×

Комиссионное вознаграждение или убыток?

При пересмотре дела с учетом позиции ВС важно определить, что именно входит в состав взыскиваемой суммы
Дигмар Юнис
Дигмар Юнис
Адвокат АП г. Москвы, МКА «ВЕРДИКТЪ», основатель юридической компании «Дигмар групп»

27 октября 2020 г. Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда РФ опубликовано Определение № 305-ЭС20-10019 по делу А40-159817/2019 (далее – Определение).

Читайте также
Удержание комиссионного вознаграждения не является зачетом
Верховный Суд решил, что условие договора об удержании комиссионного вознаграждения не может квалифицироваться как зачет требований по этому договору, поскольку относится к порядку расчетов сторон
05 ноября 2020 Новости

Кратко напомню фабулу дела: концерн (истец, комитент), в отношении которого было возбуждено производство по делу о банкротстве и введена процедура наблюдения, обратился в Арбитражный суд г. Москвы с иском к обществу (ответчику, комиссионеру) о взыскании задолженности свыше 1,5 млн долл. по договору комиссии, в соответствии с которым комиссионер принял на себя обязательство от своего имени, по поручению и за счет комитента за вознаграждение реализовать производимое комитентом технологическое оборудование иностранному заказчику.

При этом в соответствии с условиями договора цена поставляемого оборудования составила более 15 млн долл. Комиссионное вознаграждение установлено в размере свыше 1,3 млн долл.

Ответчик в возражениях на иск указывал, что сальдо взаимных предоставлений сложилось в его пользу, поскольку он перечислил денежные средства комитенту за вычетом штрафных санкций и убытков в связи с ненадлежащим исполнением истцом его обязательств по поставке оборудования.

АС г. Москвы удовлетворил требования истца в полном объеме и взыскал с ответчика задолженность, сославшись на установленный ст. 63 Закона о банкротстве запрет прекращения денежных обязательств путем зачета встречного однородного требования, поскольку в отношении истца введена процедура наблюдения. Суды апелляционной и кассационной инстанций поддержали данный вывод. Однако Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ отменила акты нижестоящих инстанций и направила дело на пересмотр, указав, что удержание суммы комиссионного вознаграждения не может быть квалифицировано как зачет требований в рамках указанного договора, поскольку относится к порядку расчетов сторон.

Более того, Верховный Суд отметил, что неперечисление денежных средств ответчиком истцу было обусловлено ненадлежащим исполнением последним обязательств по поставке оборудования, в результате чего у комиссионера возникло право на возмещение всех понесенных им убытков, включая санкции заказчика. При этом в решении АС г. Москвы был приведен довод ответчика о том, что в результате ненадлежащего исполнения истцом обязательств заказчик применил к ответчику штрафные санкции в размере 5% от стоимости контракта, что составило свыше 1,4 млн долл.

В то же время представляется, что выводы, изложенные в Определении, носят спорный характер. При рассмотрении дела в нижестоящих инстанциях представитель ответчика возражал против удовлетворения требования комитента, обосновывая свою позицию тем, что в связи с ненадлежащим исполнением истцом обязательств заказчик применил к ответчику предусмотренные контрактом санкции в виде заранее оцененных убытков (5% цены контракта) и удержал их из предусмотренных платежей по оплате поставленного истцом оборудования.

При этом правомерность удержания комиссионного вознаграждения из цены поставляемого оборудования никем в процессе не оспаривалась – по крайней мере, в судебных актах об этом речь не идет, несмотря на то что Коллегия по экономическим спорам ВС обратила на это особое внимание и обосновала необходимость отмены актов нижестоящих судов именно тем, что удержание вознаграждения из цены оборудования регулируется предусмотренным договором порядком расчетов и не является зачетом. Однако, полагаю, сущность спора заключалась в другом: неперечисление денег комиссионером комитенту было обусловлено удержанием не вознаграждения комиссионера, а санкций в виде заранее оцененных иностранным заказчиком убытков.

