Единогласная поддержка правообладателей
24 апреля на VII Международной конференции Роспатента «ЭРА IP» представители Роскачества, «Озона», «Wildberries и Russ» и Lamoda рассказали о защите интеллектуальных прав

«Интеллектуальная собственность как кислород – мы его не видим, но он есть. Вот так и интеллектуальная собственность есть везде – в названиях и продуктах. От нее зависят стабильность и конкурентоспособность бизнеса», – директор Федерального института промышленной собственности Олег Неретин на правах модератора открыл сессию конференции «Защита интеллектуальной собственности как ключ к инвестиционной стабильности бизнеса».
Роскачество на защите качества
О поддержке для примерных производителей и барьерах для безответственных предпринимателей упомянула заместитель руководителя Роскачества Ольга Шанаева.
«Мы расширяем перечень знаков, с помощью которых отмечаем добросовестных производителей и продвигаем качественную отечественную продукцию: “Российский знак качества”, “Продукция халяль” (продукция, произведенная согласно стандартам ислама), “Зеленая продукция”, “Органическая продукция” и другие», – перечислила Ольга Шанаева.
С 1 сентября 2025 года будет запрещено наносить на упаковку товаров обозначения «органик», «эко» и «био», а также не получится зарегистрировать товарные знаки с такими словесными элементами без подтверждения соответствующих свойств продукции (Федеральный закон от 24 июля 2023 г. № 367-ФЗ).
Бизнес помогает бизнесу
Защита прав от «Wildberries и Russ». Директор направления по антимонопольной и регуляторной политике объединенной компании «Wildberries и Russ» Анна Арутюнян рассказала о введенных на маркетплейсе механизмах защиты интеллектуальных прав.
С прошлого года в карточках товаров проставляется отметка «Оригинал», которая подтверждает наличие у продавца прав на реализацию продукции.
Внесудебный порядок разрешения споров правообладателей и продавцов на площадке обеспечивает бесплатный сервис «Цифровой арбитраж». Каждый правообладатель, в том числе не зарегистрированный на маркетплейсе, может обратиться к продавцу, если считает, что тот нарушает его права.
Правообладатель направляет жалобу продавцу через сервис. Если в течение 10 дней ответ не поступил, то карточки спорных товаров скрываются. Заказать такую продукцию будет невозможно. Если продавец дал ответ, но правообладателя он не удовлетворил, то жалоба уходит на рассмотрение специалистов маркетплейса. Затем принимается решение о сохранении или блокировке карточек. Недавно для провинившихся продавцов введено ограничение – временный запрет на создание карточек, аналогичных ранее заблокированным.
«За последнее время через “Цифровой арбитраж” поступило более 300 000 жалоб. Около 70% обращений было рассмотрено без участия наших сотрудников. Правообладатели и продавцы решают возникающие вопросы самостоятельно», – поделилась Анна Арутюнян.
Защита прав от «Озона». Директор по взаимодействию с федеральными органами власти «Озон» Елена Заева рассказала об их механизмах защиты интеллектуальных прав.
После проверки документов по заявлению продавца или правообладателя предоставляется бейдж «Оригинал».
Любой правообладатель может создать на маркетплейсе «кабинет бренда», где он будет видеть товары бренда, продавцов и обратную связь от покупателей. Там же можно обратиться с заявлением о том, что продавец нарушает интеллектуальные права при реализации товара. Если информация подтверждается, карточки скрываются. Если же продавец направляет документы о законном введении в оборот товара, они поступают на рассмотрение правообладателю. А он уже решает, оспаривать ли документы.
Недавно запущена «витрина бренда»: правообладатель, у которого есть «кабинет бренда», получает возможность отобрать продавцов и создать фирменный магазин на площадке.
Защита прав от Lamoda. Руководитель группы по взаимодействию с госорганами Lamoda Александр Перекрест рассказал о борьбе с контрафактом на торговой площадке. Чтобы препятствовать распространению поддельной продукции и защитить правообладателей, у продавцов запрашиваются документы: свидетельства на товарные знаки и разрешительные письма на использование товарных знаков, лицензионные договоры, договоры поставки, дистрибьюторские договоры и проч.
Также Александр Перекрест поделился наблюдением: «Судебная практика динамично меняется и с 2024 года начала ужесточаться по отношению к маркетплейсам. Раньше все претензии перекладывались на продавца, а сейчас судьи стали внимательнее смотреть на взаимодействие маркетплейса с партнерами. Если маркетплейс был не просто витриной, а осуществлял действия с товарами, то суд может запросить объяснения. И маркетплейсу придется обосновать, почему он не должен нести ответственность вместе с партнером».
С 1 сентября 2026 года владельцы агрегаторов будут обязаны обеспечить продавцам возможность размещать в описании товаров ссылки на сертификаты соответствия. Это позволит продавцам подтвердить качество продукции для потребителей (Федеральный закон от 28 декабря 2024 г. № 546-ФЗ).
По словам замруководителя Роскачества Ольги Шанаевой, сейчас ведется работа, благодаря которой в скором времени товары с недействительными сертификатами будет невозможно пробить на кассах.
Информацию об интересных мероприятиях удобно отслеживать через наш телеграм-канал @agexpert и сообщество «АГ-эксперт» в соцсети «ВКонтакте». Присоединяйтесь!