Защита контента в Интернете
Охраняйте интеллектуальную собственность, чтобы не потерять подписчиков в соцсетях и покупателей на маркетплейсах
Как защитить свой контент?
Указание авторства и документирование
Всегда обозначайте свое имя в текстах, роликах и проч. (ст. 1228 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ)). Сохраняйте заметки, черновики, исходники и другие материалы, связанные с разработкой информационных продуктов. Они помогут доказать вашу причастность к созданию контента.
Можно депонировать инфопродукты. Выданное свидетельство позволит установить временной приоритет авторства и послужит доказательством в суде. Подробнее о депонировании читайте в статье «4 способа доказать свое авторство» и статье «Как технологии защищают творчество в Интернете».
Оформление отношений с соавторами
Если над проектом работает команда, то роль, права, обязанности и ответственность каждого участника должны быть зафиксированы в договорах. Иначе однажды один из членов команды может заявить, что все принадлежит ему, а там и до суда недалеко.
Также стоит заключить соглашение о конфиденциальности с каждым участником проекта. Пропишите там санкции за разглашение информации, чтобы точно предотвратить ее утечку.
Например, что учесть при оформлении отношений режиссерам, сценаристам, операторам, художникам, композиторам, монтажерам, актерам и другим участникам кинопроизводства – мы объяснили в статье «Договор с продюсером». И рассказали, как автор включенных в фильм видеоматериалов запросил у продюсера 15 000 рублей, но потом увеличил сумму в 200 раз, в статье «Производство фильма закончилось для продюсера не триумфом, а судом».
Если над проектом работают нанятые по трудовому договору сотрудники, то результат их интеллектуальной деятельности будет считаться служебным. О регулировании таких отношений читайте в статье «Работникам и работодателям – о служебных результатах интеллектуальной деятельности».
Регистрация товарного знака
Зарегистрируйте товарный знак или знак обслуживания (ст. 1477, 1482 ГК РФ). Так вы сможете законно включать свое обозначение в инфопродукты и запрещать его использование конкурентам.
Но прежде узнайте, не зарегистрированы ли уже схожие обозначения. Юридическую чистоту товарного знака можно проверить с помощью патентного поверенного или ресурсов, перечисленных на сайте Роспатента.
Как нечестные торговцы используют чужие товарные знаки для оформления онлайн-магазинов – читайте в статье «Добросовестные предприниматели и юристы борются с контрафактом на маркетплейсах».
Что делать, если контент скопировали и выдают за свой?
1. Зафиксируйте нарушения и отправьте досудебную претензию.
Потребуйте прекратить незаконное использование вашего контента.
Напомните воришке, что за такое нарушение суд может взыскать компенсацию до 5 000 000 рублей (ст. 1301, 1311, 1515 ГК РФ). Кроме того, предусмотрена уголовная ответственность (ст. 146 Уголовного кодекса РФ).
2. Подайте иск в суд, если претензию проигнорировали.
Как юристы защищали в судах правообладателей в прошлом году – читайте в статье «Показательные споры об интеллектуальной собственности первой половины 2023 года».
Для читателей, которые не хотят пропускать юридические советы, у нас есть телеграм-канал @agexpert и сообщество «АГ-эксперт» в соцсети «ВКонтакте». Присоединяйтесь!