Некоммерческим организациям и адвокатам тоже нужен товарный знак
Зачем он НКО и как подготовиться к его регистрации?
Нет ли ограничений на регистрацию товарного знака НКО?
Начнем с того, что некоммерческая организация (НКО) – это юридическое лицо, не имеющее извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая ее между участниками (п. 1 ст. 50 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), ст. 2 Закона о некоммерческих организациях).
А раз НКО не ориентирована на коммерцию, то, может, и права на регистрацию товарного знака или знака обслуживания у нее нет? Ведь первый нужен для разграничения на рынке товаров, второй – работ и услуг (ст. 1477 ГК РФ).
Однако, как и любая другая организация, НКО может зарегистрировать свое обозначение. Это следует из ст. 1492 ГК РФ: заявку на госрегистрацию товарного знака юридическое лицо или гражданин подает в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Никаких ограничений здесь нет.
Например, летом Ассоциация участников технологических кружков зарегистрировала товарный знак «Берлога», а Благотворительный фонд «Храбрый Я» – одноименное комбинированное обозначение.
Для осуществления адвокатской деятельности создаются адвокатские образования. Те из них, что являются юрлицами (коллегия адвокатов, адвокатское бюро, юридическая консультация), признаются НКО. А значит, они тоже имеют право зарегистрировать обозначение.
Кстати, раньше адвокаты, учредившие адвокатский кабинет для осуществления адвокатской деятельности индивидуально, обозначение зарегистрировать не могли. Все потому, что кабинет не является юрлицом и адвокаты работали без статуса индивидуального предпринимателя (ИП). А в ст. 1492 ГК РФ было указано, что зарегистрировать товарный знак вправе только юрлица и ИП. Но в июне 2023 года «ИП» заменили на «гражданина», и адвокаты получили возможность регистрировать свои обозначения (Федеральный закон от 28 июня 2022 г. № 193-ФЗ).
Итак, можно ли НКО зарегистрировать товарный знак? Да. Нужно ли? Безусловно, да.
Для чего НКО товарный знак?
НКО стоит зарегистрировать обозначение по трем основным причинам.
Во-первых, для производства товаров или оказания услуг. Хотя извлечение прибыли не является основной целью НКО, она вправе это делать.
Во-вторых, для привлечения спонсоров, в том числе за счет повышения узнаваемости.
В-третьих, для защиты своего обозначения в случае его незаконного копирования. При возникновении спора обозначение продолжит использовать тот, кто раньше подал заявку на его регистрацию.
На что обратить внимание до регистрации товарного знака?
Процедура регистрации обозначения НКО такая же, как у других организаций. Но есть нюансы.
Выберите подходящий класс Международной классификации товаров и услуг (МКТУ). Сегодня в справочнике МКТУ 45 классов. Обновляется он ежегодно. При выборе класса нужно учитывать основную цель деятельности НКО.
Например, когда НКО создана для осуществления просветительской деятельности (планируются выставки и издание книг), уместным будет 41-й класс. А для сбора пожертвований подойдет 36-й класс.
Если зарегистрировать логотип для товаров или услуг, производство или оказание которых устав НКО запрещает, то организация не сможет полноценно реализовывать право на товарный знак или знак обслуживания.
Допустима регистрация одного товарного знака при выборе нескольких классов МКТУ. Но пошлину придется уплатить за каждый класс.
Помните, что регистрация символики и товарного знака – не одно и то же. НКО вправе иметь символику – эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, флаги и гимны. Их описание должно содержаться в учредительных документах (п. 5 ст. 3 Закона о некоммерческих организациях).
Символика регистрируется в Минюсте. Но чтобы она получила правовую охрану как товарный знак, ее надо зарегистрировать еще и в Роспатенте.
Перепроверьте именной товарный знак перед регистрацией. Для индивидуализации товаров и услуг можно использовать имена и фамилии. Например, адвокатские образования часто выбирают такие обозначения – словесные или комбинированные.
Один из вариантов проверить вероятность регистрации товарного знака – зайти в ЕГРИП. Если вы нашли там много однофамильцев, занимающихся аналогичной деятельностью, – возможно, получите отказ. Обычно причины три: обозначение не обладает различительной способностью и не может индивидуализировать товары или услуги; способно ввести потребителей в заблуждение; воспроизводит имя или фамилию известной личности.
Правообладателем именного товарного знака может быть не владелец использованного имени, а, например, его супруг или партнер по бизнесу. Но тогда понадобится согласие владельца.
Для читателей, которые не хотят пропускать юридические советы, у нас есть телеграм-канал @agexpert и сообщество «АГ-эксперт» в соцсети «ВКонтакте». Присоединяйтесь!