×
Гаспарян Нвер
Гаспарян Нвер
Адвокат АП Ставропольского края, советник ФПА РФ

Продолжая тему связи между Библией и адвокатской деятельностью, отмечу, что Новый Завет развивает известные истины и открывает новые нравственные ориентиры, в том числе для адвокатской профессии.

Читайте также
Божественное предназначение профессии адвоката
Анализируя Ветхий Завет, можно найти много адвокатских истин, воспринятых законодательством и КПЭА
05 Марта 2021 Мнения

Так, обличая правосудие, Иисус Христос предлагал спорящим всегда искать согласия между собою и идти на мировую, прежде чем в суд, чтобы «судья не отдал тебя истязателю, а истязатель не вверг тебя в темницу» (Толкование на МФ 5: 25).

«Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими».

Самую великую мысль изрек Иисус в Нагорной проповеди: «А я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного» (Мф.5, 44–45).

Очень важно, что в п. 2 ст. 7 КПЭА отмечено: предупреждение судебных споров является составной частью оказываемой адвокатом юридической помощи, поэтому адвокат заботится об устранении всего, что препятствует мировому соглашению.

Именно адвокаты заявляют в судах ходатайства о прекращении уголовных дел на основании ст. 25 УПК РФ за примирением сторон, а также предварительно принимают все меры для достижения примирения. Таким образом, действия адвокатов, направленные на прекращение уголовных дел в связи с примирением сторон, богоугодны. С одной стороны, примирение в суде исключает судимость и, как правило, с воодушевлением воспринимается подсудимыми, а с другой – позволяет нивелировать человеческие антагонизмы, что принципиально важно для христианства.

К сожалению, судьи и прокуроры при рассмотрении таких ходатайств не всегда готовы примирить стороны, даже когда все предусмотренные законом условия соблюдены.

Иисус говорит: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят». Для адвокатов данное предписание Нового Завета актуально при обжаловании незаконных действий и решений должностных лиц. Оно также согласуется с нормой п. 4 ст. 13 КПЭА, согласно которой защитник обязан обжаловать приговор при наличии оснований к его отмене или изменению, а также в других случаях.

Слова Христа должны вселять оптимизм в адвокатов, уверенных в незаконности вынесенного в отношении подзащитного судебного акта и необходимости использовать все предусмотренные законом средства с подачей жалоб, вплоть до Европейского Суда по правам человека.

Далее Иисус говорит: «Дорогу осилит идущий».

Можно сколько угодно сетовать на недостатки судебной системы, но отменить незаконное решение можно только путем активных процессуальных действий.

Российские адвокаты не раз убеждались в правильности этих слов, добиваясь побед в судах кассационной инстанции и ЕСПЧ, пройдя длительный и тернистый путь борьбы за нарушенные права и свободы доверителей.

Иисус заявляет: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что выходит из уст, оскверняет человека. А исходящее из уст – из сердца исходит; сие оскверняет человека».

«В речах – слава и бесчестие, и язык человека бывает падением ему» (Сир. 5, 15).

Эти слова актуальны для адвокатов как представителей одной из самых публичных профессий, от их слов зависят как судьба подзащитного, так и репутация самого защитника.

В Ветхом Завете находим: «Обуздывающий язык будет жить мирно, и ненавидящий болтливость уменьшит зло» (Сир. 19, 6).

Эти требования корреспондируют подп. 7 п. 1 ст. 9 КПЭА, согласно которому адвокат не вправе допускать в процессе разбирательства дела высказывания, умаляющие честь и достоинство других участников разбирательства, даже в случае их нетактичного поведения.

В то же время в ст. 12 Кодекса указано: «Участвуя в судопроизводстве, а также представляя интересы доверителя в органах государственной власти и органах местного самоуправления, адвокат должен соблюдать нормы соответствующего процессуального законодательства, проявлять уважение к суду и другим участникам процесса, следить за соблюдением закона в отношении доверителя и в случае нарушений прав последнего ходатайствовать об их устранении.

Возражая против действий судей и других участников процесса, адвокат должен делать это в корректной форме и в соответствии с законом».

Для желающих разбогатеть примечателен диалог Иисуса с богатым человеком, когда Иисуса спрашивают: «Учитель, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» – «Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать».

Он же сказал ему в ответ: «Учитель! Все это сохранил я от юности моей».

Иисус взглянул на него, полюбил его и сказал ему: «Одного тебе не достает: пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за мною, взяв крест».

Посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам своим: «Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие».

«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут».

Сегодня, думаю, трудно найти человека, который готов раздать все свое имущество нищим, чтобы «иметь сокровище на небесах», либо не станет откладывать определенную денежную сумму для решения житейских проблем в будущем.

Интересен взгляд на данную проблему 28-го президента США Вудро Вильсона: «Не забывайте, что “Отче наш” начинается с просьбы о хлебе насущном. Трудно хвалить Господа и любить ближнего на пустой желудок».

Применительно к современности слова Иисуса Христа, на мой взгляд, следует понимать как необходимость соблюдать умеренность в желании разбогатеть, а также обязательно оказывать помощь нуждающимся в ней.

Принято считать, что бескорыстие – это не великие дела, а маленькие поступки, совершенные с огромной любовью. Иисус говорит: «Дух господень на мне; ибо он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу» (выделено мной. – Н.Г.) (п. 18 Глава 4. От Луки). Думаю, адвокатской деятельности это очень близко.

Примечательно, что Иисус не говорит о том, что освобождать необходимо непременно невиновных, – он ведет речь об измученных, и это неудивительно, поскольку даже виновный, согрешивший имеет право на прощение Господа.

