы принять самую яркую и мученическую смерть в жизни человеческой.
Между тем поведение Иисуса Христа у Понтия Пилата – это классическая реализация права не свидетельствовать против себя, предусмотренного ст. 51 Конституции РФ. Данное фундаментальное право следовало бы учитывать адвокатам, когда они участвуют в формировании правовой позиции подзащитных.
Библия сохранила для нас гениальную по логике и внутреннему убеждению, по простоте и выразительности защитительную речь, которую по праву можно назвать венцом адвокатского искусства, – слово в защиту женщины, обвиненной книжниками и фарисеями в прелюбодеянии.
Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: «Кто из вас без греха, первый брось в нее камень». И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышавши то и будучи обличаемые совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних, и остался один Иисус и женщина, стоящая посредине» (Евангелие от Иоанна, 8: 1–11).
В известном библейском эпизоде Христос искусно исполнил роль защитника: он не стал оправдывать очевидный грех женщины, но, одновременно взывая к совести пришедших, освободил ее от телесного наказания. Он продемонстрировал здесь всю значимость адвокатской профессии и преподал восхитительный урок, свидетельствующий о необходимости защиты человека, даже если он преступил закон (нет сомнения в том, что по существовавшим законам Иудеи эта женщина считалась преступницей).
Представляется справедливым, если бы слова Иисуса «кто из вас без греха, первый брось в нее камень» стали обязательным условием при принятии судьбоносных решений судьями, прокурорами и следователями.
С седой древности до наших дней многие выдающиеся мыслители, общественные и религиозные деятели выполняли благородную миссию защитника. История сохранила имена талантливых адвокатов, чьи выступления в защиту обвиняемых, угнетаемых и обличаемых обрели бессмертие как яркие образцы ораторского искусства и примеры беззаветного служения справедливости и истине. Несомненно, «фундаментом» адвокатской деятельности являются именно библейские принципы.
Исполняя важную общественную миссию защиты людей, каждый адвокат, наделенный свободой воли, может как нарушить библейские и этические профессиональные нормы, так и соблюсти их. Как поступить в сложной этической ситуации, каждый выбирает сам.