В статье на основе практики сопровождения сделок по приобретению российскими резидентами иностранных компаний и покупки российским или иностранным покупателем иностранных компаний с дочерними обществами в России авторы рассматривают ситуации, когда подобные сделки требуют согласования с Правительственной комиссией в России.
Как известно, с осени 2022 г. действуют существенные ограничения на совершение и исполнение сделок и операций с долями и акциями российских хозяйственных обществ, когда одной из сторон по сделке является иностранное лицо из так называемых недружественных стран. Такие сделки по общему правилу требуют разрешения подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ (далее – Правительственная комиссия). Необходимость такого разрешения Правительственной комиссии не вызывает никакого сомнения в ситуации, когда объектом сделки являются доли и акции российских хозяйственных обществ, тем более если покупателем выступает российское лицо. Но что если объектом сделки является иностранная компания? А если сторонами по сделке выступают иностранные лица, то необходимость разрешения Правительственной комиссии на такую сделку кажется еще менее очевидной.