УПК РФ также предусматривает применение ряда смягчающих процедур в отношении виновных, прекращение уголовных дел по нереабилитирующим основаниям и т.д.

Слова Христа о помощи нуждающимся находят отражение в ст. 26 Закона об адвокатуре о случаях оказания юридической помощи бесплатно.

«Берегитесь лжепророков, которые приходят к Вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете. Так всякое дерево доброе приносит добрые плоды, а худое дерево приносит худые плоды» (Матф. 7: 15).

В соответствии с п. 3.1 ст. 9 КПЭ сотрудничество с органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, в ходе осуществления адвокатской деятельности несовместимо со статусом адвоката.

Квалификационным комиссиям адвокатских палат известны факты, когда некоторые адвокаты предают доверителей либо, вопреки этическому запрету, участвуют в оперативно-разыскных мероприятиях. Таких защитников можно сравнить с волками в овечьей шкуре. Иисус Христос говорит, что их можно «узнать по плодам», то есть по поступкам.

«Иной молчит – и оказывается мудрым; а иной бывает ненавистным за многую болтливость» (Сир. 20, 5).

Примечателен так называемый суд против Иисуса Христа: Пилат спросил его: «Ты ничего не отвечаешь? Видишь, как много против тебя обвинений». Но Иисус и на это ничего не отвечал, так что Пилат дивился.

В ответ на выдвинутые абсурдные и бездоказательные обвинения Иисус молчал, не считая необходимым защищаться. Есть мнение историков-евангелистов, согласно которому Иисус сознательно приближал казнь, не противился ей, дабы принять самую яркую и мученическую смерть в жизни человеческой.

Между тем поведение Иисуса Христа у Понтия Пилата – это классическая реализация права не свидетельствовать против себя, предусмотренного ст. 51 Конституции РФ. Данное фундаментальное право следовало бы учитывать адвокатам, когда они участвуют в формировании правовой позиции подзащитных.

Библия сохранила для нас гениальную по логике и внутреннему убеждению, по простоте и выразительности защитительную речь, которую по праву можно назвать венцом адвокатского искусства, – слово в защиту женщины, обвиненной книжниками и фарисеями в прелюбодеянии.

Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: «Кто из вас без греха, первый брось в нее камень». И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышавши то и будучи обличаемые совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних, и остался один Иисус и женщина, стоящая посредине» (Евангелие от Иоанна, 8: 1–11).

В известном библейском эпизоде Христос искусно исполнил роль защитника: он не стал оправдывать очевидный грех женщины, но, одновременно взывая к совести пришедших, освободил ее от телесного наказания. Он продемонстрировал здесь всю значимость адвокатской профессии и преподал восхитительный урок, свидетельствующий о необходимости защиты человека, даже если он преступил закон (нет сомнения в том, что по существовавшим законам Иудеи эта женщина считалась преступницей).

Представляется справедливым, если бы слова Иисуса «кто из вас без греха, первый брось в нее камень» стали обязательным условием при принятии судьбоносных решений судьями, прокурорами и следователями.

С седой древности до наших дней многие выдающиеся мыслители, общественные и религиозные деятели выполняли благородную миссию защитника. История сохранила имена талантливых адвокатов, чьи выступления в защиту обвиняемых, угнетаемых и обличаемых обрели бессмертие как яркие образцы ораторского искусства и примеры беззаветного служения справедливости и истине. Несомненно, «фундаментом» адвокатской деятельности являются именно библейские принципы.

Исполняя важную общественную миссию защиты людей, каждый адвокат, наделенный свободой воли, может как нарушить библейские и этические профессиональные нормы, так и соблюсти их. Как поступить в сложной этической ситуации, каждый выбирает сам.

Рассказать:
Другие мнения
Харди Тимур
Харди Тимур
Адвокат, партнер АБ г. Москвы «Лебедева-Романова и партнеры»
Из полицейских – в адвокаты
Адвокатура, государство, общество
Переход из правоохранительной системы в адвокатуру подразумевает определенную переоценку жизненных ценностей
30 Ноября 2021
Гуревич Сталина
Гуревич Сталина
Адвокат АП Московской области, член Комиссии по защите прав адвокатов АП МО
Репутация адвоката должна быть кристально чистой
Адвокатура, государство, общество
Ужесточив допуск к экзамену, можно существенно повысить «качественный» состав адвокатуры
26 Ноября 2021
Колосовский Сергей
Колосовский Сергей
Адвокат АП Свердловской области, член комиссии по защите профессиональных прав адвокатов АП Свердловской области
«Правоохранительное прошлое» адвоката не является определяющим
Адвокатура, государство, общество
Почему целесообразно ввести испытательный срок для вступающих в адвокатуру
25 Ноября 2021
Резник Генри
Резник Генри
Вице-президент ФПА РФ, первый вице-президент АП г. Москвы
Суд «защитил» нарушение права на защиту?
Защита прав адвокатов
Почему адвокатам необходим частичный иммунитет от административной ответственности
22 Ноября 2021
Гривцов Андрей
Гривцов Андрей
Адвокат, старший партнер АБ «ЗКС»
Истинным адвокатом может быть всякий, кто им по-настоящему является
Адвокатура, государство, общество
Ни профессионализм, ни порядочность не зависят от предыдущего опыта работы
18 Ноября 2021
Фурсова Елизавета
Фурсова Елизавета
Старший юрист практики разрешения споров Lidings
Возможно ли нормировать труд адвоката?
Адвокатура, государство, общество
«Переработки» адвокатов – следствие перегруженности судов, а не пробелов в регулировании рабочего времени
28 Октября 2021
Яндекс.Метрика