При этом в Определении остались неучтенными положения ст. 997 ГК РФ, определяющие, что комиссионер вправе в соответствии со ст. 410 Кодекса удержать причитающиеся ему по договору комиссии суммы из всех денежных средств, поступивших к нему за счет комитента. А ст. 410 ГК как раз и регулирует зачет встречных однородных требований.

Если в отношении комиссионного вознаграждения формальная логика Верховного Суда, изложенная в Определении, понятна, поскольку удержание такого вознаграждения из причитающихся комитенту сумм все-таки относится к расчетам между сторонами договорного обязательства, то в отношении убытков данный вывод (с учетом прямого указания ст. 997 ГК) представляется не совсем логичным и обоснованным.

Поясню почему.

Во-первых, убытки являются следствием гражданско-правового деликта (договорного или внедоговорного). При их взыскании необходимо доказать всю совокупность элементов правонарушения. Если бы договор предусматривал удержание иностранным заказчиком штрафа за неисполнение либо ненадлежащее исполнение договора (а не убытков), тогда логику ВС можно было бы распространить и на данный вид удержания. Однако, исходя из текстов судебных актов, удержана была именно сумма убытков.

Во-вторых, Коллегия ВС сама сослалась на ст. 993 ГК, в которой дано четкое указание комиссионеру немедленно сообщать комитенту о ненадлежащем исполнении третьим лицом договора, заключенного с ним комиссионером. Однако, исходя из текстов судебных актов, доказательств такого извещения комиссионером комитента в материалы дела не представлено. Возможно, это было связано с непродолжительным разбирательством в первой инстанции (всего два заседания), в ходе которого ответчик просто не успел представить соответствующие доказательства. Однако если их нет и комиссионер не подтвердит направление уведомления об удержании убытков из цены оборудования в спорный период (а не после введения наблюдения), тогда говорить о правомерности запрета зачета, примененного судами нижестоящих инстанций со ссылкой на ст. 63 Закона о банкротстве, обоснованно.

В связи с этим полагаю, что нижестоящим судам при новом рассмотрении дела надо обратить особое внимание, во-первых, на то, что входит в состав взыскиваемой комитентом суммы – комиссионное вознаграждение либо удержанные заказчиком убытки в фиксированной сумме, а во-вторых, на то, извещал ли комиссионер комитента об удержании заказчиком убытков до введения в отношении комитента процедуры наблюдения.

Рассказать:
Другие мнения
Авясов Максим
Авясов Максим
Адвокат АП Самарской области
Нюансы апелляционного обжалования итогового решения суда
Уголовное право и процесс
ВС указал ошибки, допущенные судами первой и кассационной инстанций по уголовному делу
23 апреля 2024
Болдинова Екатерина
Болдинова Екатерина
Адвокат АП Московской области, партнер и руководитель налоговой практики Юридической фирмы Five Stones Consulting
Доначисление НДС – в силу закона
Налоговое право
ВС пояснил, как изменение налогового регулирования влияет на вознаграждение по сублицензионному договору
19 апреля 2024
Буров Владимир
Буров Владимир
Эксперт по земельному праву, к.ю.н.
Специальный порядок предоставления участков для ведения КФХ без торгов
Земельное право
Новое регулирование и неоднородность судебной практики
18 апреля 2024
Гаранин Михаил
Гаранин Михаил
Адвокат Палаты адвокатов Нижегородской области, канд. философ. наук, доцент по специальности «правоведение»
Право арендодателя на односторонний отказ от договора аренды не абсолютно
Гражданское право и процесс
Удалось добиться исключения из муниципального НПА незаконной нормы
17 апреля 2024
Антонова Екатерина
Антонова Екатерина
Адвокат АП Краснодарского края, КА «Антонова и партнеры»
Если удержания из пенсии чрезмерно высоки…
Гражданское право и процесс
ВС обратил внимание на важность правильного выбора способа защиты права
17 апреля 2024
Воронкова Ирина
Воронкова Ирина
Адвокат АП г. Москвы, партнер АБ «Казаков и партнеры»
Недропользование или застройка: что в приоритете?
Земельное право
Кассация напомнила об особом порядке аренды земельных участков для добычи полезных ископаемых
12 апреля 2024
Яндекс.Метрика